О Чехии
Архитектура Праги: Классицизм
Также читайте:
- Танцующий дом в Праге
- Собор Святого Вита в Праге
- Архитектура Праги: Готика
- Архитектура Праги: Романский стиль
- Архитектура Праги: Ренессанс
- Архитектура Праги: Барокко
- Архитектура Праги: Рококо
- Архитектура Праги: Архитектура и изобразительное искусство начала ХХ века
- Архитектура Праги: Романтический историзм
Классицизм (от лат. classicus–образцовый) – художественный стиль в европейском искусстве 17 – нач. 19 вв., главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества как к эталону, в котором заложена гармония простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Одним из главных требований к сооружениям этого стиля является подчинение архитектурной композиции ордерной системе, которая по форме и пропорциям в большей мере, чем все предшествующие эпохи, приближается к идеальным формам и образам античного мира.
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки, четкость объемной формы гладкие массивы стен, ясное пространственное решение, мягкая цветовая гамма, умеренность в использовании пластического декора, подчеркивающего общую структуру сооружения или строгость и красоту интерьера. Этому же служит монументальная скульптура и живопись, составляющие единое целое со всем арх. сооружением. Однако доминирующей остается архитектура.Самым ценным образцом перехода от барокко к классицизму считается решение главного фасада Страговской библиотеки. Здание возникло в 1783-86 годах в результате перестройки бывшего зернохранилища!
Проблематика классицизма и особенности пражской архитектуры
Эпоха начала национального пробуждения в художественном отношении совпадает с периодом классицизма.
Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве, обратившийся к формам античного зодчества как к норме и идеальному образцу.
Четкую ориентацию понятия классицизма затрудняет многоликость его внутреннего содержания и географическая адаптация. Прежде всего, это - обращение к трудам Палладио (16 век) и связанного с ним архитектурного стиля 17-18 вв., запустившего корни во Франции, Голландии, Англии и Германии.
Преобладавший в начале века абсолютизм Просвещения превратился в результате реакции на французскую революцию в абсолютизм полицейского режима. Период всестороннего упадка во второй четверти 19 в. сливается с началом технической эры. Кроме того, уже в конце 18 в. классицизм сопровождается ранним романтизмом, возникшем в Англии. В первой половине 19 в. появляется бидермайер, особенно привившийся в мещанской бытовой культуре.
Классицизм в Чехии проявился в последней трети 18 века – первой половине века 19-го, периоде полном противоречий. С одной стороны, это было время очередной германизации чешских земель - время программного подавления чешского языка. С другой стороны, постепенно, но неудержимо надвигалась эпоха национального возрождения.
Внутреннее идейное содержание классицизма в отношении местной архитектуры представлено небольшим количеством построек. Сотни других разнообразных примеров не имеют ничего общего с программной основой классицизма. Стиль ампир (связанный с эпохой побед Наполеона) совершенно не прозвучал в пражской архитектуре.
В пражской архитектуре проявления классицизма можно приблизительно ограничить 1780-1850 годами.
Ранний классицизм
В 80-е годы 18 века габсбургская резиденция Прага вследствие Терезианских реформ оказалась под угрозой превращения в провинцию.При этом в художественном отношении Прага была значительно выше всех центров габсбургской империи, включая Вену.
Вскоре ее великолепный блеск перекрыла тень «йозефинизма» (реализация реформ императора Иосифа II), имевшего поначалу т.с. «приветливое выражение лица».
В 1781 г. была создана комиссия по преображению города, результатом деятельности которой были: засыпка оставшейся части рва между Старым и Новым городами и создание нового проспекта, получившего название «В новых аллеях». Таким образом, в 1788 г. появилась первая пражская внутригородская коммуникация.
Годом позже началось закрытие множества монастырей и костелов, что привело к уничтожению несчетного количества художественных ценностей и утилитарное обесценивание исключительных произведений архитектуры. Ряд известных построек подвергся перестройкам. Облик Праги «не обогатил» и варварский снос таких объектов, как костел Божьего Тела на Карловой площади и Бетлемской капеллы.
Иозефинское бескультурие не ограничилось вмешательством в объекты культового назначения. Недавно обновленному Пражскому граду грозило превращение в казармы, недобрая судьба постигла летний Королевский дворец, дворец «Звезда» и другие постройки.
Холодный взгляд иозефинского рационализма повлиял на развитие художественного облика улиц и площадей. Программа предусматривала отстранение богатого пластического декора прежних стилей и создание простых плоских фасадов строго симметричного характера.
Не надо забывать, что, в отличие от прочих государств, Чехия – страна, где зрелое барокко ярко и выразительно звучало в его динамическом проявлении. Стиль позднего барокко имел силу звучания и после семилетней войны, не утратив жизненную силу и способности решать задачи на высоком художественном уровне.
Что характерно, венский стиль, проявившийся в терезианской перестройке пражского града (арх. Н.Паккаси), не нашел отклика в других пражских постройках.
Лишь в 70-х гг. 18 в. на фасаде Коуницкого дворца объявляются фестоны, типичные элементы французской архитектуры времен Людовиков XV и XIV.
Ротонда св. Креста интересна тем, что стоит на первоначальном своем уровне, ее фундамент не поднимали за годы, что отличает ее от большинства других зданий Староместа. Часовню еще называют Сокровищницей: в 1960 – 1991 в ней хранились драгоценности из собора св. Вита.
Представители раннеклассического стиля: Антонин Гаффенекер, Игнац Паллиарди, Хуммл, Гегеры, Шмидт и др., как правило, долгое время оставаясь верными стилю барокко, ограничивали классицизм лишь применением второстепенных элементов. Постепенно классические детали стали вытеснять барочные элементы.
Период зрелого пражского классицизма
Архитектура классицизма в Праге никогда даже отдаленно не достигала уровня развития предыдущих стилей, особенно в сравнении с уровнем предшествующего развития динамического барокко, поэтому в некоторых источниках говорится об условности названия «стиль», отдается предпочтение лишь ограничить его временными рамками.
Период, называемый «зрелым классицизмом» связан с именами архитекторов И.Фишера, Й.К.Зобела, И.Паллиарди К.Шмидта, Й.Гаускнехта.
Перелом в развитии классической архитектуры, начавшийся в 1804 году, связан с исчезновением барочных мотивов членений и одновременным уходом деталей французского луисеза.
Второе и третье десятилетие 19 в. связаны с войной против Наполеона и последующим меттерниховским полицейским абсолютизмом. Это эпоха европейского ампира, не проявившегося в Праге в чистом виде, как архитектурное явление (на территории Чехии можно найти проявления относительно чистого ампира).
Со стороны строительной дирекции чешской губернии наступило влияние объединяющих и упрощающих тенденций, которые в некоторых случаях существенно задели архитектурный облик Праги, как это случилось с Новоместской ратушей в 1822 г. или домом № 55 на ул. Мостецкой в 1828 г.
«Триумфом обезличивающей классики» можно без преувеличения назвать то, во что превратилось в результате перестройки здание Новоместской ратуши. Как известно, после объединения пражских городов в 1784 г. это прекрасное здание было решено использовать в качестве суда с тюрьмой. Спустя 10 лет ликвидировали большой зал южного крыла, а в 1806-1811 гг. началась перестройка и расширение комплекса. В 1822 г. был отстранен великолепный позднеготический декор ренессансного блока(см.рубрику Новоместская готика. Благо, неоготическая перестройка исправила эту ошибку, подобие прежнего фасада было восстановлено, а безликий фасад а-ля-классик остался лишь на старых фотографиях).
Кларов приют для слепых - классическое здание с часовой башенкой. Фонд основал профессор А.Клар, строил Павел Клар, его сын, у «целебного» ручья Бруснице. Впоследствии Павел Клар ослеп сам, передав эстафету милосердия уже своему сыну. Сегодня здесь разместилась Геологическая служба.
Примеры этого этапа: несколько домов на Малостранской и Карловой площадях, пиаристская гимназия при костеле св. Креста, Сальмовский дворец на Градчанской площади, первый наемный дом «Платиз» на нынешнем Национальном проспекте.
На рубеже второго и третьего десятилетий появляется костел св. Креста, первая классическая культовая постройка на территории исторической Праги. В этом случае Фишер оказался под влиянием прусского классицизма.
Поздний классицизм
Монументальная программа периода позднего классицизма с более строгим использованием высокого ордера, в местных условиях еще в большей степени нейтрализует пластику фасадов, способствуя формированию казарменного стиля.
Жилищное строительство по мере возрастания культуры быта претерпевает существенные изменения: черные кухни получают естественное освещение, меняются конструкции лестниц, увеличивается количество туалетов, камины уступают место более экономичному отоплению и кухонным плитам.
Происходят глубокие перемены в облике зданий, значительно повышается не менявшийся столетиями общий уровень этажности. На окраинах Старого Места и, особенно, в Новом Месте возникают комплексы построек сильно «униформенного профиля». Уплотняется блочная застройка. В исторической среде строго соблюдается регулирующая (красная) линия, не исключается возможность бездушного отстранения «всяческих выступов и неровностей», касающихся старой (нередко ценной) застройки.
В этот период происходит перестройка Саксонского дома (известная своими негативными результатами), появляются Новые Конские ворота венского арх. П.Нобиля (на месте будущего Национального музея), аналог существующих по сей день Внешних ворот в Вене, в 1831 г., кладется первый камень в основание костела св. Троицы на малостранском кладбище, строятся новые и перестраивается ряд прежних жилых и общественных зданий.
В середине 30-х начала реализоваться монументальная урбанистическая концепция в районе Котце (СМ): перестройка (не до конца выполненная) южно-восточного ряда домов представляет образец реализации объединенного решения позднеклассической программы.Среди общей массы объектов казарменного типа выделяется несколько достойных внимания построек: арх. Гаускнехт (угловой дом №962 Рыцарская-Мелантрихова), Й.Краннер (достройка дворца Гольц-Кинских), Поллак (Угловой 4-х этажный №526, Гавельская-Угольный рынок), Гегер (Пахтовский дворец), Кулганек (фасад Роганского дворца, Кларов устав слепых).
На облик Праги позднего классицизма оказала влияние деятельность наивысшего бургграфа К.Хотека (в 1826-1843 гг.). С его именем связано появление коммуникации Бруска-Писецкие ворота, Хотковых садов над восточным окончанием Оленьего рва, обновлен Увоз, соединяющий МС с Погоржельцем, отремонтированы дороги, озеленены Влтавские острова. Вышеград получил серпантин на северном склоне и монументальные Новые или Кирпичные ворота.
В 30-х годах 19 в. в полной мере развернулась застройка Карлина, в которой приняли участие многие известные строители.
В 1838 г. Смихов становится вторым пражским предместьем. Его богатая зеленью территория с барочными летними резиденциями постепенно начала уступать место под фабричную застройку. Давление производственников еще более усилилось после буржуазной революции 48 года, ставшей рубежом в истории европейского политического развития. Не осталась в стороне и Прага, второй город австрийской империи.
Облик Праги меняется в значительной степени. С приходом технического прогресса еще меньше внимания уделяется уровню культуры организации городской среды.
С другой стороны, позитивным влиянием прогресса стало появление новых инженерных сооружений. Более 8 столетий берега Влтавы соединял лишь один мост. В строительстве второго пражского (цепного) моста по проекту инженера Б.Шнирха значительную роль вновь играет граф Хотек.
Вслед за мостом появляется первая благоустроенная набережная (Сметанова), ставшая первой пражской «променадой» и одновременно защищающая часть Старого города от наводнений. В 1841 г. после большого объема земляных работ, в результате которых на бывшем склоне появилась обширная ровная терраса, выросла высокая стена новой набережной протяженностью 300 м.
Результатом архитектурной деятельности, развившейся на городской стороне новой террасы стало появление сквера с неоготической доминантой памятника, посвященного императору Францу I по проекту Й.Краннера. С северной и южной стороны выросли две группы домов по проекту профессора пражского политехнического института Б.Грубера, который уже не исповедует классицизм, придерживаясь догматов неоготического историзма.
Впоследствии урбанистическая деятельность переместилась на север ул. Каролины Светлой и историческую площадь Крестоносцев, где появился неоготический монумент Карла IV.
Одновременно на восточной окраине тогдашней Праги настежь открываются ворота техническому веку в образе конечной станции двух железных дорог из Вены и Дрездена. Со строительством вокзала мог соперничать лишь виадук Негрелли, разделивший Карлин на две неравные части. Затем появился железнодорожный мост. Прага окончательно присоединилась к европейской коммуникационной системе после открытия на Влтаве пароходной навигации.
Стиль луисез (Luisez)
В чешской литературе о классицизме часто встречается термин луисез, луисезные детали. Luisez – (Louis-Seize) - ранняя фаза развития классики в Европе, названная в честь французского правителя Людовика XVI.
Это стиль позднего французского барокко и самого раннего классицизма, сформировавшийся до вступления на трон Людовика XVI, поэтому в чешской литературе Luisez также называют стилем обоих Людовиков (к тому же в пражском раннем классицизме чаще всего речь идет лишь о применении декоративных элементов - "фасадной косметике").
Стиль Людовика XV — зрелое рококо, во всей прихотливой красе, сменяется стилем Людовика XVI, формы которого становятся более строгими. Стиль Людовика XVI представляет собой нечто среднее между барокко, рококо и классицизмом, он представлен в основном характерной мебелью, но проникает и в архитектуру европейских государств.
Реакция против безудержной вычурности и витиеватости рококо началась еще в период расцвета стиля. Эпоха Регентства, а затем Людовика XV, характеризующиеся изнеженным искусством рококо, пресытила вкусы аристократии, которая теперь стремилась к строгости и простоте.
Придя к власти, девятнадцатилетний Людовик XVI пытался реабилитировать королевскую власть.
К этому времени меняется художественная политика абсолютизма. Пасторали рококо перестают удовлетворять королевских чиновников, возникает необходимость в возрождении «величественного стиля», способного поддержать дряхлеющий абсолютизм.По мере приближения революции проповедь семейной добродетели сменяется утверждением добродетели гражданской, призывом к героическому подвигу. Именно для этого нужна была античность, в которой искали образец героизма, республиканских идеалов.
Стиль луисез принес в Прагу круглые и овальные лавровые венки и фестоны, волнистые ленты с бантами и сплющенные прямоугольные волюты, закрученные подобно греческому меандру.
Ампир
Ампир (фр. еmpire – империя) - зародившийся во Франции стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве 1-й трети 19 в. в странах Европы, завершающая фаза эволюции классицизма; направление в архитектуре, прославлявшее наполеоновскую империю; наряду с использованием типов и форм античности, сохранило и черты древнеегипетской стилистики (египетские сфинксы, резной египетский орнамент). Для сооружений этого торжественного стиля характерно использование дорического и тосканского ордеров, выражающих мощь и величие; применение в качестве декора изображения военных атрибутов. Среди монументальных сооружений этого периода значительное место занимают триумфальные арки и колонны.
В чешской литературе часто ампиром ошибочно называют архитектуру позднего классицизма в любых его проявлениях. Сославшись на авторитетные источники (Э.Похе и др.), отметим, что в Праге ампир практически не проявил себя. На территории Чехии можно найти относительно чистые проявления этого стиля.
Комментарии: