О Чехии
Архитектура Праги: Ренессанс
Также читайте:
- Танцующий дом в Праге
- Собор Святого Вита в Праге
- Архитектура Праги: Готика
- Архитектура Праги: Романский стиль
- Архитектура Праги: Барокко
- Архитектура Праги: Рококо
- Архитектура Праги: Архитектура и изобразительное искусство начала ХХ века
- Архитектура Праги: Классицизм
- Архитектура Праги: Романтический историзм
Ренессанс - эпоха в истории культуры и искусства стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XV вв., в других странах - конец XV-XVI вв.), отличительной чертой которой является гуманистическое мировоззрение и обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название), связанные с коренными социально-экономическими сдвигами в европейской культуре периода зарождения капиталистических отношений.
В этот период архитектура занимает ведущее место в художественном творчестве. Архитектура Возрождения развивает и интерпретирует античные формы применительно к новым историческим условиям, умело сочетая традиции античной и византийской архитектуры с приемами романского и готического зодчества.
В конце Золотой улочки возвышается Далиборова башня. Это тюрьма, построенная в 1496 году. Первый узник, Далибор, был главой бунта крестьян. Он играл на скрипке, и множество людей собирались у башни послушать его. Но однажды они прождали напрасно: навсегда умолк сам музыкант и его инструмент.
* создание центрической композиции храма,
* нового типа городского дворца (палаццо),
* отдельных видов общественных зданий,
* применение ордера и ордерных систем в декоративных целях,
* разработка принципов градостроительства.
Пражский ренессанс
Средневековая центральноевропейская традиция, обусловленная в смысле строительном и художественном, прежде всего климатом и мещанской стихией, представляла собой порочный барьер, мешавший в течение всего 16 века последовательному проникновению нового стиля.
Ситуация изменилась после 1526 года при правлении представителя новой династии Фердинанде-1, воспитанном на юге Европы.
Прежде всего, в стиле ренессанс был перестроен Пражский град. В 1530 году здесь был разбит парк в итальянском стиле, первый парк в Чехии, решенный по правилам ландшафтной архитектуры. Произведение Паоло дела Стела – Летний королевский дворец – самое чистое в стилевом отношении произведение в центральной Европе того времени.
Вельможа периода ренессанса должен быть окружен двором, поэтому испанским и чешским дворянам предоставилась возможность построить на Граде компактный конгломерат дворцов, в архитектуре которого различным образом комбинировались местные традиции с итальянскими. К тому же обновление облика Града и центра было необходимо: после пожара 1541 года сильно пострадали Мала Страна и сам Град.
Императорский строитель Бонифаций Вольмут в новых постройках на Граде (Зал для игры в мяч, перестройка канцелярии Земских книг) по-своему использовал творческие принципы знаменитого Андреа Палладио.
Все же в целом Прага становится как бы филиалом итальянских строительных цехов, менее известные члены которых нашли здесь возможность творить. Преобладала светская архитектура, в которой прежде всего появилось сграффито орнаментального характера, а также фигурная лепка.
Прежняя плоская готическая профилировка членений и стрельчатые фронтоны домов сменяются фронтонами, решенными аналогично итальянским культовым постройкам. Иногда внутреннее пространство обогащалось аркадным двором. Однако это было скорее данью моде и репрезентации, чем необходимостью.
Те же репрезентативные устремления феодалов и патрициев, стремившихся к внешнему и внутреннему великолепию и старавшихся заменить импорт местными изделиями, поддерживали уровень художественного ремесла, идущего в ногу со строительством, в то время, как живопись и скульптура переживают упадок.
Рудольфинская Прага
Значение Праги снова возрастает при Рудольфе II, когда вторично в 1584 году город становится столицей империи. У Рудольфа были те же склонности, что и у Карла. Он любил искусство и антикварные предметы, произведения живописи, скульптуру, золото и драгоценные камни.Как и Карл, в 1602 г. Рудольф приказал сделать новые коронационные регалии, еще более великолепные, чем те, которые были созданы для Карла. Как и Карл, он принимал на Граде иностранных представителей культуры и дипломатов, а также содержал при своем дворе огромное количество различных художников и ремесленников. Кроме того, он скупал по всей Европе художественные произведения и природные редкости, а также оказывал поддержку исследователям в области естественных наук и медицины.
Однако, В ОТЛИЧИЕ от КАРЛА, ему не хватало смелости, широты и дипломатических способностей, не хватало интереса к Праге, как к единому целому. Его мир ограничился Пражским Градом, который он оборудовал со всем возможным жилым комфортом и обогатил постройками для размещения природных экспонатов и художественных произведений, преимущественно лучших образцов маньеризма.
В конце Второй мировой войны сильно пострадало здание ратуши. Пламя пожара расплавило древнейший чешский колокол 1313 года. Но отлично сохранился с XVI века старинный зал заседаний, где хранятся шесть позолоченных цепей, которыми некогда запирались пражские улицы.
Прага времен Рудольфа представляла собой мир богатых дворян и горожан и ИХ строительной и художественной инициативы, мир, где сталкивались противоположные взгляды, как в религии, так и в искусстве.
А в это время уже происходит соперничество умеренного итальянского ренессанса и более богатого северного ренессанса, приходящего в Прагу вместе с немецкими и голландскими протестантами из северных областей Европы.
Основные памятники архитектуры Ренессанса в Праге
Пражский Град• Королевский дворец
– окна и порталы Владиславского зала
-- крыло Людовика
-- трибуна наивысшего писаря в помещении старого сейма
-- портал парадной конной лестницы
-- интерьер капеллы Всех Святых
• Клирос (церковные хоры) Вольмута в соборе св. Вита
• Южный портал базилики св. Георгия
• Старое бургграфство
• Злата улочка
• Королевский летний дворец (Бельведер)
• Зал для игры в мяч
Примеры дворцов и мещанских домов
• Мартинский дворец, Градчанская площадь, 67
• Бывшая градчанская ратуша, Лоретанская, 173
• Шварценбергский дворец, Градчанская площадь, 185
• Дворец господ из Градца, Замецке сходы, 193
• Дом по Нерудовой ул., 213 (перестроен в барокко)
• Дом «У золотого лебедя», ул. У золотого колодца
• Бывшая Малостранская ратуша
• Дом «Золотой лев». Малостранская площадь,261
• Меттиховский дворец, Велкопршеворская площадь,490
• Дом по ул. Гусова,156
• Дом «У Воеводы», ул. Воеводова,353
• Дом «У Брунцвика, ул. Гавельская, 510
• Дом «У пяти корун», ул. Мелантрихова,465
• Дом «У двух золотых медведей», Мелантрихова,475
• Дом «У минуты», Староместская площадь,3
• Ренессансное окно Староместской ратуши
• Портал дома «У каменного барашка», Старом. пл. 551
• Тынская школа, Старом.пл.,604
• Дом Грановских, ул.Тынская,639
• Дом «У золотого дерева», ул. Длоуга,729
• Новоместская ратуша – южное крыло с порталом
• Летний дворец «Звезда» на Белой горе
С ноября 1916 по март 1917 года на Золотой улочке жил знаменитый писатель Франц Кафка.
Храмы (переход от готики к ренессансу)
• Костел св. Роха
• Костел св. Сальвадора
• Костел св. Симона и Иуды
• Пинкасова синагога
Водонапорные башни
• Петржилковская
• Шитковская староместская
• Нижняя новоместская
• Староместская
Строительные особенности стиля ренессанс
Строительные материалыКроме традиционных строительных материалов в период Ренессанса используются и некоторые новые.
Камень
Традиционный камень в основном в ранний период применяется в виде каменных блоков, обработанных различными способами. Он используется и в конструкциях, и в элементах оформления.
Штукатурка
Все более важным материалом становятся строительные РАСТВОРЫ. Практически Ренессанс - период наступления штукатурки в архитектуре. Раствор используется не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки, сграффито, руста и для создания некоторых других архитектурных элементов.
Керамика, кирпич
Кирпич по-прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным.
Ренессанс характерен чередованием материалов и цвета, широко используются цветные материалы: терракота, майолика и глазурованный кирпич. Изделиям из этих материалов легко придать различную форму, что позволяло создавать различные элементы и детали архитектурного оформления сериями.
Интерьеры
В XVI в. чаще, чем настенная живопись, в убранстве интерьеров используются лепные украшения, вначале белые, а впоследствии тонированные и золотые.
В значительном количестве применяется железо, особенно в качестве конструктивных деталей, обеспечивающих жесткость с помощью тяг и затяжек.
Медь, олово и бронза используются в декоративных целях. Из дерева конструируются стропила, карнизы и потолки, которые имеют КЕССОНЫ сложной формы.
В некоторых случаях из дерева выполняются и своды, например, цилиндрические с люнетами.
Конструкции
Конструктивное решение сводов и куполов остается основной технической н художественной задачей. Популярны глухие своды и купола, оставляющие много места для росписей.При возведении сводов использовался как античный, так и средневековый опыт. Образцом для подражания считался римский Пантеон. При этом ренессанс старается преодолеть массивность и простое нагромождение объемов, и для облегчения конструкции в системе сводов применяются различные дополнительные элементы, которые оставляются открытыми и иногда трактуются как детали художественного решения (например, затяжки). Часто используется купол на парусах, известный уже раньше (например, храм св. Софии), однако новым становится включение в систему высокого барабана, промежуточного цилиндрического элемента, вставляемого между парусами и куполом.
Характерные черты стиля ренессанс. Типы сооружений
Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей.
Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему.
Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации. Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью - от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху.
Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре - квадрат, прямоугольник, куб и шар.
С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам.
В противоположность готическому усложнению стены вплоть до вертикально подчеркнутого скелета с застекленными внешними поверхностями ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых украшали орнаменты в подражание античным формам и разнообразные по форме и размерам ризалиты.
Как и в готический период строительство было сконцентрировано в городах. Однако в это время наряду с городскими жилыми и общественными зданиями возникали великолепные замки в великокняжеских резиденциях, как правило на местах бывших укрепленных замков.
Над созданием дворцов, садов и укреплений работали архитекторы, воспитанные на итальянских образцах. Они создали материальную среду, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой. Строительство культовых зданий вследствие Реформации потеряло свое превалирующее значение.
Типы сооружений стиля ренессанс
В развитии ренессансной архитектуры первоочередной задачей является строительство дворцов для старой и новой торговой аристократии.
Городские дворцы вначале имели вид крепостей, так как выполняли и оборонительные функции.
Их общим признаком была простота композиции, мощный руст стен, последовательное разделение этажей карнизами.
По существу, можно говорить о едином блоке, имеющем горизонтальное членение.
Верхняя часть завершалась особенно сильным карнизом, иногда значительно выступающим.
Существовавшее в начале преобладание горизонтальных членений позже уравновешивается вертикальными вставками на фасаде в виде пилястр (скорее образ пилонов или колонн).
В дальнейшем происходит все большее пластическое обогащение фасада.
Период позднего итальянского Ренессанса заложил основы для совершенно нового направления в искусстве - стиля барокко в обоих его проявлениях - как динамическом, так и классическом.