О Чехии
Архитектура Праги: Романский стиль
Также читайте:
- Танцующий дом в Праге
- Собор Святого Вита в Праге
- Архитектура Праги: Готика
- Архитектура Праги: Ренессанс
- Архитектура Праги: Барокко
- Архитектура Праги: Рококо
- Архитектура Праги: Архитектура и изобразительное искусство начала ХХ века
- Архитектура Праги: Классицизм
- Архитектура Праги: Романтический историзм
Если есть желание познакомиться с романскими достопримечательностями, особенно в Старом городе, то прийдется спуститься в подземелье.
Уже после возникновения первых плотин на реке Влтаве, уровень воды значительно поднялся и часто весь Старый город заливался водой. Поэтому его жители начали поднимать земельное пространство города привозным грунтом. И тогда нижние этажи романских домов стали превращаться в этажи подземные, а некоторые из них превратились в двухэтажные подвалы. Вот таким образом и законсервировался этот архитектурный стиль, от которого бы иначе не сохранилось в городе столько памятников.
Это о том, что касается жилых построек. Постройки, представляющие культовую романскую архитектуру, остатки укреплений и законсервированные фрагменты других бережно сохраняемых романских памятников можно увидеть в историческом центре Праги.
Романская архитектура в Чехии – это первый этап развития архитектуры на территории Чехии, от которого сохранились постройки (от предыдущего этапа, Великой Моравии , имеются только материалы археологических раскопок).
Образцы и фрагменты сохранившихся построек романской архитектуры в Праге
В постройках Пражского града:
• Королевский дворец (сейчас - подвал дворца) с бывшей южной башней романских укреплений
• Части каменной кладки ротонды и базилики св. Вита под кафедральным собором
• Базилика св. Георгия (Йиржи)
• Черная башня с фрагментами крепостных укреплений
• Бывшая Белая башня и Епископская башня (составные части по центральной оси)
• Костел Девы Марии (части каменной кладки под западным крылом града)
За пределами града
• Страговский монастырь (части стен костела Девы Марии и здания конвента
• Крипта Бржевновского монастыря
• Костел св. Лаврентия на Петржине (остатки стен, теперь это преимущественно барокко, № 390)
• Костел Девы Марии под Цепью (южная часть поперечного нефа базилики и части стен Велкопршевовского дворца - № 485)
• Малая Малостранская мостовая башня
• Бывший Юдитин мост
• Ротонда св. Креста , ул. Каролины Светлой
Базилика святого Георгия — старейшая сохранившаяся церковь в Пражском Граде, заложенная Вратиславом I в 920 году в честь святого Георгия. В XII веке были достроены две башни. Более узкую северную башню называют Евой, более широкую – Адамом в честь первых людей, сотворенных Богом.
• Костел св. Вацлава на Здеразе (остатки романской башни на фасаде и элементы в теле нефа)
• Ротонда св. Лонгина, ул. «На рыбничке»
• Базилика св. Лаврентия (остатки северной апсиды – северная и западная части, № 14)
• Ротонда св. Мартина на Вышеграде
• Костел св. Петра (западный двухбашенный фасад и две опоры главного нефа)
• Дом господ из Кунштадта (Ржетезова, 3) и другие РОМАНСКИЕ ДОМА, сохранившиеся в подвалах домов на Старом Месте
Перечень взят из книги «ПРАЖСКАЯ АРХИТЕКТУРА» (Известные постройки одиннадцати столетий) Авторы: Я.Станькова, О.Штурза, С.Водера
РОМАНСКИЙ ПЕРИОД, градостроительная ситуация
Итак, продолжим разговор о формировании и историческом развитии города.
Прага 10-13 в, т.е. в период, называемый романским, переживает постепенный переход от поселения деревенского характера к типу города, который развивался в античный период на территории римской империи и формировался во время раннего феодализма в соседней Германии.
Уже упомянутые городище и поселение в течение нескольких веков находились в постоянном контакте. Вместе с ростом политического значения Пржемысловичей, росло не только значение их городища (а также городища Вышеградского), но и значение подградья, возникшего у подножья холма, где это городище находилось, на левом и правом берегах Влтавы, через которую был переброшен первый мост.
На территории романского Страговского монастыря находится любимый туристами ресторан. Его интерьер напоминает подземелье, а название отвечает чешским представлениям о юморе – «Пекло», что в переводе на русский значит «Ад».
Характеристика стиля
Главная черта романского стиля в архитектуре средневековой Европы - массивность храмов, замков и городских укреплений. большие, тяжелые стены, на которых мало деталей и украшений, узкие проемы.
От романских построек веет силой и мощью.Суровая действительность: набеги, захваты, сражения - заставляла строить крепости и храмы, похожие на крепости. Обычно эти постройки возвышались на холмах. У них нет архитектурных излишеств, всем своим видом они словно угрожают неприятелю.
Романская архитектура являет собой дальнейшее развитие древнехристианских базилик. Отличительные особенности периодов романского стиля:
• Раннероманский стиль (конец 10-нач. 11 в.) – строгость, простота, отсутствие украшений, плоские деревянные потолки и неорнаментированные капители колонн;
• Среднероманский (11-нач. 12 в.) – замена плоских потолков сводами, сначала цилиндрическими с последующим переходом к крестовым сводам, появление украшений: ложно аркадные фризы, так наз. трифории, орнаментированные порталы и такие же капители колонн;
• Позднероманский период (до середины 13 в.) вырабатывает черты, впоследствии окончательно развивающиеся в готической архитектуре -стрельчатая арка и др.
С восточного конца нефов к ним примыкает трансепт, сильно выступающий из общего корпуса и имеющий с восточной стороны три абсиды: две малые по бокам и большую посредине.
Перед этой последней расположено пространство хора. Пол абсиды и хора, а иногда и всего трансепта, лежит выше, чем пол в остальном пространстве.
Под этой возвышенной частью помещается обширная крипта, в которой устраиваются алтари, и где покоятся мощи святых или хоронятся знатные лица. Боковые нефы отделяются от среднего колоннами или пилястрами.
Характерной чертой стиля в храмовой архитектуре также следует признать обильное применение сводов.
Колокольни первоначально играли роль дозорных башен и ставились отдельно от церкви.
Далее появились две башни на краях фасада, пара башен над концами боковых нефов, примыкающих к трансепту, башня над пересечением этого последнего со средним нефом.
Романские храмы украшали в основном скульптура и декоративный рельеф. Несмотря на церковную строгость, у подножий колонн, на окнах, у дверей появляются изображения диких львов, кентавров, химер (полуящериц-полуптиц). Вероятно так средневековые художники представляли себе лики дьявола. Эти образы пришли из сказок, басен, фольклора - народного творчества.
Порталы (в больших храмах их было три) в западном фасаде отличались роскошной орнаментацией.Над входной дверью образовывалось полукруглое пространство, называющееся тимпаном; оно почти всегда было заполнено рельефом.
Над порталом в позднюю пору романского стиля появилось украшение в виде большого, круглого фигурно разделанного окна - так называемые розы.
В храмах скульптурой украшались, главным образом, порталы, капители колонн, саркофаги, ракии для мощей святых и т.п., а также более мелкие поделки - дарохранительницы, епископские посохи и тому подобное.Первоначально произведения романской пластики отличались неумелой, грубой работой, но затем, совершенствуясь, достигли своеобразной красоты.
Настенная живопись была очень распространена в романских храмах; кроме того, для украшения применялись мозаика и живопись на стекле.