О Чехии
Архитектура Праги: Барокко
Раннее барокко
Также читайте:
- Танцующий дом в Праге
- Собор Святого Вита в Праге
- Архитектура Праги: Готика
- Архитектура Праги: Романский стиль
- Архитектура Праги: Ренессанс
- Архитектура Праги: Рококо
- Архитектура Праги: Архитектура и изобразительное искусство начала ХХ века
- Архитектура Праги: Классицизм
- Архитектура Праги: Романтический историзм
Раннее барокко, теоретически тождественное итальянскому маньеризму, проявилось в Праге уже в рудольфинский период исключительно пока еще в изобразительном искусстве.
В архитектуре тенденции раннего барокко после 1620 года приобрели идейное содержание и программу как функциональное и эстетическое выражение нового, преимущественно иностранного господства как светского, так и церковного.
Основную линию строительной деятельности в городе определяли архитектурные формы и планы Италии 17 века, импортированные последующими поколениями итальянских строителей, каменщиков и лепщиков, осевших в Праге. Дворцы, монастыри и церкви бесцеремонно внедрялись в бывший средневековый северо-европейский город.Барокко в Чехию принесли австрийские завоеватели. После поражения 1620 года земли чешских феодалов раздали австрийским родам. Началась застройка; в страну приехала целая армия архитекторов, художников, скульпторов, садоводов из Италии, Австрии, германских княжеств, даже из Франции.
Ранней стадии барокко в Праге присущи колоссальность, холодная шаблонность и заимствованная итальянская горизонтальность. Характерные тому примеры: Вальдштейнский и Чернинский дворцы, монастыри иезуитов и кармелиток на Малой Стране, церкви св. Сальвадора-Спасителя в Клементинуме и Марии Магдалины на Уезде, на границах города – протяженная масса новых кирпичных укреплений с бесчисленными бастионами. Стремлению задушить средневековое строительное наследие Праги, мнимо гуситское, превзойти его в художественном отношении и дать городу новый облик южной католической феодальной Европы способствовала потребность материального сословного самоудовлетворения конфискованным имуществом, появившаяся у разбогатевших в одночасье генералов, чиновнического дворянства и аббатов иезуитских монастырей.
Зрелое барокко
Перелом в художественном отношении наступил в конце 17 - начале 18 в., когда на смену заказчикам, опьяненным властью и деньгами, пришли заказчики образованные, с утонченным вкусом, пожившие за границей; а прежних строителей сменили архитекторы уровня Мате, Аллипранди, Кристофа Динценгофера, Сантини, а позднее Каньки, Килиана Динценгофера, и др - представители высокого пражского барокко.
Итальянский стиль все еще является образцом, однако творчески переосмысленным в духе местных традиций и обогащенный новыми самобытными чертами, свидетельствующими о высоком уровне архитектуры.
То же самое можно сказать и о живописи П.Брандла и В.Рейнера, о скульптурах Ф.Брокофа и М.Брауна и о прикладном искусстве (например, о достижении мирового уровня работ малостранских ювелиров).
Сооружение барочного Вальдштейнского дворца началось в 1624 году. 22 здания, городские врата Pisecka, городская обжиговая печь для производства кирпича и три сада должны были быть куплены и разрушены, чтобы получить необходимое место для проекта.
Дворцы уже органично вписываются в среду, сочетаясь с окружающей застройкой.
Скульптурные группы акцентируют места на террасах и лестницах, продуманно связывая старые пространства с новыми объектами, за которыми по малостранским и градчанским склонам поднимаются прекрасные острова новых садов, решенных по правилам ландшафтной архитектуры.
Бароккизация интерьеров старых церквей завершила процесс перерождения города в культурном и идейном отношении.
Что характерно, все это происходило без вмешательств правителя и его двора (увлеченных своими интересами), а благодаря спонтанному желанию дворян и горожан, веривших в то, что Прага, древняя столица королевства, после смерти последнего Габсбурга опять станет столицей.
Однако правление Марии Терезии, во время которого расцвел венский централизм, участились войны и секуляризация (обращение церковной собственности в светскую), ослабило Прагу.
Позднее барокко
Заключительная часть барокко оказалась в руках получивших дворянство мещан, пользовавшихся в художественном отношении наследием недавнего прошлого. Так случилось, что взяли они более количеством, нежели качеством. Завершающим моментом позднего барокко в Праге было то, что императрица подписалась в 1755-1776 гг. постройкой в Пражском граде нового дворца, представлявшего собой монотонную классическую массу (которую ее сын - будущий правитель - жаждал превратить в казармы).Архитектура барокко (+рококо) в Праге
• Перестройка Пражского града (Терезианская)
• Манеж Пражского града
• Остатки укреплений в стиле барокко на Малой Стране, в Градчанах и на Пражском граде
• Укрепления в ст. барокко на Вышеграде
• Инвалидовна в Карлине
Бревнов монастырь был основан в 993 году Болеславом II и епископом Святым Войтехом. По легенде, они встретились на мостике через ручей, и каждый из них мечтал основать на этом месте монастырь. Современный монастырь и близлежащая церковь святой Маргариты в стиле барокко были созданы в 1720 году.
Дворцы в стиле барокко
• Кучеров, Погоржелец, 114 (рококо)
• Чернинский, Лоретанская площадь, 101
• Тосканский, Градчанская площадь, 182
• Гложковский, Кановницкая, 70
• Мартиницкий (достройка в ст. барокко), Градчанская пл., 67
• Штернбергский, Градчанская пл., 57
• Лобковицкий, Влашская (Итальянская), 347
• Туновский, Нерудова, 214
• Морзинский, Нерудова ,256
• Шёнборнский, Тржиште, 365
• Хардигофский, Малостранская пл., 259
• Леденбургский, Вальдштейнская пл., 162
• Коловратский, Вальдштейнская пл.,154
• Фюрстенбергский,(Польское посольство) Вальдштейнская пл., 153
• Вальдштейнский, Вальдштейнская пл.,17
• Кайзерштейнский, Малостранская пл., 37
• Кауницкий, Мостецкая, 277 (рококо)
• Велкопршеворский, Велкопршеворская пл., 485
• Ностицкий, Мальтезская пл., 471
• Михневский (Тыршув дом) Уезд, 450 – восточное крыло
• Коллоредо-Мансфельдский, Карлова, 189
• Пёттингский, Карлова,186
• Клам-Галласовский, Гусова,158
• Трауттманнсдорфский, Марианская пл.159
• Мансфельдский, Яловцова, 147
• Вратиславский, Йилская, 451
• Голтц-Кинских, Староместская пл., 606
• Грзанов из Гарасова, Целетная, 558
• Миллесимовский (рококо), Целетная, 597
• Пахтовский, Целетная, 585
• Sweerts-Шпорковский, Гибернская, 1036
• Гарраховский, Йиндрижская, 939
• Кауницкий, Панская, 890
• Sylva-Taroucca, На пршикопе, 852
• Коловратский, Овоцный трх (Фруктовый рынок), 579
• Mac Neven. Палацкого, 719
• Ширдингофский, Народни, 118
• Биссингенский, Спалена, 90,91
• Салмовский, Карлова пл., 671
• Михневский летний дворец (Америка), К Карлову, 462
• Штернбергский замок в Трое
• Архиепископский, Градчанская площадь (фасад в рококо)
Примеры домов в стиле барокко
• У двух солнц, Нерудова, 233
• Морзинский, Нерудова, 222
• У золотолго оленя, Томашская, 26
• № 465, Ностицова
• У золотого колодца, Карлова, 175
• Дом Фауста, Карлова пл., 502
Костелы и монастыри в стиле барокко
• Страговский монастырь
• Костел Девы Марии при бывшем монастыре капуцинов
• Лорета
• Костел св. Яна Непомуцкого на Градчанах
• Костел св. Бенедикта
• Костел Д.Марии у кайетанов
• Костел св.Микулаша с бывшей иезуитской коллегией на Малостранской пл.
• Костел Д.Марии Торжествующей
• Костел св. Иосифа
• Костел св. Франтишека при Кршижовницком монастыре
• Клементинум - св. Сальвадор, Влашская (итальянская) капелла при св. Клименте, иезуитская коллегия, библиотека, башни и др.
• Костел св. Микулаша на Старом Месте
• Костел св. Варфоломея
• Костел св. Урсулы
• Костел Наисветлейшей Троицы
• Костел св. Карла Боромейского
• Костел св. Игнатия с бывшей иезуитской коллегией
• Костел св. Екатерины при монастыре
• Костел св. Яна Непомуцкого на Скале
• Костел Наисветлейшей Троицы на Троицкой улице
• Костел Д.Марии при монастыре альжбетинок (елизаветинском)
• Капелла св. Марии Магдалины
• Бржевновский монастырь
• Паломническое место на Белой горе бывший монастырь сервитов с капеллой Д.Марии Торжествующей
• Костел св. Роха на Ольшанах, Ольшанская пл.
Перестройка в стиле барокко средневековых костелов
• Костел св. Томаша при монастыре августинов
• Костел св. Якуба при монастыре миноритов
• Костел св. Гавла
• Костел Д.Марии и св. Карла Великого на Карлове при монастыре августинов
Сады в стиле барокко
• Вальдштейнский
• Чернинский
• Коллоредо-Шёнборнский на Петржине
• Славатовский на Смихове
• Мартиницкий в Бубнах
• Тройский
• Вртбовский (Петржин)
• Лобковицкий
• Леденбургский
• Палффиовский
• Коловратский (Малый Фюрст.)
• Фюрстенбергский (Большой)
Усадьбы в стиле барокко - на территории Смихова и западнее от Смихова - Кошире,Радлице, Дейвицка и др.
Самые ранние барочные постройки в Праге:
• Входные ворота имп. Матиаша с Градчанской площади в Пражский град
• Итальянская капелла Клементинума
• Костел Д.Марии Торжествующей - бывший лютеранский костел Наисветлейшей Троицы
• Вальдштейнский дворец
Комментарии: