О Чехии
Архитектура Праги: Рококо
1715 г. - XVIII в.
Также читайте:
- Танцующий дом в Праге
- Собор Святого Вита в Праге
- Архитектура Праги: Готика
- Архитектура Праги: Романский стиль
- Архитектура Праги: Ренессанс
- Архитектура Праги: Барокко
- Архитектура Праги: Архитектура и изобразительное искусство начала ХХ века
- Архитектура Праги: Классицизм
- Архитектура Праги: Романтический историзм
Стиль рококо (французское rococo, rocaille) изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Этот изящный стиль рождается во Франции и получает наиболее широкое распространение в мебели, предметах домашнего обихода и портновском деле.
В зодчестве стран Европы стиль рококо часто является своеобразным местным вариантом позднего барокко. Главным образом влияет на характер декора, приобретшего манерно утонченный, подчеркнуто изящный и усложненный вид.
В помпезных интерьерах рококо вместо ярких красок и резких эффектов используются мягкие пастельные тона. Прямые линии переходят в изогнутые и прерываются арабесками(орнаментальными узорами).Искусный, натурально выполненный декор отвлекает глаз от структурных элементов. Именно распространение орнамента в форме раковины, так называемый "рокайль" (rocaille), и дал название этому стилю.
Характерно, что мастера чешского барокко любили работать в камне, а мастера рококо чаще прибегают к более податливому дереву, используя раскраску и позолоту. Типичны здесь кокетливо-манерная «Мадонна с младенцем» Карела Хиернле (1740) и полуобнаженные ангелы церкви в Желихове (1770).
Для живописи и скульптуры рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико - мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции. Богатая тонкими переливами и несколько блеклая по колориту рокайльная живопись имеет преимущественно декоративный характер. Совершенно особенным очарованием обладают интимные, элегантные, грациозные, жеманные портреты эпохи рококо.
В скульптуре преобладают рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в т.ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора.
В декоративно - прикладном искусстве прихотливое изящество отделки нередко сочетается с заимствованными экзотическими мотивами китайского искусства. Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо.
Пражское рококо
Несколько слов о переменах «архитектурных одежд» Праги к середине 18 столетия. После пожара на Малой Стороне и в Градчанах город постепенно преобразуется, приобретая черты барокко в целом и в деталях.Кульминацией ярко выраженных перемен стала Терезианская перестройка Града, которая означала конец эпохи барокко в Праге.
По легенде, когда строился дворец Кинских, Франтишек Кинский пожелал выделить его из прочих, выдвинув его фасад на площадь. Для этого он подкупил троих чиновников, и те дали разрешение. Подкуп был раскрыт, их казнили, но разрешения городские власти отменить не могли. Дворец был построен.
После 1740 в Чехию постепенно начал проникать модный стиль рококо, который здесь никогда не достиг того развития и выразительности, что имел во Франции, проявляясь лишь в орнаментике и в малых архитектурных формах (а также в ротондах, капеллах, мелких замках), возможно по причине контраста этого игривого стиля с силой кульминационного барокко, выраженной в архитектуре центральных работ Динценгофера.
В дальнейшем архитектура и живопись все же отходят от прежней монументальности и обращаются к декоративности.
Наряду с использованием старых средств барокко, архитектурный язык стал дробиться и мельчать. Легкий, «милый», утонченный стиль французского рококо оказался лишь краткой интермедией перед проникновением классицизма, нашедшего в Чехии благоприятные условия для развития.
Барочный классицизм, расширившийся около 1770 г. в контрастном сравнении с игривым рококо выражался в значительно более строгих формах.
Архиепископский дворец
Первая резиденция епископов, как известно, находилась в Пражском граде возле кафедрального собора св. Вита с 10 по 12 в., старый дом пробста по-прежнему стоит на 3-м дворе Града.
Затем резиденция была перемещена в Епископский двор возле Юдитина моста. В 1344 возникает пражское архиепископство. Епископский двор (от которого осталась лишь башня на Мостецкой улице, во дворе дома №47) был уничтожен в 1419 г. и только в 16 в. при новом назначении католического епископа возникла потребность в новой резиденции.
На месте, где стоит Архиепископский дворец, в эпоху средневековья находилось 8 городских домов с участками. Основой современного дворца стало строительство дома секретаря чешской палаты и фаворита императора Фердинанда-1 Флориана Гриспека из Гриспаха в стиле раннего ренессанса.
Пожар 1541 года остановил строительство, для окончания которого был использован императорский кирпич.
В 1561г. объект купил Фердинанд-1, передав его в распоряжение пражского архиепископа Антонина Бруса, с тех пор здесь разместилась архиепископская резиденция.
Вскоре после этого началась реконструкция по проектам придворных архитекторов Вольмута и Аосталли в стиле зрелого ренессанса, дополненная в позднем ренессансе.
О строительстве дворца Кинских рассказывают, что сначала работа долго не шла, и строители уже были в отчаянии. Кто-то вспомнил, что в древности в фундамент крепости замуровывали живого человека. Каменщики заманили беспризорного ребенка... Ценой его крови строительство удалось.
Современный вид дворец приобрел в 1764 – 1765 г. по проекту Вихра, представителя пражского рококо, поэтому его называют еще и Вихровым дворцом (о рококо - отдельная статья).
АРХИТЕКТУРА Объемно-пространственная структура. Четырехэтажная постройка, представляющая пражское позднее барокко и рококо, занимает участок неправильной формы. Это здание в четыре крыла с внутренними дворами, первый из которых разделен двухъярусным мостом с аркадным коридором на две части. Следующий двор находится между основным корпусом и консисторией и четвертый двор, окруженный хозяйственными постройками, находится на северной стороне.
Главный фасад дворца направлен в сторону Градчанской площади. Главный портал из мрамора решен в стиле барокко, боковые (один из которых в настоящее время слепой)– в позднем барокко. Пилястры и полуколонны проходят через все этажи, либо объединяют два верхних. Балконы на третьем этаже над порталами украшены ажурными решетчатыми ограждениями. Ризалит центральной части переходит в надстройку, завершающуюся треугольным фронтоном с тимпаном. Окна в каждом этаже решены по-разному: прямоугольные в двух нижних этажах, арочные в центральном ризалите (выступе) и над боковыми порталами и небольшие круглые и квадратные в четвертом этаже. Весь фасад украшен пластическим декором (теперь копии) работы мастерской Платцера, включая большой герб архиепископа Пршиховского, вписанный в коронный карниз между 4-м этажом и надстройкой с аттиком. Пластика, украшающая дворовые фасады (с фрагментами ренессансного сграффито) – также копии работ Платцера.
ИНТЕРЬЕРЫ В целом интерьеры сохранили позднебарочный характер, в этом стиле решена парадная лестница, также украшенная пластиками Платцера, Тронный зал с уникальными гобеленами и Обеденный зал с портретами пражских епископов и работами именитых художников, до сего дня дошли позднебарочные люстры и изразцовые камины. Большинство помещений первого этажа перекрыто сводами, плоские потолки 2-го и 3-го этажей богато отделаны штукатурными украшениями, а в капелле св. Иоанна Крестителя сохранился позднеренессансный свод, покрытый фресками, штукатурная лепка, рельефные изображения покровителей в нишах, рельефы пробстов, аббатов, декана карлштейнского капитула и т.д.
В 1949-51 здесь был интернирован тайной полицией архиепископ Йозеф Беран.
Во время последнего ремонта в конце 20 в.архиепископство временно переезжало в семинарию на Дейвице, после чего вернулось во дворец.