О Египте
Древнеегипетская Книга мёртвых
Также читайте:
Вы хотите узнать, что такое Книга мертвых, для чего она нужна и о чем в ней сказано? Вам интересно, как вершил свой суд Осирис – властелин потустороннего мира? Тогда приезжайте в Египет и вы узнаете все о этом уникальном писании Древнего мира, увидите потрясающие рисунки на свитках папируса и слова молитв на крышках саркофагов!
Книга мертвых представляет собой перечень текстов религиозного содержания, различных гимнов, который клали в усыпальницу к покойнику. Египтяне верили, что эти тексты смогут облегчить трудный путь усопшего в потусторонний мир, и благодаря им он обретет в дальнейшем благополучие в загробной жизни. Книга мертвых древнего Египта состоит из пары сотен глав, смысл которых не связан между собой, и количество строк тоже сильно разнится. В одной главе может быть много текста, а в другой – одна строка.
Данная Книга существовала еще при фараоне первой династии, она и тогда уже была весьма объемной, ее содержание подлежало сокращению и опитому его много раз переписывали, меняли тексты глав, дополняли их новыми строками. Это происходило почти пять тысяч лет, каждый египтянин почитавший богов Египта, получал после смерти напутствия в виде гимнов и заклинаний, содержащихся в Книге.
Во время правления 18 династии фараонов тексты Книги мертвых писались на папирусе, это период ренессанса древнеегипетской культуры и начало новой стадии развития этого произведения. Теперь погребальные молитвы излагались на папирусных свитках, их огромное количество обнаружено археологами в усыпальницах древних Фив, ныне города Луксора. С этим связано новое название этой Книги – Фивская Книга. Папирусы несли в себе не только тексты молитв, они заклинания и гимны сопровождались рисунками, выполненными виртуозно. Рисунки рассказывали об обряде похорон усопшего, о его посмертном суде, о пути в мир иной и пр.
Еще ученым известна и Саитская Книга мертвых, это версия обновленная, переработанная и более упорядоченная. Такое внимание было уделено писанию при расцвете религии, восстановлении храмов, возрождении традиций погребения, все это произошло во времена правления 26 династии.
В древности у египтян был обычай – при захоронении покойного царя ему читали заклинания и молитвы, это делалось для облегчения его участи в загробном царстве. Потом такие тексты появились и в гробницах знати. В период Среднего царства уже все это писалось на крышках саркофагов, тексты могли записать все, кто мог иметь такой саркофаг. Новое царство дало возможность записывать строчки молитв на папирусах или на коже, именно эти свитки папируса и были впервые названы Книгой мертвых, несмотря на их большую разрозненность и беспорядочность.
Этот сборник магических и религиозных текстов имеет странный вид сумбурного нагромождения заклинаний, песнопений, славословий и молитв, связанных с культом смерти. Много позже в Книгу мертвых пробрались некоторые морально-этические принципы. Элементы старинной магии теперь переплелись с элементами нравственных норм. Такой хаос легко объяснить тем, что тексты произведения менялись, редактировались, дополнялись и сокращались на протяжении множества веков.
Суд Осириса
Крайне интересным моментом в этой Книге является для ученых и историков глава номер 125, повествующая о посмертном суде царя Осириса над покойным. Глава иллюстрирована картинкой – Осирис изображен на троне с короной, плетью и царским жезлом. Вверху 42 бога, а посреди зала боги Анубис и Тот взвешивают на весах сердце, оно же совесть, усопшего.
Древние египтяне полагали, что душа человека заключена в его сердце. Совесть на одной чаше весов, а на другой перо, принадлежащее богине Маат и символизирующее Правду. Если чаши весов уравновешивались, значит, человек при жизни вел себя подобающе, был праведником и не грешил, тогда его дорога лежала в рай. Если чаша с совестью или сердцем перевешивала перо, то человек считался большим грешником, и его надлежало отдать на съедение Амату – чудищу в виде льва с крокодильей головой.
Во время суда усопший должен был покаяться во всех своих грехах, обращаясь поочередно к каждому из 42 богов, предварительно обратившись к Осирису с оправдательной речью, которая приводится тут же в тексте.
Также приводится текст речи, которую покойный произносит, пытаясь отвести от себя обвинения богов, он говорит, что нет свидетелей его грешным деяниям, и что пришел он с чистым открытым сердцем. Эта речь обращена к 42 богам, отвечающим за различные грехи человеческие. Они похожи на современных присяжных, и усопший должен их умилостивить.
Таким образом, видно, что мораль и нравственность в Древнем Египте с самого начала получили подкрепление со стороны религиозных культов, а потом и со стороны закона.
Суд древнего Египта походил на суд Осириса. Фараон ассоциировался с Осирисом, а боги – с 30 судьями верховной судебной коллегии.
30.08.15 иван Оставить сообщение
02.08.15 Владимир Владимирович Оставить сообщение
02.08.15 Владимир Владимирович Оставить сообщение