Египетский характер и традиции. Почему египтяне такие?
Как торгуют в Египте? Почему египтяне говорят «Купишь дешевле - станет дороже»? Как египтянину выжить в пустыне? Нравственные устои, вековые традиции, национальные особенности характера египтян. Почему у египтян в почете пословица «Бей невинных, чтобы боялись и виноватые»? Откуда долготерпение у египетского народа? Их нравы, их привычки, их взаимоотношения. Что помогает преодолеть тяготы жизни? Опиум? Вера в жизнь после смерти?
Также читайте:
Египетские традиции купли-продажи
Торговцев в Египте невероятно много, но достоверной статистики о их числе нет. Вроде бы их больше, чем покупателей, хотя это не так. Торговля в Египте престижна: пророк Мухаммед был торговцем, и даже женился на богатой купчихе.
Торговые компании были редкостью в Египте, поскольку египетский торговец не любил партнеров и предпочитал работать самостоятельно. Конкуренция в торговле иногда приносила выгоду, а иногда вред покупателю.
Традиции купли-продажи и пословицы отражают народные обычаи и психологии. Они советуют покупать вещи, которые прослужат долго, а также избегать дешевых покупок, которые обойдутся дороже в будущем. Рекомендуется инвестировать в недвижимость, чтобы обеспечить себе стабильность.
Когда вы находитесь в гостях, будьте осторожны, восхищаясь предметами, которые вам показывают. Хозяева могут подарить вам вещи, ожидая взамен такого же подарка.
Пословицы также предупреждают: "Прежде чем купить, выбирай долго" и "Кто купил ненужное, продаст нужное". Если покупка осуществляется в рассрочку, говорят: "Брать мед — давать горечь".
Особенность торговли в Египте — вера в удачу. Однажды я посетил магазин, и продавец сразу согласился на низкую цену, что привело к процветанию этого магазина.
Хозяин магазина, отметив удачу, бросил деньги на землю и воскликнул: "Первый покупатель — золото!" Это был знак, что удача с ним, и магазин процветал.
Не следует дарить мусульманам спиртное, изделия из свиной кожи или картины с изображением голых людей. Пища должна передаваться только правой рукой.
Торговец в Египте должен быть гибким и быстро реагировать на изменения. Он должен ловить удачные моменты, но не извлекать чрезмерную прибыль. Есть пословица: "Продал за пять, купил за пять, и между этими двумя пятерками Аллах дал ему пропитание".
Пословицы часто делятся на те, что относятся к традиционной торговле в деревне или городе, и более универсальные советы.
Египтяне презирают накопительство
Со временем меняются общественные нравы и принципы торговли. Однако египтяне осуждают жадных и богатых, если их богатство получено нечестным путем. "Твой отец — пиастр!" — говорят они о жадных людях.
Одним из примеров является канадский бизнесмен Питер Мунк, который арендовал землю рядом с пирамидами для строительства туристического комплекса и продал участки с большой прибылью, несмотря на общественные протесты.
Хотя сделка была широко обсуждаема, никто так и не понес наказания за нее.
Высокое чувство коллективизма у египтян
Даже бедуины, традиционно считающиеся индивидуалистами, понимают важность сообщества для своей безопасности и благосостояния. В египетской семье основную роль играют мужчины, а семейные связи и обязанности укрепляют коллективизм.
Египетская семья объединена не только кровными узами, но и кодексом чести, который требует взаимопомощи и уважения.
Создание и поддержание единой системы ирригации на Ниле требовали объединения усилий всего народа. Египетское общество всегда поддерживало коллективную дисциплину.
В истории Египта важным моментом была зависимость правящего класса от государства и верховной власти, что продолжалось до конца XIX века.
Идея коллективизма пронизывает египетскую жизнь, и в деревне, и в городе. Общественные связи остаются важными даже с процессом урбанизации.
Сила родственных связей в Египте
На египетских рынках товары часто продаются без ценников, и покупка по выгодной цене требует умения торговаться. Однако это не означает, что продавцы пытаются обмануть покупателей. Для них это скорее способ испытать свою удачу и получить удовольствие от самого процесса общения.
Это особенно характерно для деревни. Урбанизация изменяет привычный образ жизни. Разве жизнь в большом городе не дает человеку больше свободы? Разве городской житель не дистанцируется от своей большой семьи? Ответ будет и утвердительный, и отрицательный. Несмотря на переезд в город, люди продолжают поддерживать связь со своими родными, земляками и кланами, не сразу отказываясь от своих традиционных убеждений.
Человек, переехавший в город, продолжает быть связан с крупной кровной, религиозной или земляческой группой, что продолжает влиять на его поведение и образ жизни. Традиции и обычаи, укоренившиеся в деревне, сохраняются в городе, даже если утратили свой первоначальный общественный смысл.
Все общество Египта, не только в деревне, пронизано системой групповых связей, которые часто строятся на основе родства, являющегося наиболее надежным элементом. Хотя трайбализм и племенные связи в арабском и африканском смысле почти не встречаются, существует крепкая связь по религиозным признакам, в том числе с суфийскими орденами и секторами, а также через землячества и корпоративные структуры.
Личные отношения зачастую важнее профессиональных навыков, хотя современные производственные и организационные требования иногда заставляют искать работников по конкретным качествам. Индивидуализм сильнее, если поддерживается группой, к которой человек принадлежит.
Иногда иностранцы сталкиваются с отказом египтян пойти на явно выгодное предложение. Это не всегда проявление "иррациональности", а скорее стремление учитывать интересы не только свои, но и своей социальной группы.
Египтяне боятся одиночества и изоляции, как инстинктивно, так и осознанно: без поддержки группы человек не имеет общественного веса, в то время как в коллективе он обретает уверенность и ощущение безопасности. Даже успешные художники, писатели, певцы и актеры нуждаются в круге друзей, единомышленников и покровителей.
Сила группы поддерживается общественным мнением, которое в деревне имеет абсолютную власть, а в городе — относительную. Общественное мнение регулирует поведение человека, навязывая ему этические нормы, что ограничивает свободу в выборе действий.
В деревне нет специально организованных механизмов давления, но если человек отклоняется от общепринятых норм, его могут наказать не только общественным осуждением, но и физическим воздействием.
Египтянин всегда - сознательно или подсознательно - оценивает свои действия с точки зрения реакции окружающих. "Что скажут люди?" — эта мысль неизменно присутствует при принятии решений. Это стремление сохранить лицо.
"Это крайняя чувствительность, доходящая до болезненной реакции на все, что касается личной чести, страх перед мнением окружающих - явление, характерное для египтян больше, чем для других народов", - пишет египетский социолог Иззат Хигази. Возможно, с ним можно согласиться, но без абсолютных утверждений относительно положения в Египте.
Как египтянину не потерять свое лицо?
Женщинам не рекомендуется фотографироваться с местными жителями или позволять им жать себе руки. Для египтян, если женщина позволяет пожать руку, это может быть воспринято как разрешение на более близкий контакт. Чем более закрыта женщина, тем больше уважения она вызывает у египтян.
В странах, как Япония, Китай, Вьетнам, задача "сохранить лицо" имеет еще более важное значение, чем в Египте. Стремление избежать ошибок и не быть осмеянным или униженным часто приводит египтян к самым необычным поступкам и в исключительных случаях — к самоубийству, что крайне редко среди мусульман, - продолжает Хигази. Он считает, что использование шпаргалок студентами на экзаменах объясняется не только желанием сдать экзамен, но и страхом быть униженным в глазах товарищей и преподавателей.
Когда египтянин предпринимает какое-либо действие, от которого не зависит его личное благосостояние, для него важнее часто не само выполнение задачи, а мнение окружающих, что он ее успешно выполнил. Это общая черта характера, особенно ярко проявляющаяся в административной сфере. Видимость работы, обманчивые усилия, создание иллюзии — все это характерно для бюрократии, а для египетской — особенно.
Боязнь потерять лицо, а также вера в то, что все предопределено судьбой, не позволяют египтянину признать свои ошибки публично. Самокритика почти невозможна; либо человек прав, либо виноват кто-то другой. Судьба - "кадар", воля Аллаха — определяет все.
При сохранении лица истина теряет свою значимость. Правда предпочтительнее, она считается идеалом. Правда вызывает уважение, но ее совмещение с потерей лица невозможно. Поэтому ложь ради спасения лица считается допустимой. Даже улемы могут найти аргументы для оправдания отступления от правды в некоторых ситуациях.
Взаимоотношения власти и народа в Египте часто строятся на недоверии. Большинство египтян уверены, что власть — это зло. Поэтому на протяжении всей истории Египта власть опиралась на иностранные войска. В конце концов, правящий класс стал иностранным, хотя и ассимилированным, и оставался таким до конца XIX века.
Египтяне начали служить в армии только при Мухаммеде Али, который стал практически независимым правителем Египта в начале XIX века, и то сначала в качестве солдат. Даже сегодня армию называют "гейш ас-султа" — "армия власти".
Большинство крестьян предпочитают решать свои вопросы без обращения к властям, понимая, что в государственных учреждениях их ждут бюрократические задержки и вымогательство. В пословицах говорится, что от власти лучше держаться подальше: "Тот, кто не знает султана, живет в мире и безопасности". Однако избежать султана невозможно: "Того, кого не берет правитель, настигает смерть".
Власть и народ Египта
Отношения между властью и народом полны страха и сомнений.
Египтяне знают пословицу: "У стен есть уши", или: "Сабля у власти длинная". Полицейские и солдаты воспринимаются как "те, кто охраняет - те и волк". Армия традиционно служила репрессивной силой, как говорится: "Никто не скажет: 'Эй, солдат, приди, защити меня'. Но если ты укрываешься от власти, радуйся не тому, что скрывался, а тому, что с тобой осталось."
Перед взлетом египетские авиакомпании сообщают время полета с добавлением: «если Аллаху будет угодно» – "инш Алла". Это выражение отражает дух арабской цивилизации.
Местные пословицы советуют бояться правителей, высказываясь о них лишь шепотом. Нужно сотрудничать с властью, даже если требуется дать взятку. Пословица: "Положи на лапу – станешь большим шейхом". Многие выражения рекомендуют покорность, послушание и терпение.
Эти пословицы формируют общественно-психологический климат, в котором правитель может злоупотреблять властью, оставаясь безнаказанным, ведь фараон в народном сознании — символ угнетения и несправедливости.
Египтянин избегает личной ответственности, считая её угрозой для себя и своей семьи. Он не стремится высказывать своё мнение, следуя пословице: "Спрячь свою голову среди других голов, иначе её отрубят".
Однако положение тех, кто близок к власти, отличается. Эти люди, зависимые от правителей, не пользуются уважением народа, так как их благополучие основано на системе подчинения.
Идеальный правитель, по мнению народа, должен быть реалистом, давая выполнимые приказы, чтобы подданные ему подчинялись. В то же время, власть должна быть строгой, иначе подданные "расползутся". "Бей невинных, чтобы виноватые боялись", - советуют пословицы.
Отношения между правителем и народом характеризуются отсутствием уважения и взаимными сомнениями. Правитель часто чувствует себя в опасности, как временщик, который может быть изгнан или убит.
Отношение египтянина к правосудию в стране
Правоверный мусульманин следует пути, уготованному Аллахом, ведь слово "ислам" означает "покорность".
Простой египтянин не доверяет закону и правосудию государственных органов, предпочитая кровную месть обычаям шариата и гражданским законам.
Чувства населения к власти сложны: её ненавидят, но и завидуют ей, перед ней заискивают. Как замечал Э. У. Лэйн, египтяне проявляют одновременно упрямство и подобострастие.
Жизнь, успех и благополучие египтянина больше зависят от отношений с властью, чем от его собственных усилий. Лицемерие и лизоблюдство распространены, особенно среди бюрократии, поскольку иерархия общества требует послушания и покорности.
Даже мелкий чиновник ценит возможность обогатиться и ощущать свою власть. Образование часто ассоциируется с карьерой в государственном аппарате.
Власть без ответственности кажется сладкой, и многие считают её привилегией, начиная с самых низших слоев. Это объясняет поведение бедных людей, которые наслаждаются моментами власти, например, требуя кофе в кафе.
Без власти египтянин не представляет себе общество. Пословицы утверждают: "Без старшего человек покупает себе старшего", и "Власть в деревне - на холме". Народ часто насмехается над властью, но внутренне тоскует по сильному и справедливому правителю.
Терпение – лекарство от всех болезней
Египтяне тактичны и дипломатичны в общении, следуя поговорке: «Ешь то, что нравится тебе, но носи то, что нравится другим».
Так как крестьяне не могут повлиять на разливы Нила или решения власти, они склонны полагаться на судьбу и Аллаха, считая, что человеческие усилия мало что изменят. Поэтому терпи и покоряйся.
Пословицы о терпении в Египте крайне популярны: "Терпение – добро", "Терпение – достоинство", "Терпение – прекрасно". Это качество ценится наравне с религиозной верой, и "Долготерпеливых любит Аллах".
Терпение – ключ к выживанию в трудные времена. Египтянин верит, что терпение приносит награду в потустороннем мире, и находит утешение в вере и семье. В конце концов, даже в самых тяжелых условиях, он находит радость в жизни, сохраняя чувство юмора, которое помогает преодолеть уныние.
Опиум – спасение от тягот жизни
В Египте существует связь между правой рукой, символизирующей счастье, и левой, ассоциирующейся с неудачей. Это отображается и в Коране, где при отказе используется правое прикосновение к груди в знак признательности.
Некоторые египтяне ищут утешение в наркотиках, бегая от реальности. Несмотря на запрет ислама на их употребление, наркотики употребляются чаще, чем алкоголь.
Наркотики, такие как опиум и гашиш, приносят успокоение и умиротворение, позволяя на мгновение забыться от тягот жизни. Наркоман не просто слаб, он переживает период разочарования и отчуждения от общества.
Торговля наркотиками в Египте происходит почти открыто, а в кофейнях часто используют наркотики в наргиле. Эти вещества были известны с древности и использовались для достижения экстаза.
Термин "хашшаш" для курильщиков гашиша имеет историческое происхождение и связано с ассасинами, которых одурманивали этим веществом во время крестовых походов.
Но мы отвлеклись...
Осторожность – вторая натура египтянина
Чувство противоположности интересов личности, группы и государства привело египтян к осторожности, ставшей их второй натурой.
Люди научились скрывать свои мысли, чувства и намерения, говорить то, что ожидают, но во что не верят, думая одно, а говоря другое, оберегая свой внутренний мир от внешнего контроля. Доверие испытывают только к родственникам или близким. Чужаков, особенно власть имущих, считают подозрительными. Египтяне традиционно знали много тайных обществ.
"Язык твой - враг твой" — эта пословица существует и в Египте. Народная мудрость говорит: "Язык - твоя крепость: охраняешь его - он защищает тебя, предашь его - он предаст тебя".
"Мы говорим то, во что не верим, и верим в то, что не говорим", — пишет социолог Хасан Ханефи. "Мы видим и молчим. Наша пословица: 'Храни секрет, будешь хозяином положения'.
Мы слышим и молчим: "О сердце! Слушай слова, а молчи". Избегаем свидетельствовать: "О глаз! Ты видел, что не замечал". Мы предпочитаем ничего не слышать: "Одно ухо затыкать, другое - тестом".
Я убеждался, как трудно вести откровенный разговор с египтянином. Это сложно и среди них самих. Собеседник часто скрывает свои мысли и сначала хочет понять взгляды другого, чтобы потом выразить согласие.
Египтянин должен выяснить, насколько можно доверять собеседнику, проанализировать скрытые смыслы, уловить, когда "да" означает "нет", а "нет" — "да". Разговор становится искусством и средством достижения цели, особенно с иностранцем или власть имущим. Угадать истинные намерения собеседника — нелегкая задача.
Суфийское наследие в литературе и журналистике Египта
В Египте, среди простого народа, в литературе, поэзии и журналистике распространено двойное толкование, скрытый смысл, который понятен лишь посвященным.
Выражение «egyptian time» стало популярным и за пределами Египта. Назначив встречу с египтянином на 15:00, можно прийти в 16:00 и быть первым, а в 19:00 получите извинения за опоздание и предложение перенести встречу на завтра.
Одной из причин этого является влияние суфизма. Суфии предпочитают объясняться символами и намеками, непонятными для непосвященных и, тем более, для властей или ортодоксальных улемов.
Египет в этом не уникален. В Иране я встречал схожие способы маскировки мыслей, более изощренные из-за шиизма и традиции, когда символизм и двойное дно персидской поэзии скрывают глубокие намерения.
Египтяне часто говорят обиняками, обходя темы. Если не уверены в успехе беседы или собеседник не понял намек, они довольны: не получен отрицательный ответ, отношения не испорчены.
Слова становятся средством не только донести мысль, но и подготовить собеседника к восприятию, расположить к себе. Поэтому египтяне редко позволяют научным или политическим спорам портить личные отношения.
Политическая борьба — одно, а личная вражда — другое. Личные связи могут не совпадать с партийной преданностью или политическими убеждениями. Полемисты могут обмениваться резкими словами, а по вечерам играть в домино в одном клубе.
Египтяне любят красноречие. Арабский язык, синонимичный и звучный, воздействует на эмоции, а не на логику, что стало основой арабского художественного гения.
Говорить, а не действовать — самое безопасное. "Лающая собака не кусает". Лучше следовать совету: "Воспользуйся словами шейха, но не его делами".
Но не всеми словами шейха воспользуешься. Египетское общество — мужское, с жесткими отношениями с женщинами, определяемыми обычаями и шариатом. Женщины должны скрывать тело и волосы, оставляя открытыми только лицо, руки и ступни.
Чем больше запретов, тем сильнее соблазн. Чем больше одежды, тем больше хочется оголиться... хотя бы на словах. Святоши осуждают западную "испорченность", но часто говорят об интимных вопросах, особенно среди молодежи.
Комментарии: