О Египте
Египет: Есть ли у женщины душа?
Также читайте:
Кто в семье главный? Возможен ли брак между двоюродными братом и сестрой? Как воспитывают мальчиков в Египте? Природная красота египтян, выбор невесты для сына, большая египетская семья, брак с иноверцами
Вопрос, вынесенный в заголовок, для мусульманских богословов не риторичен. Они его и слышат, и сами ставят, черпая в утвердительном ответе убеждение в высоком статусе, который ислам, по их мнению, обеспечивает женщине. Разве христианам не потребовалось несколько веков, чтобы прийти к такому заключению?
Разве вопрос, есть ли у женщины душа, не был главной темой споров отцов церкви в VI в.? И лишь ничтожным большинством они согласились наделить слабый пол душой. Хотя, по мнению мусульманских теологов, ад населен в основном женщинами, что свидетельствует об их пороках и слабости их религиозных устоев, но ведь добродетельным женщинам гарантирован рай. Это ли не говорит о равенстве полов в исламе?
Что же до социального неравенства, то речь идет просто о том, что мужчины и женщины наделены разными физиологическими особенностями, несут весьма разную нагрузку, выполняют различные функции.
Египетское общественное мнение освящает семью и самым важным делом жизни считает женитьбу. Такое отношение к семье имеет глубочайшие исторические корни и было пронесено в Египте через все превратности судьбы. Египтяне стремятся к стабильности, предпочитая ее переменам, и выше многих других благ ставят прочный семейный очаг. Мало того, улемы-богословы сходятся во мнении, что безбрачие безнравственно и является преступлением перед религией и обществом.
Но парадокс в том, что в Египте все увеличивается число разводов. О какой же стабильности, преданности семье можно тогда говорить? Не значит ли это, что семейные устои стали непрочными, что развод слишком легок?
Не будем делать поспешных выводов.
Египетская семья
Египетская семья, как правило, состоит не только из мужа, жены, детей. Она представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными связями по мужской линии. Во главе ее находится пожилой мужчина и его жена, эта группа включает в себя женатых сыновей, их детей, возможно, женатых внуков и правнуков.
Нередко они вместе питаются, владеют общим имуществом, вместе работают, совместно решают дела. Но их связывают не только общие экономические интересы и кровное родство, но и так называемая "асабия" - "кодекс чести", социальные связи и обязанности большой семьи. У оседлых "асабия" охватывает большую семейную группу, называемую в нашей этнографической литературе "патронимией", у кочевников - племя или даже конфедерацию племен.
Египтянин высоко ценит свою принадлежность к семье и клану, зная, что его благополучие, благосостояние, а иногда и сама жизнь зависят от семьи, патронимии, от родственных связей, и он знает, что "асабия" - одно из важнейших средств в установлении и регулировании общественных отношений. "Береги свою семью, иначе она погубит тебя", "Большая семья подобна соли, без нее не обойтись", "Родственники - ближайшие, о ком надо заботиться". - говорят народные пословицы.
Чувство привязанности к родственникам - каркас, на котором держится семья. Он обрастает плотью взаимных интересов и обязанностей. Это предопределяет силу большой семьи и слабость лишенного семейной поддержки индивидуума.
Естественно, что не всегда интересы членов семьи совпадают. Иногда они противоречивы. Однако общественное мнение считает, что настоящей вражды внутри патронимии не должно быть: "Ложь близкого родственника не убивает". Конечно, идет и борьба внутри большой семьи, но при столкновении с внешним миром все родственники должны объединиться.
Сплоченность большой семьи издавна поддерживается обязательством кронной мести, которое рассматривается сквозь призму "асабии". На мужчин - членов большой семьи распространяется как угроза кровной мести враждебной семейной группы, так и обязанность мстить за своих.
Внутри большой семьи не редко собирают средства для тот, чтобы откупиться от мстителей, если старики смогли полюбовно урегулировать спор. Но тысячи людей все же гибнут каждый год от пули или кинжала мстителя за дальнего или близкого родственника. Все же факт существования кровной мести при слабом проникновении органов правосудия в гущу народа предупреждает многие преступления.
Потенциальный убийца тысячу раз подумает, прежде чем поднимет руку на кого-нибудь, так как хорошо знает, чем это грозит не только ему, но и его близким. Кровная месть распространена прежде всего в египетской деревне, но и в крупных городах она остается реально существующим, хотя и ослабевшим социальным институтом.
В большой египетской семье имеет значение родство только по мужской линии. Для прямых родственников жены даже ее дети - не то чтобы чужие, но они принадлежат к другой семье. Однако дети сына считаются членами семьи и патронимии. Поэтому пословица говорит: "Сын сына - сын любимого человека, а сын дочери - сын чужака". Это - разные семьи, хотя сами брачные отношения предполагают их дружественные связи и, возможно, взаимовыручку.
Египетские традиции в воспитании сыновей
Традиционная египетская большая семья основана на власти мужа - главы семейства. Его называют "господином семьи". Часто даже молодого человека не называют по имени, а говорят: "Сын такого-то", как по-русски "Иванович", "Михайлович". До недавнего времени юношу оценивали только на основе репутации и статуса его отца.
Социальные связи юноши формируются на основе социальных связей отца. Египетское общество до недавнего времени не признавало независимости детей, ни экономической, ни в смысле поведения, и требовало, чтобы они подчинялись отцу. Пословицы говорят: "То, что рекомендуется отцу, не рекомендуется сыну" или "Даже до того, как его увидели, о нем говорили: он хорош, потому что хорош его отец".
Общество постоянно интересуется происхождением сына, его, так сказать, наследственностью. Взаимоотношения старших и младших братьев похожи на отношения отца и сыновей. Взаимопомощь братьев - дело обязательное, и общество сомневается, можно ли сотрудничать с человеком, который не помогает своим братьям. Пословица говорит: "Я и мои братья - против двоюродных братьев, но я и двоюродный брат - против всех чужаков".
Покорность и признание авторитета старших - одно из главных достоинств юноши. Сын считается мудрым, если следует советам старших. Общественное мнение требует: "Уважай отца, даже если он разбойник". Но сын уверен, что ему будет оказана такая же честь, когда он станет пожилым. В общем-то в египетской семье жестокое обращение с детьми встречается редко, и если дети почитают отца, то они находят у него нежность и тепло.
Когда юноше приходит пора жениться, его родители и он сам обдумывают этот шаг очень тщательно. Всю тяжесть содержания жены муж должен возложить на свои плечи в коллективе большой семьи или самостоятельно. Сама свадьба требует больших расходов. Пословица иронически утверждает: "С твоими деньгами и дочь султана станет твоей невестой". Многие молодые люди долгие годы собирают деньги на калым и волей-неволей вспоминают другую, саркастическую пословицу: "Кто не может жениться, тот постится".
Браки между двоюродными родственниками
В Египте распространен брак с двоюродными сестрами и по линии отца, и по линии матери. "Люби свою кузину, даже если из-за этого придется пролить кровь", - говорит пословица.
Женитьба на двоюродных сестрах, с точки зрения египтян, имеет много преимуществ: молодые, как правило, знакомы до свадьбы, что облегчает притирку характеров в семье; и муж и жена имеют примерно равный социальный статус, калым в этих обстоятельствах меньше; семьи знают друг друга, а когда молодые - родственники по линии отца, то это вообще брак в пределах одной большой семьи - патронимии.
Выбор невесты или жениха в Египте - чаще всего дело родителей. Но сейчас все больше считаются с мнением молодых.
Что касается красоты девушки, то у народа вкус здоровый. Он отдает предпочтение женщинам с чистой белой кожей, стройным, с тонкой талией, с полной грудью, правильными чертами лица. Однако физическая красота, чувственная сторона брака хотя и важны, но отступают на второй план перед моральными достоинствами будущей жены, ее происхождением, ее умением вести себя и статусом ее родителей.
Природная красота египтян
Отвлечемся на мгновение от свадебных обычаев и брачного права и поговорим просто о физической красоте народа. Египтяне и египтянки, как правило, хорошо сложены и красивы, если они здоровы и нормально питаются. Египтянки привлекательны пропорциональным сложением, мягкими чертами лица, густыми, черными как смоль волосами.
Их огромные черные глаза, осененные густыми ресницами, прекрасны. Они справедливо вдохновляют поэтов. Египтянки знают свои чары и усиливают их, подводя сурьмой веки и ресницы, как они делали это еще в фараоновские времена. Раньше женщины из высших и средних слоев красили кисти рук и ступни ног хной, но сейчас этот обычай сохранили лишь феллашки.
Богатые женщины перешли на импортную косметику, сырье для которой энергично поставляет Египет - от розового и жасминового масла до ароматических трав. Женщины обычно сохраняются довольно неплохо, но к сорокалетнему возрасту многие выглядят увядшими.
Браки с иноверцами
Брак на немусульманке (христианке, иудейке, зороастрийке, но не анимистке) дозволен для мужчин-мусульман. Выходя замуж за мусульманина, женщина - немусульманка не обязана отказываться от своей религии, но ее дети будут мусульманами. Так в раннее средневековье ускорялась исламизация покоренных арабами стран. И в наши дни она ускоряется в Африке. Однако сейчас смешанные браки редки, хотя и возможны.
В прошлом мусульманке вступая в брак с иноверцем запрещалось под угрозой смертной казни. Трагическую историю такого рода передал Э. У. Лэйн: женщину, перешедшую в христианство и отказавшуюся раскаяться, приговорили к смерти, ее с позором провезли на осле по городу, вывезли на лодке на середину Нила, выпороли и утопили.
С тех пор нравы и законы изменились. В Египте женщине, вышедшей замуж за иноверца и принявшей его веру, не грозит смерть, но от нее требуется отчаянная смелость или безумная любовь. Совершая такой шаг, она рвет все свои прежние родственные отношения и социальные связи. Она даже не сможет жить в прежнем квартале города, не говоря уже о деревне. Выходя замуж, она часто вынуждена покинуть страну.
Брак мусульманки и иноверца официально разрешен в Египте, Тунисе, Марокко. Но есть государственные законы и есть шариат. Улемы Аль-Азхара специальной фетвой подтвердили запрет шариата на брак мусульманки с иноверцем и мусульманина с язычницей. Они же объявляют недействительным брак мусульманки с коммунистом.