Пять "душ" египтянина. Мифы древнего Египта.
Также читайте:
Как имена, данные египтянину при рождении, влияли на его жизнь? Чтобы защитить человека ему давали аж пять разных имен! Магию имен, по мнению египтян, чтили даже боги
Ка, Ба и Сах- мифические существа древнего Египта
Ка - подобие человека, его Двойник. Человек и его Ка похожи, "как две руки" (Это выражение соответствует русскому "как две капли воды"), - поэтому слово "Ка" пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые кверху.
Обезглавливание и сожжение считались в Египте страшной участью. Не менее отвратительным представлялось быть растерзанным шакалами. Этого желали только врагам богов.
А на рельефах, украшающих стены храмов и погребальные камеры, и на рисунках в папирусах душа (Когда речь идёт о верованиях древних египтян, слово "душа" - это традиционный условный (причём весьма неудачный) термин, которым для удобства пользуются египтологи. Ничего общего с христианским понятием "душа" он не имеет) Ка изображается или точно так же, как и сам человек, или в виде тёмного, похожего на тень силуэта.
После смерти человека Двойник-Ка обитает в его гробнице. Ему приносят жертвы в заупокойную часовню. В то же самое время Ка живёт на небесах и ни в земной, ни в потусторонней жизни с человеком не встречается (Эти два взаимоисключающих представления о Ка существовали одновременно).
Душа Ба - жизненная сила человека; сокол с человеческой головой. Когда Ба покидает тело, наступает смерть (В некоторых современных арабских деревнях до сих пор сохранился обычай: в доме, где умер человек, ставить на окно кувшин с водой - чтоб отлетающий Ба мог умыться); когда возвращается к мумии- умерший воскресает для вечной жизни в Дуате. Именно поэтому и нужно бальзамировать мёртвое тело: чтобы сохранить его для Ба.
Важнейшая часть похоронных ритуалов - мумификация тела. Мозг доставался через ноздрю. Все внутренние органы раскладывались в специальные кувшины, только сердце оставалось на своем месте. Древние инструменты для мумификации изготовлены с большим знанием дела и выглядят весьма зловеще.
В гробницу могут забраться грабители, и они не только заберут всё золото, - они уничтожат мумию, чтоб не ожила и не отомстила после возвращения Ба. Ба лишится своего тела!.. Впрочем, и без всяких грабителей мумия может не сохраниться - истлеть от времени. Поэтому жители Та-Кемет, чтоб воскреснуть в Дуате даже если пропадёт мумия, обязательно устанавливают в гробнице её подобие- статую из "вечного" материала, камня. А чтоб Ба не ошибся, не перепутал, чтоб узнал свою статую, лик статуи должен быть очень похож на лицо умершего. И на статуе непременно должно быть написано имя.
Что же касается грабителей - если их удастся поймать, то казнь, пусть хоть самая мучительная, - это недостаточная кара для них. Их надо скормить львам или бросить в пруд крокодилам: тогда они лишатся вечной жизни в Дуате - ведь их Ба не смогут вернуться к мумиям, потому что мумии не из чего будет сделать: тела будут съедены.
Тело - не душа; но, после того как мёртвое тело омоют водой из Нила, оно станет священным и будет называться Сах. Каждый, кто нанесёт телу-Сах увечье,- преступник. Это относится и к парасхиту - человеку, который должен вскрыть труп перед мумификацией. Никто, кроме парасхита, не может произвести вскрытие, и специально для этого его приглашают в мастерскую бальзамировщиков, и платят за это, - но он всё равно виноват.
Парасхит это знает. Сделав на животе покойного надрез кремнёвым ножом, он тотчас бросается наутёк, потому что, если его успеют схватить, он будет жестоко наказан. Он бежит без оглядки, а бальзамировщики и родственники покойного преследуют его с бранью, осыпают проклятиями, молят богов жестоко наказать святотатца и швыряют ему камни вдогонку.
Рен, Ах и Шуит – имена богов – покровителей человека
После смерти человека все его оболочки отделялись от тела и покидали его на 70 дней, до похорон. В этот период душа Ка иногда возвращается к своему телу и следит за выполнением обрядов. Душа-Ба после смерти покидала тело и отлетала на Солнце, где находилась 70 дней до похорон.
Отец и мать дают новорожденному имя - Рен. Малыш спит в колыбельке, ему от роду всего день, и он ещё не скоро поймёт, насколько значительно свершившееся событие. Ведь имя - не просто набор звуков и слов; это - одна из душ человека. Имя-Рен даётся в честь бога: "Рамсес" - в честь Ра, "Хнумхотеп" - в честь бараноголового бога плодородия Хнума, "Хори" - в честь Гора, - какой бог назван в имени, тот и станет покровителем человека.
Имя важнее тела. Тело умрёт; но покуда люди помнят имя человека и повторяют его, до тех пор память о человеке жива, а значит, его Ка пребывает в земном мире. Даже к грабителям и разрушителям гробниц закон снисходителен, если Рен владельца гробницы всеми забыт: покойный уже приобщился к богам в Дуате и всё добро из своего вечного жилища раздаёт людям.
После «великого Суда», если приговор был обвинительным, то сердце умершего отдавалось богине Амме – «Пожирательнице» с пастью крокодила. Если приговор оказывался оправдательным, все «души» умершего отправлялись к Осирису. Побеседовав с прибывшим, бог отправлял его в Обитель Блаженства.
Если же хоть кто-нибудь, хоть один-единственный человек, помнит имя усопшего, то разрушение гробницы - это святотатство и преступление, за которое полагается казнь... При фараоне Рамсесе Втором ваятели высекали Рен царственного владыки на статуях других фараонов, давно умерших: внешнее сходство не имеет большого значения - гораздо важнее Рен. Воистину имя важнее смертного тела!
Зная имя - Рен своего недруга, можно причинить ему зло. Для этого надо написать его имя на папирусе- и сжечь папирус. Это навлечёт на голову недруга какую-нибудь беду.
Магию имени чтут и бессмертные боги. Сам великий Ра, проплывая через Загробное Царство, произносит проповедь перед мумиями усопших и даёт имена четырём человеческим расам, тем самым устанавливая закон, по которому египтяне - высший народ и должны господствовать, а все другие народы- низшие и должны подчиняться...
Тело-Сах олицетворял один из четырех сыновей бога Гора — Кебексенуф. Египтяне изображали его с головой сокола на сосуде, где хранились внутренности умершего.
И стражи Дуата, охраняющие врата, не распахнули бы их перед Ладьёй Вечности,- но Упуаут знает имена огнедышащих охранников, и поэтому они беспрекословно подчиняются солнечному богу и пропускают его Ладью.
Кроме Ка, Ба и Рена у людей и богов есть ещё две души: Ах и Шуит. Ах - это "Сияние", Шуит - "Тень" (Об Ах и Шуит и о связанных с ними верованиях учёные-египтологи знают ещё очень мало).
И.В. Рак
Легенды и мифы Древнего Египта
20.02.15 АЛЕКСЕЙ БАБАЕВ ЦЕЛИТЕЛЬ Оставить сообщение
Комментарии: