О Египте
Египет и истоки человечества
Также читайте:
Влияние египетской цивилизации на мир
Почему древняя египетская цивилизация и сейчас интересует людей о всего мира? И до сих пор оставлет за собой много вопросов. Правда ли, что влияние Египта на западную культуру обогатило всю мировую цивилизацию?
К концу 4-го тысячелетия до н.э. Египет сложился как централизованное государство со своей собственной системой письма. Вскоре он стал центром высокоразвитой цивилизации, где процветали философия и литература, архитектура и искусство, наука и медицина, сформировалась система управления и организации общества. Благодаря выгодному географическому положению и выходу к Средиземному морю у египтян с древнейших времен существовали контакты с Европой, которые постоянно расширялись, а влияние Египта на западную культуру обогатило всю мировую цивилизацию.
Примерно в то же время в бассейне Эгейского моря возникла Минойская цивилизация (по имени легендарного царя Миноса), центром которой стал остров Крит. Средиземное море неслужило препятствием для отношений между египтянами и жителями побережья Эгейского моря, однако встречи их происходили прежде всего в финикийских портовых городах, особенно в Библе. Оттуда, пользуясь попутными северными ветрами, которые дуют летом, египетские торговые суда отправлялись на Крит, заходя по пути на Кипр, Родос, Карпатос и Кос, и затем возвращались в Египет, преодолев расстояние примерно 270 морских миль, отделявшее его от Крита. Все путешествие занимало 3 дня и 2 ночи.
О связи между эгейцами и египтянами свидетельствуют многочисленные археологические находки. На Крите обнаружено большое число египетских каменных сосудов цилиндрической формы; позднее жители Крита переняли технику их изготовления. На острове Кифера была найдена алебастровая ваза с именем египетского фараона V династии (ок. 2465-2323 до н.э.). В 22 в. до н.э. в египетских письменных памятниках появляется слово Кафтиу - видоизмененное еврейское название Крита (Кафтора), которое встречается в Библии.
В начале 2-го тысячелетия до н.э. между Египтом Среднего царства и Критом Среднеминойского периода шла оживленная торговля. На Крите найдено множество египетских предметов той эпохи, в том числе посуда, печати в виде скарабеев и статуэтка из диорита, а вхраме неподалеку от Луксора были обнаружены гончарные изделия в стиле Камарес Минойского периода и серебряные вазы, свидетельствующие о явном влиянии эгейской культуры.
Примерно около 1500 г. до н.э. Египет сбросил иго гиксосов и вышел на международную арену, покончив с изоляцией и укрепившись с помощью ряда военных побед. Под его натиском пали Финикия и Сирия, египетский флот взял под контроль финикийские порты, распространив свое влияние вплоть до Кипра. Это изменило ситуацию в бассейне Восточного Средиземноморья. Криту в Позднеминойский период и Микенам в Элладе пришлось иметь дело с египтянами, чтобы сохранить доступ к традиционным рынкам Палестины и Сирии. По всей вероятности, жители Крита и Микен достигли соглашения с могущественным фараоном Тутмосом III (ок. 1479-1425 до н.э.). На гробнице его визиря Рекхмире в финском некрополе изображены посланцы Крита, приносящие дары своего острова. Сопутствующая надпись поясняет: «Посланцы с Кафтиу и островов среди моря, покорно склонившие головы перед могуществом Его Величества Тутмоса III». Есть все основания считать, что речь идет об островах Восточного Средиземноморья и городе Микены на Пелопоннесе.
Египтяне привыкли к смуглым эгейцам с яркими набедренными повязками и густыми волосами, падающими на плечи или уложенными на лбу в одну или несколько косичек, которые несли по улицам Фив дары фараону. Среди этих даров, называвшихся данью, были огромные великолепные кубки с ручками в форме животных и продолговатые амфоры, украшенные растительным орнаментом или разноцветными горизонтальными полосами.
К середине 15в. до н.э. в результате внутренних междоусобиц начался закат критской цивилизации. Неудивительно, что к началу следующего столетия упоминания о Кафтиу исчезли из египетских источников, однако выражение «острова среди моря» часто встречается в литературе вплоть до 12 в. до н.э., когда последовавшие один за другим набеги варваров, известных в Египте как «народы моря», опустошили полуостров Пелопоннес, принеся с собой хаос и разрушение. Разгромив хеттов, их орды пересекли Анатолию и Грецию и двинулись в Египет по суше через Сирию и морем через средиземноморские острова. Но войска могущественных фараонов Рамсеса II, его сына Мернептаха и Рамсеса III спасли Египет от уничтожения.
В начале 7в. до н.э. благодаря служившим в египетской армии наемникам, а также купцам, которые обосновались вразличных городах дельты Нила, в Египте стало ощутимо эллинское присутствие. Затем здесь появились греческие философы, историки и географы, которые были ослеплены блеском египетской цивилизации, грандиозностью ее памятников, величием религии и богатством знаний.
Считается, что вконце 7в. до н.э. астроном, философ и математик Фалес из Милета привез из Египта солнечный календарь, деливший год на 365 дней. Афинскийархонт Солон (ок.640-560 дон.э.) побывал в Египте в то время, когда, по сообщению Геродота, царь XVI династии Амасис II издал закон, согласно которому каждый египтянин долженбыл ежегодно сообщать о своем доходе и платить налог правителю провинции. Любой человек, уличенный в мошенничестве, карался смертной казнью. Солон ввел аналогичный порядок в Афинах. Другой греческий историк, Диодор Сицилийский, пишет, что египетским законодательством во многом руководствовались легендарный спартанский царь Ликург и философ Платон.
Египетское влияние очевидно и в раннем греческом искусстве. В этом отношении особенно характерны статуи юношей (куросы). Это высокие и стройные фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, руки их плотно прижаты кторсу, а пальцы сжаты в кулаки. Они не только повторяют классическую позу египетских статуй, но и подчиняются правилам египетского искусства, особенно «закону пропорций», которому египетские скульпторы следовали свыше двух тысяч лет. В соответствии с этим законом человеческая фигура делилась сначала на 18 равных квадратов, а с воцарением Саисской династии (7 в. до н.э.), когда была модифицирована единица длины - локоть, -на 21. Диодор Сицилийский пишет, что в 6 в. до н.э. два знаменитых греческих скульптора Телеклет и Феодорус, работая над статуей Аполлона, разбивали фигуру на 21 1/4 квадрата, как требовала традиция.
Шли века, и греческая история все теснее сплеталась сегипетской. В 332 г. до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским, основателем династии, правившей страной около трех столетий. Египет стал частью эллинистического мира, охватывавшего все Восточное Средиземноморье. Его новая столица Александрия прославила эллинизм своими писателями, географами, историками, архитекторами и астрономами.
После поражения в 31г. до н.э. у мыса Акций флота Марка Антония и Клеопатры VII Египет стал провинцией Римской империи, ее житницей, снабжавшей продовольствием римскую армию во время ее великих походов.
Что касается религии, то культ Исиды и Осириса (Сераписа в эллинистической форме) и их сына Гора (Гарпократа) был широко распространен в греко-римском мире. Легенда об Осирисе, утверждающая веру взагробную жизнь души, обладала большой привлекательностью, поскольку обещала всем спасение, чего не было в официальном греческом и римском культе. У греков Исида почиталась как богиня судьбы, поскольку ей удалось освободиться от подчинения другим богам и обрести абсолютную власть. В Риме культ Исиды посвоей популярности соперничал с культом местных богов и императоров. В дохристианской Европе поклонение Исиде занимало такое же место, как позже культ Богородицы.
Древнему Египту человечество обязано также изобретением календаря и алфавита. Как идругие народы, египтяне сначала взяли за основу времяисчисления лунный год (354дня). Но вскоре они поняли, что такая система не обладает достаточной точностью и мешает четкому функционированию их сложного административного механизма. По ней стали отмечать только определенные религиозные праздники. Примерно затри тысячи лет до нашей эры в Египте былу становлен солнечный календарь, согласно которому год делился на 365дней (12месяцев по30дней иеще 5дней, прибавлявшиеся вконце года). Египтяне знали, что их год был на шесть часов короче солнечного (365,25дня), но ничего не делали, для того чтобы исправить это расхождение. Только в эпоху эллинизма, с тем чтобы привести официальный год в соответствие с солнечным, раз в четыре года стали прибавлять к нему 1 день. Такой календарь был принят Юлием Цезарем и в 45 г. до н.э. введен в Риме. Юлианским календарем пользовались в Европе вплоть до конца XVI в., когда папа Григорий XIII внес в него некоторые уточнения. Новый календарь стал известен во всем мире как григорианский.
К концу 4-го тысячелетия до н.э. египтяне изобрели систему письма, основанную на иероглифах. В основе современных европейских алфавитов лежит греко-латинский алфавит, который греки заимствовали у финикийцев. Но чья система письма оказала влияние на финикийцев? Известныенам древнейшие семитские тексты датируются 15 в. дон.э. Они обнаружены на Синайском полуострове и состоят из семитских слов, написанных знаками, напоминающими египетские иероглифы. Весьма вероятно, что это письмо возникло в результате приспособления древнеегипетской письменности к нуждам финикийцев и со временем превратилось в алфавитную систему, в которой каждый звук представлен одной буквой. Таким образом, вполне возможно, чтоалфавит - одно извеличайших изобретений человечества - зародился именно в Древнем Египте.
Габалла Али Габалла (АРЕ) -египтолог, профессор Каирского университета. Читал лекции в Университете Мохаммеда V (Марокко), университете Центральной Флориды (США) и в Университете Кувейта. Автор двух книг, опубликованных на английском языке: «Narrative in Egyptian Art» (1976) и«The Memphite Tomb - Chapel of Mose» (1977), атакже многочисленных статей.
03.12.14 кирилл Оставить сообщение
Замечательная статья! Побольше бы таких! Спасибо!!!!!!!!! :))
22.12.04, neb-er-cher@yandex.ru, Иринка