О Египте
Осирис
Также читайте:
Вы – поклонник древнего Египта? Тогда вам наверняка любопытно будет узнать о центральной фигуре древнеегипетской мифологии – всемогущем Осирисе! История его жизни, смерти, воскресения, его подвигов и славных деяний увлекательна и невероятна! Только окунувшись в таинственную атмосферу родины Осириса можно понять о нем все!
В мифологии древних египтян Осирис предстает, как божество сил природы и как властелин потустороннего мира. Если взять во внимание древнейшие тексты и рассказы Плутарха, то можно узнать, что Осирис – потомок Нут, богини небес и Геба, бога Земли. Он был женат на своей сестре Исиде, а сына его звали Гор.
Осирис был четвертым по преданию богом, из всех, кто правил на земле, вслед за Ра, Шу и Гебом. В период его царствования Осирис преуспел в больших изменениях образа жизни египтян. Он пресек людоедство, окультурил народ, научил заниматься земледелием, люди стали возделывать поля, сея злаковые культуры, стали растить виноград и печь хлеб, варить пиво и изготавливать вино. Помимо этого, Осирис заставил египтян добывать золото и медь, врачевать болезни, создавать дома и города.
У Осириса был брат Сет, он владел пустынями и был завистлив и зол. Сета постоянно одолевали мысли, как погубить Осириса и взойти вместо него на трон. Однажды во время пира в честь победы над народами Азии Сет принес Осирису саркофаг, отделанный роскошными украшениями и драгоценностями. Он сказал, что подарит его тому, кто поместится в него полностью. Ясно, что саркофаг был изготовлен по заранее снятой мерке и оказался Осирису впору. Как только он лег в него, Сет со своими сторонниками залили крышку свинцом и столкнули ящик с Осирисом в Нил.
Саркофаг прибился к одному из берегов Нила, и остался там, потому что его крепко удерживал вересковый куст своим ветками. Исида пустилась на поиски мужа, она нашла саркофаг, а затем сумела извлечь из бездыханного тела Осириса живительное семя и зачать сына Гора. Исида похоронила тело супруга, ушла в болотистые места дельты Нила и там в глуши родила и вырастила своего ребенка.
Повзрослев, Гор начал борьбу за свержение Сета. В первое время ему не благоволила судьба, он проиграл бой с Сетом, лишившись в сражении глаза. Но затем Гор поверг Сета и вернул обратно вырванный глаз. Гор дал этот глаз мертвому отцу, чтобы он проглотил его. Это произошло, Осирис ожил, но принял решение не оставаться на Земле. Он, вручив трон сыну, вернулся в загробный мир, где стал править и вершить справедливый суд.
Есть еще одна версия убийства Осириса. Она объясняет возникновение нескольких захоронений Осириса в городах Египта. По этой версии Сет порубил тело своего брата на 14 фрагментов и раскидал их по земле Египта. Исида отыскала все части своего мужа и похоронила их. Тут кроется противоречие, так как известно, что Исида все куски тела Осириса, собрала, за исключением фаллоса, и похоронила в Абидосе.
Культ Осириса был очень могущественен в период родового строя. Его почитали как бога жизненных сил природы. Изображения Осириса того времени показывали его в неразрывной связи с природой, то он сидит под сенью деревьев, то его обвивает лоза винограда, а тело бога всегда изображалось зеленым. Благодаря мифу об Осирисе, египтяне полагали, что он умирает и возрождается также как вся флора в природе, а созидающая сила в нем вечна, даже в мертвом теле.
На изображениях гроба Осириса сквозь саркофаг прорастают стебли злаков или побеги деревьев. При похоронах усопшего даже в гробницу закладывалось полотно с возлежащей на нем телом Осириса, сделанного из земли, куда были посеяны ячмень или полба. Считалось, что если злаки прорастут, то умерший воскреснет.
Осирис обычно ассоциировался с усопшим фараоном, когда правитель умирал, его начинали называть Осирисом, фараон уподоблялся богу. Позднее в период Среднего царства уже не только фараон, но и любой умерший египтянин сравнивался с Осирисом. Люди полагали, что каждый может ожить после смерти, как и Осирис.
Поскольку Осирис согласно преданию, стал править в царстве мертвых, то его автоматически зачислили в судьи загробного мира. Он взвешивал на весах сердце представшего перед ним покойного, на другой чашке весов находилось изображение богини Маат. Если чашки уравновешивались, то это означало, что покойный не грешил в жизни и поэтому отправлялся в рай Иару, там он пребывал вечно, наслаждаясь и благоденствуя. Если же чаша с сердцем перевешивала, то покойный был грешником и его отправляли в ад.
Историки пришли к выводу, что С самого начала Осирис являлся богом Джеду и его приравнивали к другому богу города Анджети. На его изображениях Осирису пририсовывали посох и хлыст, принадлежащие этому божеству. Впоследствии эти атрибуты крепко приросли к Осирису.
Когда Осирис стал центральной культовой фигурой среди фараонов, его стали крайне почитать в Абидосе, где были погребены правители. Тут он пришел на смену Анубису, который был богом мертвых. В связи с тем, что Осирис являлся сыном Геба, бога земли, его стали считать богом земных недр. Египтяне считали, что на его плечах покоится Вселенная, а из его пота образованы воды священного Нила. При эпохе Нового царства Осириса увязали с богом Солнца Ра, на его изображениях появился солнечный диск над головой Осириса.
При расцвете культа Эллады возник новый усложненный образ Осириса, которого объединили со священным быком Аписом. Получившийся новый бог по имени Серапис стал крайне знаменит и известен далеко за границами Египта. Его культ стал, распространен в странах, завоеванных египтянами и еще дальше. А во время культа греко-римского почитание Осириса, как символа умирающей и оживающей природы, было широко популярно в Европе и странах Западной Азии. Образ Осириса воспет многими мастерами мировой культуры в живописи и в поэзии.
Прикол
25.02.06, КЕН