Египетские мумии от А до Я
Почему древние египтяне мумифицировали своих фараонов? Техногогии мумифицирования. Как относились египтяне к жизни и смерти? Как мумии путешествуют и как защищаются? Опасны ли они?
Египет, название которого происходит от греческого термина для страны Кем, что в переводе означает "Тайна" или "Загадка", действительно окутан множеством тайн. Современная египтология существует уже более двух веков, и, несмотря на значительные достижения, большинство египтологов, в том числе английский ученый Эрнест Бадж, согласятся с утверждением, что Древний Египет открыл исследователям лишь малую часть своих загадок.
Также читайте:
Для современного человека, воспитанного в контексте новых религий, трудно понять, что собой представляла религиозная система древних египтян. Многие египтологи прошлого века считали слово "религия" слишком высоким для описания веры в многочисленный пантеон богов, духов и тотемов, которые порой противоречили друг другу.
Мифология древнего Египта была крайне противоречивой, где магические обряды и шаманизм переплетались с официальными культами. Чтобы понять, как возникла такая странная и сложная система верований, важно учитывать климатические и географические особенности Египта, а также его изоляцию от других культур, что способствовало развитию уникальной духовной системы.
Долина Нила – оазис жизни
Территория Древнего Египта представляла собой узкую долину Нила, окруженную бесплодными пустынями. Это географическое положение изолировало Египет от других цивилизаций, что способствовало развитию своей культуры, которая оставалась в основном неизменной на протяжении тысячелетий, несмотря на редкие контакты с внешним миром.
Из-за своего географического положения Египет был защищен от частых вторжений, что также объясняет слабое развитие военной культуры. В то время как другие цивилизации, например, на Ближнем Востоке, возводили циклопические укрепления, чтобы защитить свои города, Египет практически не строил крепости.
Египетские фараоны возводили лишь пограничные укрепления, которые скорее выполняли функции охраны торговых путей по Нилу, чем защиты от врагов. Кроме того, египтяне не создавали эффективное боевое оружие. Исторические данные, описывающие победы фараонов, нередко носят легендарный характер, поскольку столкновения происходили с ослабленными внутренними врагами, и в случае сильных противников Египет часто терпел поражение.
Долина Нила была настоящим оазисом, где жизнь была стабильной и предсказуемой. Солнечный цикл и ежегодные разливы реки создавали изумительную плодородную почву, что позволяло развивать сельское хозяйство и процветать цивилизации. Египтяне жили в условиях, где изменения климата были минимальны, что также способствовало восприятию жизни как постоянного и неизменного цикла.
Некоторые ученые считают, что в период Древнего царства египтяне не имели представления о понятии истории, так как их жизнь, подчиненная солнечному ритму и цикличности наводнений Нила, воспринималась как постоянная и неизменная. Фараон в этом контексте был символом стабильности и порядка, чья задача заключалась в поддержании неизменности и вечности порядка.
Древнеегипетская богиня Маат
Маат в египетской мифологии - это богиня, изображаемая как маленькая фигура коленопреклоненной женщины с пером на голове. Британский исследователь Ненси Дженкинс утверждала, что Маат была не только божеством, но и символом постоянства, выражением неизменного порядка, не подчиняющегося времени. Маат олицетворяла идею универсального порядка, который не имеет ни прошлого, ни будущего, и был основой мира для древних египтян.
Однако этот идеал неизменности сталкивался с реальностью, в которой изменения, включая неизбежную смерть, вторгались в жизнь египтян. Смерть рассматривалась как нарушение природного порядка, и египтяне стремились интегрировать ее в этот порядок мироздания, что стало основой их религиозных представлений.
Несмотря на то, что многие полагают, что египтяне боялись смерти, на самом деле они не столько боялись трагедии смерти отдельного человека, сколько беспокоились о поддержании вечности и непрерывности мироздания. Смерть была не столько трагедией личности, сколько нарушением космического порядка, который включал в себя такие явления, как регулярные разливы Нила, движение Солнца и звезд.
Сохранение порядка было неразрывно связано с властью фараона, чья роль в обществе оставалась центральной. Существуют споры о том, считался ли фараон живым богом или только посредником между богами и людьми, или, может быть, он обожествлялся после смерти. Однако важно, что фараон отвечал за поддержание маат, за порядок в государстве, и именно он был связующим звеном между миром людей и богов.
Когда фараон умирал, это воспринималось как угроза всему космическому порядку, сравнимая с природными катастрофами. Вся страна переживала сильный психологический стресс, оплакивая фараона, и это горе было искренним, независимо от того, был ли фараон справедливым или жестоким.
Согласно египетским верованиям, даже мертвое тело было вместилищем бессмертного духа покойного, который существовал в двух ипостасях.
Дух «Ба» в египетской мифологии
Дух "Ба", который изображался как маленькая птица с головой человека, был душой человека. После смерти душа покидала тело и могла летать между телом в гробнице и внешним миром, а также устремляться в мир звезд. Звезды для египтян часто воспринимались как тысячи "Ба" с фонариками в лапах, отражая их веру в бесконечность и вечность.
Дух «Ка» в египетской мифологии
Вторая ипостась духа — это "Ка", который воспринимался как неумирающий, живой дух. Он возникал в момент рождения и был силой, передающейся от одного существа к другому, например, от бога к фараону, от фараона к его подданным, от отца к сыну. Особенно важно было то, что сын фараона, унаследовав царскую власть, также наследовал "Ка" своего отца.
После смерти фараона его "Ка" временно покидало мир, что создавалось ощущение разрушения порядка в мире. Однако после погребальных церемоний "Ка" возвращалось, и лишь тогда мир восстанавливался в своем естественном состоянии. Без тела "Ка" не могло принимать жертвоприношений или молитв, поэтому египтяне придавали огромную важность сохранению тела умершего. Это и было основной целью обрядов мумификации.
Конечно, судьба "Ка" крестьянина не была столь важной для всего мира, как судьба "Ка" фараона, но для его семьи и близких ее неустроенность могла повлечь за собой значительные неприятности. Поэтому сложные погребальные обряды, включая бальзамирование, проводились для всех египтян, независимо от их социального положения, обеспечивая тем самым сохранение "Ка" и духовного порядка в их жизни.
Реалии и суеверия
Процесс бальзамирования подробно изложен в египетских папирусах. После того как тело очищали с помощью рассола, его полости заполнялись травами, а затем оно обворачивалось бинтами, пропитанными ароматическими маслами и бальзамами, что обеспечивало сохранение. Сложной частью ритуала было восстановление внешности усопшего, чтобы он как можно больше походил на живого человека — ведь египтяне верили в загробную жизнь и тщательно готовили умершего к этому путешествию. Интересно, что египетские мумии часто использовались в магических практиках: например, порошок из мумии применялся в медицинских целях вплоть до XVIII века, а мумии и их части использовались для защиты от зла или привлечения удачи.
В Средние века и на заре Нового времени в аптеках Европы были популярны препараты, содержащие порошок из мумии, который считался целебным. Мумии использовались в качестве ингредиента в лекарствах, а также в магических амулетах. Продавцы утверждали, что хранение мумии в доме защищает от бедствий, а ношение части мумии, например ногтя, обеспечит доброе отношение окружающих.
Особое внимание привлекали мумифицированные тела животных, такие как обезьяны, кошки или крокодилы, которые продавались как экзотические сувениры. В XVI веке в Германии даже был издан указ, запрещающий выставлять мумии в аптечные витрины, особенно когда в аптеку заходили женщины, ожидающие детей, поскольку считалось, что они могут родить урода, если увидят такие экспонаты.
Мумии не любят путешествовать
Мумии были одними из самых дорогих товаров, которые привозились из Египта в Европу. Слоновая кость, драгоценные камни, золото и шелк часто стоили дешевле. Но когда стало известно о большем количестве древних захоронений, цены на мумии упали. Перевозка мумифицированных тел через море всегда была проблемой. Экипажи часто протестовали против перевозки мумий, опасаясь несчастных случаев или гибели корабля. Иногда, чтобы успокоить моряков, мумии окропляли святой водой или прибегали к молитвам.
Множество историй дошло до нас о морских путешествиях с мумиями египетских жрецов или фараонов. Так, в 1582 году князь Николай Кшиштоф Радзивилл, вернувшись из Святой Земли и Египта, купил две мумии (мужскую и женскую), которые перевозил в своем корабле. Когда корабль оказался в открытом море, началась ужасная буря, которая едва не уничтожила судно. В конце концов, чтобы избежать дальнейших бед, Радзивилл приказал выбросить саркофаги в море, иначе, по его словам, экипаж бы устроил бунт.
Эти рассказы не единичны. Множество других путешественников описывали встречи с призраками, которые появлялись на кораблях, пытающихся перевезти мумии. По их словам, в шторме можно было слышать проклятия, произнесенные на непонятном языке. Так, капитан французской галеры "Прекрасная Лоренс", которая перевозила мумии в 1729 году, рассказывал, что видел призраков — пожилого мужчину и молодую женщину в традиционных египетских одеждах. Капитан был уверен, что их появление указывало на опасность и предвестило беду, особенно если курс корабля менялся.
Страшная месть
Египтяне тщательно охраняли свои гробницы, создавая сложные и запутанные конструкции, которые должны были защитить покойных от живых. Входы в гробницы часто заваливались камнями, и в них закладывались ложные проходы, что затрудняло доступ. Для защиты использовались смертельные ловушки, а на надгробиях нередко можно было встретить угрозы, такие как "тела их не дождутся упокоения". Эти предупреждения заставляли некоторых, кто знал о них, соблюдать осторожность и избегать вмешательства в покой мертвых.
Современные археологи, исследуя древние некрополи Египта, также сталкивались с последствиями тех древних угроз. Одним из самых известных примеров является история о проклятии фараонов, связанная с трагическими событиями, произошедшими после открытия гробницы Тутанхамона. Почти все, кто был причастен к раскопкам — от членов экспедиции до домашних животных — погибли при загадочных обстоятельствах в течение нескольких лет после этого открытия.
Этот случай привлек внимание и породил массу теорий, объясняющих гибель людей — от действия неизвестных бактерий до использования древних ядов, распыленных в гробнице. Однако, несмотря на многочисленные научные объяснения, проклятие Тутанхамона продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых и мистических тем в истории археологии.
Менее известные случаи происходили ещё до открытия гробницы Тутанхамона. В 1890 году профессор Сорен Резден, занимавшийся раскопками в Долине царей, обнаружил предупреждение, оставленное в захоронении храмового писца Сеннара: "Того, кто осквернит гробницу, поглотит песок до того, как луна дважды сменит своё лицо". Несмотря на это, Резден продолжил раскопки и вскоре умер при загадочных обстоятельствах — его нашли мертвым в каюте с горсткой песка в руке.
Еще один зловещий случай произошел в 1880-х годах, когда был найден саркофаг с мумией жрицы храма Амона-Ра. Первый владелец этого саркофага, британский колониальный чиновник, потерял руку из-за инфекции после незначительной царапины, а следующий хозяин, лондонский антиквар, потерял свою жену в результате трагической аварии. Журналистка, писавшая статью о мумии, пережила несколько личных трагедий, а фотограф, сделавший снимки саркофага, покончил с собой. После того как мумия была передана в Британский музей, с ней продолжали происходить странные события: один из рабочих, который ее перевозил, сломал ногу, а другой заболел и вскоре умер.
Мумия была занесена в каталог Британского музея под номером 22542 и размещена в Египетской галерее. Слухи о том, что мумия приносит несчастье, распространялись среди сотрудников музея. Одним из таких слухов было утверждение, что куратор музея сэр Эрнест Бэдж, увлеченный магией, провел спиритический сеанс, на котором ему якобы было приказано избавиться от мумии и оставить только пустой саркофаг.
Мумия оставалась в музее долгое время, пока в 1912 году эксцентричный американский миллионер не купил её и отправил в США. Однако корабль, на котором её перевозили, затонул по пути в Нью-Йорк, и мумия исчезла. Существует множество версий об исчезновении мумии, но саркофаг остался пуст. В 1921 году в музее был проведен обряд изгнания злых духов, но, по слухам, это не помогло: посетители музея продолжают падать в обморок, глядя на изображение жрицы на саркофаге.
Музейные работники уверяют, что ночами можно увидеть призрак женщины в египетских бинтах, который бродит по коридорам, прилегающим к Египетской галерее. Современные биоэнерготерапевты, исследующие египетские мумии, утверждают, что такие артефакты обладают мощным негативным энергетическим полем, что требует особой осторожности при их изучении.
Загадки древнего Египта, вероятно, останутся неразгаданными, а египетские мумии продолжат вдохновлять на мистические истории и исследования.