Египет и Русь: Солнечная связь
Также читайте:
Свет сквозь "тьму египетскую"
Так что же унаследовала Русь от бесконечно дальнего Египта? Что преодолело силу времени, которая сравняла с землей разрушенные храмы, превратила в никому не понятный узор забытые письмена? Святая троица, птица Феникс, небесная ладья…
Обращает на себя внимание сходство православной трактовки христианской Троицы и солнечной триады Эхнатона (или Нефертити?). Отец и Сын равноипостасны. Святой Дух, в своем качестве силы, которая одушевляет мир, сближается с образом Феникс - творящей солнечной души. Феникс - "ба" отеческого солнца, Ра или Атона, - и в православии Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как в католичестве.
Вся жизнь египтян была связана с солнцем и управлялась им. Они изобрели первые солнечные часы – обелиски, движущиеся тени которых в течение дня помогали определять время.
А двенадцать безмолвных молитв, произносимых священником в православной литургии? Не напоминают ли они о двенадцати часах ночного пути солнечной барки в сокровенных книгах Египта, о двенадцати ризах, в которые облачали посвященного в мистерии Изиды, как их описывает Апулей?
Философы Древней Руси для разъяснения сущности Троицы подчас привлекали примеры из окружающей жизни. Удивительный образ встречаем у Максима Грека: "Якоже глаголем дискос, свет, луча - едино солнце три сия, а не три солнца, сице и таинство святыя Троицы: аще бо глаголем Бог Отец, Бог Сын и Слово Его, Бог Всесвятый Дух, но не три Бози". Так раскрывается образ "тресветлого солнца".
"Дискос", диск сопоставляется с Отцом, но ведь "дискос" - это буквальный перевод имени египетского солнца-отца, Атона! Богу-сыну у Максима Грека соответствует "свет", а Духу - "луча". В современном значении свет и лучи - одно и то же, но, видимо, четыре века назад это были разные понятия. Примечательно, что "луча" слово женского рода.
Древние цивилизации жили по лунному календарю. Египтяне были первыми, кто создал солнечный календарь, состоящий из двенадцати месяцев, в каждом из которых было 30 дней, и 5 дополнительных дней в конце года. А первый високосный год был в 238 году до нашей эры.
Атон в искусстве Египта изображался знаком круга. От него тянулись к земле лучи, и каждый оканчивался рукой, иногда держащей символ жизни. Если "свет" Максима Грека - это сами лучи, сыновние лучи солнца, то "луча" - его животворные материнские руки, ведь именно в касании творит солнечный свет, подобно Феникс.
Вдумаемся в это имя: "Феникс". Греки переосмыслили египетское "Бену" как прилагательное "phoinix" - дословно "пурпурный, багряный". Возможно, в том же смысловом ряду - пурпурный лик Софии-Премудрости русских икон?
Египетские мифы в русском фольклоре
Образы поразительной глубины сохранились в русском фольклоре. В одном из направлений "духовных христиан" еще в начале XX века условно делили Россию на семь "частей света", и среди них: "Берега Священного Нила", "Верхняя страна Кем" и "Нижняя страна Кем". Удивительнее всего выражение "страна Кем" - это древнеегипетское название Египта!
В песнопении "духовных христиан", записанном в начале XX века, есть такие строки:
Прилетела птица, золотой сокол,
Садилася птица в кипарис-древо.
Крылышки у сокола бриллиянтовые,
С алмазными каменьями драгоценными,
Перышки унизаны крупным жемчугом,
В сердцах соловушка - сударь Дух Святой.
В текстах гимна богу Атону, воспеваемому как податель жизни, и 103-го псалма, повествующего о сотворении мира, встречается множество совпадений. Исследователи считают их явным признаком связи египетских религиозных текстов и христианской поэзии.
Здесь истолкована на христианский лад замечательно яркая языческая троица. Сияющий золотой сокол: не подобен ли он солнечному Гору, египетскому богу-сыну с соколиной головой? Соловушко в сердце солнца - это же его душа, Изида-феникс! Правда, соловушко мужского рода, но в другом варианте стиха святой Дух назван голубицей, райской птицей, "самой матушкой царицей".
Теперь о кипарис-древе в значении Отца, В Египте бог-отец, Озирис, уподоблялся оси мира, мировому древу. На священном дереве Ишед египтяне помещали "дом Бену" (Феникс), а Феникс-душа не только солнца, но и Озириса (вспомним Дух, исходящий от Отца).
Кипарис-древо русских стихов утверждено корнями в "бел горюч камне". Этот во многом загадочный камень - центральный образ народного мировоззрения - нетрудно соотнести с "белым", то есть солнечным светом. Тогда и вся триада (древо, сокол, соловушко), утвержденная на этом камне, приобретает солнечный характер, а "бел горюч камень" выступает русским аналогом камня Бенбен.
Камнем Солнца в Египте считался рубин, символизировавший победу Солнца над змеем, просветленный разум. Золотые браслеты с рубинами могли носить только жрецы-Посвященные самого высокого ранга. По легенде, такое сочетание - тайный символ Осириса.
И еще один русский фольклорный сюжет вызывает в памяти египетские мифы.
Уж по морю по житейскому,
Как плывет, плывет тут легкий корабль,
Об двенадцати тонких парусах;
Тонкие парусы, то есть Дух Святой;
Как правил кормщик - сам Иисус Христос
...
Уж под ним престол всего царствия,
Уж на нем риза аки молния,
Уж на нем венец - непостижимый свет;
В кораблике знамя - Матерь Божия...
На нем мачта - сам Господь Саваоф.
Бытовал и в Египте образ древа в ладье. Христос в ризах "аки молния" подобен солнечному богу Египта. "Знамя - Матерь Божия" - Изида. Престол - может быть, наос, вместилище бога на солнечной барке Египта. В русских стихах священный корабль плывет на восток, как и ночное солнце, что движется к восходу сквозь царство мрака.
В религиозной поэзии Египта все хорошее и полезное называют «глазом солнца», а все живое существует благодаря его лучам. По мифам, глаз Амона-Ра, вырванный и упавший на землю, создал жизнь.
И цель пути одна и та же. Русскому фольклору знаком образ Небесного Иерусалима. Он должен опуститься с неба и соединиться с земным священным градом, который предстоит построить. Так солнечный бог Египта соединяется со своим телом в святыне Бенбен, предрешая победу света.
Допустимо ли объяснять такие совпадения только общностью происхождения родственных сюжетов русской и египетской традиций? Вряд ли. Русь сохранила даже исконное название Египта. Видимо, древний мир был гораздо менее разобщенным, чем принято считать. И можно довольно уверенно указать один из источников, косвенно повлиявших на культуру Руси.
Это Египет первых веков н. э. Египетские гностики изучали не только труды отцов христианской церкви, они помнили о древней культуре "страны Кем". И вместе с сектами гностического толка (богомилы, катары, альбигойцы) на Русь могли проникнуть знания о языческих солнечных таинствах Египта.
Е. Лазарев. Рисунок: Б. Ионайтиса Журнал "Наука и религия" - № 6, июнь 1989 год
Комментарии: