Немного о датах Древнего Египта
Оглавление:
Почему так часто в исторических записях о Египте добавляются слова «примерно», «вероятно», «приблизительно»? Любой первоисточник, любая находка в Египте позволяет снова и снова уточнять даты и события древнего Египта, происходившие более 4 тысяч лет до нашей эры!
Люди, которые только начинают проявлять интерес к культуре и истории Древнего Египта, нередко бывают удивлены и даже раздосадованы тем, что ученые-египтологи практически к любому своему наблюдению добавляют такие слова, как "примерно", "приблизительно", "вероятно" и так далее.
Это происходит потому, что человек, раньше не погружавшийся в загадки Египта, зачастую не отдает себе отчета в том, насколько мала степень достоверности открытий, многие из которых вообще делаются путем остроумных догадок и умозаключений.
В Древнем Египте год начинался в день летнего солнцестояния (21 – 22 июня). Месяцы назывались Тот, Паофи, Хатир, Хойак, Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути, Пахон, Паини, Эпифи, Месоре.
Дилетанты, привлеченные интригующими легендами о величественных гробницах древних фараонов, не осознают, как мало, в сущности, о них известно. К примеру, несмотря на все свои старания, египтологи и по сию пору не в состоянии установить и предоставить в распоряжение публики точные даты вплоть до конца I тысячелетия до нашей эры.
Летоисчисление в древнем Египте
Понять, почему так происходит, совсем несложно: дело в том, что древние египтяне не имели календаря с исходной датой (для сравнения, у греков в этой роли выступал год, в который была проведена первая олимпиада (776 год до нашей эры), а у древних римлян - дата основания города (753 год до нашей эры). Все свои летописи и документы египтяне всегда датировали временем вступления на трон первого правителя).
Именно по этой причине исследователи всегда могут определить, что произошло на том или ином году царствования какого-либо египетского императора, однако невозможно определить, на каком году от начала нашего летосчисления это случилось.
Другая сложность состоит в том, что так называемый гражданский год египтян существенно отличался от астрономического. Он состоял из трех сезонов: Наводнение, Всходы, Сушь, каждый из которых включал в себя четыре месяца из тридцати дней. С добавлением пяти праздничных дней он составлял 365 дней.
Солнечный же год, как известно, длиннее приблизительно на четверть суток (из них и складывается двадцать девятый день февраля в каждом високосном году). Поскольку у древних египтян не было представления о високосном годе, в течение каждых четырех гражданских лет возникало отставание на один день.
Начала астрономического и гражданского годов совпадали всего один раз в 1460 лет (это происходило в так называемый период Сириуса, на древнеегипетском языке - Сотиса). В этот знаменательный день утренний восход Сириуса над Мемфисом наступал одновременно с началом разлива Нила - то есть именно в тот момент, когда начинался новый год.
Сириус - тройная и самая яркая звезда неба. В Древнем Египте его называли Сотис («Лучезарная») и Анубис («Звезда Пса»). Древние римляне тоже называли Сириус «Canicula» («Собачий»). Дни в августе, когда появлялся Сириус, были самыми жаркими, и в римском сенате объявляли перерыв – «каникулы».
В дошедших до нас памятниках письменности было зафиксировано три подобных совпадения. Эти дни считались у древних египтян величайшими событиями и отмечались торжественными и пышными празднованиями.
Работа исследователей с хронологией истории Египта
Исследователи попробовали взять за основу запись римского историка Цензорина, жившего в III веке. Оказалось, что совпадения восхода Сириуса и дня наступления нового года выпадают на 139 год нашей эры и 1321, 2781 и 4241 годы до нашей эры. Вычисленные таким способом даты стали отправной точкой, на которую опирается хронология египетской истории.
Однако, египтологи прекрасно понимают, что эти даты отнюдь нельзя назвать достоверными, поэтому ученые весьма неохотно прибегают к приведению окончательных основополагающих дат. Дело осложняется еще и тем, что некоторые списки правителей, имеющие решающее значение для установления хронологической последовательности событий древнеегипетской истории, потеряны.
В других летописях по каким-то причинам отдельные даты правления умышленно зачеркнуты либо переправлены (к примеру, опущены сведения о правителях, заслуживших немилость у своих более могущественных соперников или преемников).
В некоторых документах не указана продолжительность царствования тех или иных правителей и дается только их хронологическая последовательность. К тому же исследователи обнаружили, что иногда в различных частях Египта одновременно царствовали разные властители, а записи между тем свидетельствуют, что один наследовал трон другого.
Большой удачей для ученых является то, что многие даты можно определить с достаточной точностью на основе синхронных событий в странах, имеющих сношения с Древним Египтом, это могла быть дипломатическая переписка, или сообщения о каких-либо военных походах, или другие факты.
Год длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый (3 недели из 10 дней). День содержал 10 часов, час — 100 минут, а минута — 100 секунд. В конце года были дополнительные пять дней - праздники в честь богов Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.
Данные археологических поисков позволили с большей или меньшей точностью установить некоторые даты древнейшей истории Египта. Немалое значение при этом имело применение так называемого радиоуглеродного метода. Однако здесь еще существует множество неточностей. Поэтому, говоря о наиболее древнем периоде, исследователи вынуждены мириться с отклонениями, составляющими ± 150 лет, а для более позднего ± 50 лет.
Большинство египтологов сходится во мнении, что первой "абсолютной" датой в древнеегипетской истории является 689 год до нашей эры - начало правления царя Тахарки из XXV династии. В древнейшем периоде истории Египта относительно достоверно определено только начало правления властителя Сенусерта III из XII династии (1881 год до нашей эры). Но полное согласие между всеми исследователями достигнуто только в отношении даты завоевания Египта персами - это 525 год до нашей эры.
Египтологи приложили огромные усилия для того, чтобы в бесконечной глубине веков установить хоть какие-нибудь хронологические ориентиры. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в расчетах ученых существуют погрешности более чем в тысячу лет. Опираясь на новые данные и методики, можно утверждать, что на ранних стадиях развития этой науки исследователи ошибочно датировали события древнеегипетской истории гораздо более ранними сроками, нежели это соответствовало действительности.
Дата объединения Египта
Одним из доказательств этого можно назвать попытку установить дату объединения Египта Мени (Менесом), которую сами древние египтяне считали началом своего исторического пути. Разные исследователи датировали это событие различными годами:
- Шампольон - 5867 годом до нашей эры;
- Эмиль Бругш - 4455 годом до нашей эры;
- Шаба - 4000 годом до нашей эры;
- Лепсиус - 3892 годом до нашей эры;
- Брэстед - 3400 годом до нашей эры;
- Штейндорф и Струве - 3200 годом до нашей эры;
- Мейер - 3180 годом до нашей эры;
- Уилкинсон - 2320 годом до нашей эры;
- Пальмер - 2225 годом до нашей эры.
К настоящему времени долгий и краткий варианты хронологической последовательности исторических событий Древнего Египта пересмотрены. Практически все исследователи склоняются к мысли, что исходную дату (учитывая погрешность в ± 150 лет) допустимо отнести к 3000 году до нашей эры.
Однако, несмотря на все пробелы и неточности, исследователям удалось создать довольно достоверную картину истории Древнего Египта. Основой для этого послужило огромное количество первоисточников. В их число входят надписи правителей и приближенных к ним вельмож, анналы, сообщения о военных походах и торговых экспедициях, законоустановления и распоряжения, податные ведомости, свидетельства об уплате налогов, научные и художественные произведения, религиозные и магические тексты, всевозможные письма и документы различного характера и назначения.
Дни месяца и месяцы обозначались номерами. Дата записывалась примерно так: Год 1, месяц 2 сезона разлива, день 225 правления фараона такого-то. Правда, произнесение имени фараона было под запретом.
Сведения, найденные в дошедших до нас памятниках письменности, дополняются результатами археологических раскопок, а также материальными и письменными памятниками тех государств Ближнего Востока, с которыми Древний Египет имел какие-либо сношения.
Естественно, что из всего этого разнообразия фактов исторического происхождения исследователям необходимо вычленить и подвергнуть тщательной проверке те из них, которые непосредственно касаются самого исторического процесса. Конечно, подобный анализ должен применяться в исследованиях любого историка, применительно к Древнему Египту это особенно важно и сложно.
Придворные летописцы Древнего Египта
Египетским правителям приписывалось божественное происхождение. Поэтому ни один из подданных не имел права говорить о том, что какой-нибудь царь потерпел в чем-нибудь неудачу. По этой причине летописцы во всех своих исторических трудах всегда вынуждены были констатировать исключительно успехи правителей. Фараоны во всех битвах неминуемо одерживали победы, в каждой дипломатической акции они добивались блестящих результатов. Кроме того, царь во всех случаях оставался непогрешимым. Он превосходил правителей всего мира своим могуществом, доблестью, богатством и так далее.
Придворные, составляющие хроники, прекрасно знали о том, что именно нужно писать. Поражения в их произведениях превращались в победы, особо правдивые летописцы просто умалчивали о неудачах властителя как полководца. Хроникеры нередко восторженно описывали события, которых в действительности никогда не существовало. Цари, не ступавшие на поле битвы, назывались самыми храбрыми и мужественными.
Не отставали от летописцев и придворные скульпторы и художники, изображая фараонов, которые лично уничтожали десятки и сотни врагов, хотя потомкам хорошо известно о том, что эти "доблестные воины" никогда не удалялись от своих дворцов.
К сожалению, в произведения древнеегипетских летописцев, ваятелей и живописцев очень редко проникал по-настоящему критический взгляд. Если истина выставляла правителя в неблагоприятном свете, она никогда не могла пробиться в хроники. Особенно это касается произведений, которые создавались при жизни фараонов, если они писались специально для того, чтобы поведать о ней потомкам.
Обратимся, например, к хорошо известной битве при Кадеше, которая происходила приблизительно в 1312 голу до нашей эры. Многие исследователи трактуют свидетельства, дошедшие до нас следующим образом: в этой битве фараон Рамсес II потерпел сокрушительное поражение от хеттов и только волею случая избежал смерти. Многие источники утверждают, что и последующие столкновения этого правителя с хеттами также не увенчались успехом, и в конце концов Рамсес II вынужден был отказаться от своих планов.
Римский император Диоклетиан, правивший Египтом в 284 – 305 годах, жестоко преследовал христиан. Поэтому они называли время его правления «эрой мучеников». Коптские христиане в Египте, Эфиопии и Судане до сих пор ведут свое летоисчисление и свой календарь - «календарь мучеников».
Однако на храме Амона в Карнаке сей достойный властитель велел вытесать длинный панегирик, прославляющий победу при Кадеше, в надписи говорится: "Когда мое войско и колесницы покинули меня, это было худшее из преступлений. Но посмотрите: Амон дал мне победу, хотя со мной не было войска и колесниц. Этот далекий край видел мою победу и мою силу, хотя я был один, без единого знатного, который бы последовал за мной, без единого возницы".
Далее в надписи говорится, что фараона атаковали две с половиной тысячи хеттских колесниц, и Рамсес продолжает: "Но я бросился на них. Я был, как Монт, и сразу же дал почувствовать им свою руку. Я разил, убивал, где только ни видел, и один кричал другому: "Это не человек среди нас, это непобедимый Сет, Баал в его членах! То, что он делает, превыше человеческих сил!" Еще никогда ни один человек без войска и колесниц не одолел сотни тысяч (врагов)".
Кстати, Монтом древние египтяне называли бога войны в образе человека, но с головой сокола, увенчанной перьями, обрамляющими солнечный диск. Особенно почитался этот бог в Фивах и Южном Оне (Ермонте).
Сет, согласно мифу об Осирисе, - носитель злого начала и всякого беспорядка. Баал, в переводе означающий "властелин", "владыка", представляет собой древнейшей общесемитическое божество, которое почиталось в Финикии, Палестине, Сирии в качестве бога плодородия, вод и войны. Культ Баала проник в Египет лишь в период Нового царства. Баал нередко приравнивался к Сету.
Подобный панегирик Рамсес II повелел вытесать и на своем заупокойном храме неподалеку от Долины царей. А на пилоне Луксорского храма он приказал запечатлеть себя убивающим под Кадешем хеттов. Живописцы превзошли самих себя, изобразив там 10900 поверженных и убегающих в панике врагов.
Но великому фараону показалось, что и трех монументов было бы недостаточно для увековечения его доблести, и он приказал в ознаменование все той же победы высечь знаменитый на весь мир скальный храм в Абу-Сим-беле. Таким образом, Рамсеса II никак нельзя обвинить в неумении поставить популяризацию своей личности на должный уровень.
Если уж мы упомянули об этой битве, стоит добавить, что, по некоторым источникам, царь хеттов Хаттушиль III в конце концов предложил заключить мирный договор. Иероглифическая копия этого документа сохранилась на стене Карнакского храма, клинописная же обнаружилась на глиняных табличках.
Стоит отметить, что, согласно другой гипотезе, Рамсес II не потерпел поражения в битве с хеттами под Кадешем. Некоторые египтологи утверждают, что ни хетты, ни египтяне так и не смогли одолеть друг друга. В результате этого попытка хеттской коалиции продвинуться дальше на юг не увенчалась успехом, равно как и попытка египтян достигнуть северных регионов.
Мы не будем вдаваться в подробности исторических перипетий Древнего Египта. Остановимся на тех фактах, которые исследователи считают хорошо проверенными, достоверными и наиболее важными. Предпочтительнее всего основываться на канве, намеченной еще Манефоном из Себеннита, разделившим всех египетских властителей на 30 династий, связанных между собой не по родовым признакам, а по месту их происхождения.
Выдающийся египтолог Лепсиус впоследствии разделил эти династии на три царства, по которым определил три главных периода египетской истории. Позднее последователи Лепсиуса уточнили его периодизацию таким образом, что в настоящее время принято различать:
- доисторическую эпоху (до объединения государства);
- архаический период (I-II династии);
- Древнее царство (III-VI династии);
- первый переходный период (VII-X династии);
- Среднее царство (XI-XIII династии);
- второй переходный период (XIV-XVII династии);
- Новое царство (XVII-XX);
- Позднее царство (включая Саисский период и эпоху после XXVI династии);
- время Александра Великого и Птолемеев (332 год до нашей эры - 30 год нашей эры - финальный период истории Древнего Египта).
За этими эпохами следуют римская и византийская, которая завершилась в 642 году нашей эры завоеванием Египта арабами.