Об Италии
Исторические вехи, градостроительство и архитектура Италии
Также читайте:
Путешествие в прошлое и в память о нем через ознакомление с наследием и конкретными свидетельствами древности вызывают эмоции, которые стоит пережить. Речь идет о неисчислимых пластах истории, огромном количестве языков, масштабности традиций и бесчисленных следах архитектуры и градостроительства в столь же несметных реалиях локального характера, объединившихся в единую нацию. Население Италии как с этнической, так и с лингвистической точек зрения отличает заметная однородность: и это, несмотря на то, что Италия с самых древних времен была ареной столкновений между различными племенами и народами.
Нужно согласиться с тем, что массовые поселения других народов до основания Римской империи, во время ее правления и после ее краха, как и на протяжении всего средневековья (германские народы на севере, арабы и норманны — на юге) определили утвердившиеся в каждом регионе свои традиции в плане культуры и градостроительства. Но это явление никогда не принимало такого характера, чтобы можно было говорить об отдельных народностях внутри итальянского народа. Даже сегодня присутствие «исторических» лингвистических меньшинств — результат древних поселений — переплетается с присутствием «новых меньшинств» из числа иммигрантов с юга и востока земного шара, придающих всем странам Запада облик мультиэтнических обществ, поскольку за рабочими-иммигрантами стоят иные языки, религии, обычаи и культуры. Лингвистические меньшинства защищены специальными конституционными положениями. Не оставляя в стороне диалекты и нравы цыганских кочевых общин (синти на севере и ромы на юге), следует сказать, что «исторические» лингвистические меньшинства насчитывают в Италии 10 основных языковых групп, охватывающих 2,5 миллиона человек: албанский язык (в 45 коммунах 7 областей — Абруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия и Сицилия), каталонский язык (Альгеро на Сардинии), сардинский язык (Сардиния); греческий язык (вдоль салентинского побережья Апулии и на территории Реджио-ди-Калабрии — в области Калабрия); старопровансальский язык в долинах Кунео и в Турине (область Пьемонт), в Империи (область Лигурия) и в Гуардия Пьемонтезе
Терме (область Калабрия); франко-провансальский язык на большой территории Западных Альп — между Валле д'Аоста, низина Валь ди Суза, валле дель'Орко, долины Валле ди Ланцо, северная часть Валь Сангоне и две коммуны в Апулии — Челле Сан Вито и Фаэто); сербохорватско-далматинский язык (в Молизе — в коммунах Акуавива Коллекроче, Монтемитро и Сан Феличе дель Молизе); словенский язык (Фриули-Венеция-Джулия), немецкий язык (южный Тироль в провинции Больцано, восточный Тироль, плоскогорье Азиаго, небольшие общины walser в долинах Пьемонта и Валле д'Аоста); ладинский язык (многочисленные диалекты в районе Центральных и Восточных Альп: 27.000 человек в центральной части Доломитовых долин и 625.000 человек в восточной части Фриули).
Этот краткий экскурс в историю в целях изложения общих предпосылок и объективных составляющих «Системы приема» туристов в Италии необходим для того, чтобы российские турагенты и специализированная пресса узнали, какое влияние оказали народы Центральной Европы на жизнь внутренней части Италии и ее прибрежных районов. Но в этих местностях, прежде всего на юге страны, до и после падения римской империи были созданы поселения финикийцев и карфагенян, оставивших, например, в Моции (Сицилия) и в Тарросе (Сардиния) следы градостроительства народов-мореплавателей, которые строили долговременные поселения. Впоследствии Великая греческая колонизация (VIII — VI в.в. до н.э.) оставила на юге Италии самые совершенные системы градостроительства: Пестум, (Кампания), Сибари (Калабрия), Метапонто (Базиликата), Сиракуза, Таормина, Седжеста, Селинунте и Агридженто (Сицилия). Таким образом, искусство градостроительства и архитектура греков вступили в своего рода «состязание» с ранее существовавшими поселениями этрусков: Кьюзи, Черветери, Вольтерра, Тарквиния, Анседония, Орвьето, Баньореджио и различных италийских народов, что привело к динамичному развитию цивилизаций, через столько поколений дошедших до наших дней.
Рим возник в VIII веке до н.э. в местности, соприкасавшейся с границами этрусков, в районе, наполненном мифами и легендами. Из маленького поселения, которое постепенно выработало систему городской модернизованной культуры, он превратился в сердце и пульсирующий мозг «познанного мира»: будучи градом (urbs — по латыни), он стремился представлять мир (orbs — по латыни). В IV веке до н.э. Рим был больше Афин. Первый город — Капую (в Кампании) — римляне построили на юге, рядом с районами Великой Греции, в которых была широко развита элленистическая система благоустройства.
Несомненно, римская цивилизация представляет в античном мире наиболее богатую и полную форму преобразования территории и ландшафта путем возведения акведуков, строительства консульских дорог, освоения и пользования землями в сельскохозяйственных целях, сооружения терм, военных лагерей и строительства новых городов (Капуя, Милан, Болонья. Турин, Верона, Аоста, Римини, Флоренция, Поццуоли, Пьяцца Армерина и др.). Но главная заслуга Рима состоит в том, что он проявил необычайную способность создать и «экспортировать» однотипную модель цивилизации во все завоеванные территории. Для подробных разъяснений по древнеримской цивилизации посетите сайт www.sestoacuto.it.
Сильнейшие раздоры и противоречия экономического и социального характера в плане контроля со стороны центральной власти за безграничными территориями подорвали основы Римской империи позднего периода, которая затем и распалась. Недовольство в социальной и культурной сфере нарастает и распространяется по всем городам, в то время как Христианство неторопливо заполняет ниши, образовавшиеся в местах правления Древнего Рима. Одновременно нарастает отпор вторжениям племен варваров — славян, вестготов, саксов, гуннов и вандалов. Последние грабили города, превратившиеся в огромные кладовые, притягивавшие к себе их взоры из-за колоссальных богатств, копившихся там веками. Города вскоре обезлюдели: их жители, уже не находившиеся под защитой непобедимой римской армии, чтобы избежать гибели или порабощения, находили убежища в сельской местности — маленьких деревнях и поселках вдали от больших дорог. Произошел раздел Римской империи на Восточную и Западную. Поскольку Равенна стала столицей Западной Римской империи, и следовательно, форпостом Византии, нарастает влияние последней. Большой вес имеет район Северной Адриатики между Равенной, Аквилейей, Венецией и поселками венецианской лагуны (www.ravennaonline.ksm.it). Византийцы приобретают земельные владения в Молизе, Апулии, Базиликате и Калабрии. В церквях этих областей ревностно хранят византийские кодексы. Там поклоняются каноническим иконам Богоматери «Милосердная», «Одигитрия» и «Мать молящегося Бога», которые привезли из Константинополя православные греки-беженцы, икону «Богоматерь Константинопольская» почитают жители, принявшие у себя беженцев с Востока. Богоматерь Константинопольская является покровительницей многих общин в Апулии, среди которых Акуавива делле Фонти (провинция Бари), где ей поклоняются и по сей день.
Упадок и заброшенность на многие века подорвали «центральную роль» Италии. Апеннинский полуостров подвергся опустошению и разорению вследствие непрекращавшихся набегов с севера (где началось владычество лангобардов) и с юга (на первых порах с ростом влияния Византии, а затем и арабов). Новый образ реорганизации гражданской и экономической жизни столицы лангобардов — Павии, распространился на сельскую местность и закрепился понемногу повсюду (Тренто, Бергамо, Сполето, Беневенто, Риети, Кассино, Чивидале дель Фриули). Лангобарды, чьи интересы уже не ограничивались добычей от грабежей, поселялись в наиболее плодородных и обустроенных областях, приняли католическую религию и установили отношения с Римом и с Папской областью. Таким образом, на протяжении более чем двух веков они, образовав раннефеодальное королевство, играли главную роль в большей части итальянской провинции, положив конец вторжениям и набегам варваров и создав модель экономики, основанной на сельском хозяйстве и животноводстве.
В 773-774 г.г. Карл Великий завоевал Лангобардское королевство и заключил союз с Папой Римским. В 800 году на Рождество в Риме он был коронован на престол императора папой Львом III. Этот день считается днем возрождения идеи правления императора на Западе и основания «Священной Римской империи» со столицей в Милане. Под ее господством находились Павия, Боббио, Генуя, Лукка, Аквилейя, Сполето. В то же время на юге набирает силу и развивается исламская цивилизация арабов, которые за короткий отрезок времени стали полноправными хозяевами Средиземного моря и взяли под контроль морские торговые пути, превратив Палермо в крупную и прекрасную метрополию. Арабы принесли свою модель городской жизни, в основном переняв ее у греков и римлян, но привнеся и элементы архитектуры, выдержанные в соответствии с кораном. Она предусматривает только два вида общественных зданий — мечети для молитвы и вероисповедания и бани для личной гигиены и сохранения здоровья тела. Сама городская жизнь протекает теперь замкнуто, внутри ограждений, обращенных не к улицам и площадям, как ранее, а к пространствам внутри жилищ, из-за чего город состоит из узких, извилистых, неровной формы кварталов.
Вхождение франков в Италию и упрочение роли Папской области в канун 1000 года стали определяющими факторами для того, чтобы наступил этап стабильности. В этот период в городах зародился и получил широкое распространение — в противовес многочисленным феодальным владениям и родовым замкам — «романский» стиль, как первый подлинный архитектурный монументальный стиль христианского запада. Новая архитектура приобретает сильно выраженную религиозную направленность, а романская базилика становится новым символом социального и культурного объединения. Этот стиль понемногу начинает утверждаться в Италии как первый внушительный признак явного стремления к гражданскому и религиозному возрождению. Ломбардия, вначале принадлежавшая лангобардам, а затем каролингам, становится основной «мастерской» итальянского романского стиля (Милан, Комо, Павия). За ней следуют Рим: храм Санта Мария ин Арачели (Св.Мария у Жертвенника Небесного), церковь Санти Додичи Апостоли (Святые Двенадцать Апостолов), церковь Сан Мартино ай Монти (Святой Мартин в горах) и другие города: Модена, Парма, Феррара, Лукка, Пиза. Особенно чарующим романский стиль становится в областях, где приобретает их характерный отпечаток: романо-пизанский, о формах которого будет сказано ниже, романо-апулийский — базилика Сан-Никола (Св.Николай в Бари, где, по преданию, хранятся мощи святого) и соборы в Руво-ди-Пулья, Битонто, Битенто, Трани. С началом второго тысячелетия со строительством новых городов на италийской земле начинается новый этап. Зачастую они строятся на местах древнеримских городов, приобретая совершенно иные формы и назначение. Появляются больницы, учебные заведения, ремесленные мастерские, лавки по продаже картин, рынки, проводятся рыцарские турниры и т.д. В сельской местности аграрии используют новые методы труда (водяные мельницы, для вспашки земли волов и лошадей впрягают попарно). Приморские города: Венеция, Генуя, Пиза, Амальфи для контроля над Средиземным морем в XI и XII веках расширяют свое влияние в морском сообщении. «Плавающая» Венеция становится первым конкретным примером «вольного города» со своим институциональным и административным устройством, делящим его на «контрады» (районы), и настоящим портом-причалом для Восточной Римской империи. С Венецией состязается Амальфи (Кампания) — самая древняя из 4 Морских Республик итальянского Средневековья, издавшая «Tavole Amalfitane» («Амальфитанские Таблицы») — знаменитый кодекс морского права, ставший общепризнанным на всем Средиземноморье. Жизнеспособность Пизы — первой свободной коммуны, ставшей затем олигархической Республикой, еще больше: ее роль в экономической и культурной жизни становится столь велика, что дает жизнь самостоятельному «пизанско-романскому» архитектурному стилю, который был перенесен в такие дальние зоны ее влияния, как Галлура (Сардиния).В сельской местности этого района разбросано множество пизанско-романских базилик. Они отнюдь не являются проявлением господства Пизы, но сохранившимися свидетельствами ее культуры. Дольше всех свое превосходство на морях сохраняет Генуя. Устранив опасность нападения со стороны сарацинов, генуэзская община превращается в свободную коммуну и развивает неизмеримый торговый потенциал территории в бассейне реки По и внутренних районов, известных своими богатыми сельскохозяйственными угодьями, рынками, торговлей и искусством ремесленников. Одновременно она создает там религиозные поселения, аббатства и монастыри. А гениальный генуэзский мореплаватель Христофор Колумб (1451-1506) берет курс на Америку.
Именно в этот период зарождаются «свободные коммуны», а вместе с ними «прекрасный итальянский ландшафт» и гордый дух самостоятельности и «местничества» итальянских городов. Дух самостоятельности подвигнул города Северной Италии, объединившиеся в Ломбардскую лигу, бросить вызов императору Фридрику I Барбароссе (1152-1190). Ополченцы этих городов и отряды итальянских рыцарей в 1176 году разгромили его войско под Леньяно. Таким образом были окончательно пресечены попытки императоров «Священной Римской империи» на корню подавить зарождающуюся автономию коммун северной Италии.
В XII веке зарождается новая городская цивилизация: в основе автономно принятых коммунами уставов устройства города находятся более демократические — с расширенными правами граждан — правила в области налогообложения, образования, правосудия, совместной обороны и управления. Возрастает роль монастырей, святилищ (www.santuari.if), обителей так называемых второстепенных религиозных орденов внутри и за пределами населенных пунктов.
С началом крестовых походов мощный импульс получает торговля Морских Республик с Востоком. Наступает период расцвета денежной экономики, появляется состоятельная буржуазия, улучшается уровень жизни. Контакты с византийским и арабским миром, развившиеся до высокого уровня цивилизации, открывают новые горизонты, в то время как Папская область достигает максимума в своей светской власти. Денежные отношения, впервые в западном мире пришедшие на смену натуральному хозяйству, закладывают основы «рыночной экономики», в свою очередь, создавшую богатую аристократию. Последняя не полагается более на свое наследственное происхождение, но на умение вести дела и управлять, а также на свои организационные способности. В свободных городах зарождается первый тип пролетариата (ремесленники и наемные рабочие), которые побуждают гильдии вступить в борьбу против знати за управление городами. Улицы приобретают различную ширину в зависимости от их назначения и выходящих на них фасадов палаццо дворян, площади становятся местом проведения встреч, заключения сделок и сопоставления позиций между гражданской и церковной властью (Палаццо дель Комуне, с одной стороны, и собор — с другой). Но архитектурным языком, который в этот период объединяет многие европейские города, является «готический стиль», признанный международной моделью и каноном, мистическим выражением нового гражданского и духовного самосознания в Европе, подразумевающего покорность Божественному провидению и Его воле. В XIII и XIV веках в небывалой степени раскрываются художественные способности итальянских ремесленников, что приводит к появлению на свет несравненных шедевров ремесленного искусства. Болонья (Эмилия-Романья), где находится самый древний университет Европы, выполняющая, как и сегодня, роль «перекрестка» на торговых путях между паданским регионом и югом, в наибольшей степени испытывает на себе по сравнению с другими итальянскими городами (Сиена, Орвьето, Верона, Ассизи, Неаполь, Асколи Пичено) влияние международного готического стиля. Но взгляд на итальянское Средневековье был бы неполным без упоминания Флоренции и Данте Алигьери (1265-1321), и, конечно же, Сиены — коммуны гибеллинов, находившейся в постоянной борьбе с Флоренцией, которая и в наши дни сохраняет свой первозданный облик XIII века.
Затем, созревая длительно, словно рождаясь в муках, на смену прошлой стремительно пришла новая эпоха. Революционные преобразования Возрождения являют собой коренной поворот в культурной жизни, который заложил корни современного периода. На смену предшествующему метафизическому видению божественного предначертания естественного состояния вещей, благодаря новой технике и научным открытиям приходит неопределенная пространст-венность природы, а следовательно, и самосознания человека. Решающий поворот происходит в архитектуре, городском ландшафте и в искусстве.
Впервые «архитектурный проект» создаваемых объемов и пространств приобретает собственную значимость: с появлением Филиппе Брунеллески (1371-1446) рождается персонаж профессионального, полного художественных замыслов архитектора, отличающегося независимостью и самостоятельностью. Революция, совершенная Брунеллески сначала во Флоренции, а затем в Риме — опередив всю Европу — стала базой для подлинного триумфа и неоспоримого превосходства итальянской архитектуры, по крайней мере, на целых два века.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции — первый шедевр, плод нового подхода к творчеству. Он становится основой современного классицизма, вобравшим в себя все каноны древнеримской и христианской традиций, благоразумно переписанных и передаваемых из поколения в поколение благодаря старательности опытных монахов-переписчиков, рассеянных по аббатствам различных монашеских орденов по инициативе прежде всего Бенедетто да Норча (480-543) и Франциска Ассизского (1182-1226).
Принявшее широкие формы создание коммун и деятельность монахов по распространению трактатов о сельском хозяйстве благоприятствовали тому, что у полей и сельских угодий вновь появились владельцы, занявшиеся возделыванием зерновых и кормовых культур, распашкой земель, осушением болот и орошением. Сами поля становятся предметом изображения на холстах и в камне. Это обусловлено тем, что рисунок и перспектива делают необходимыми обводку контура глубины вод, очерчивание местности, где должны быть возведены проектируемые здания. Художники и архитекторы эпохи Возрождения хорошо понимают это. Вот здесь и настал черед великих мастеров: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санцио (1483-1520), каждый из которых был гением во многих областях. Они занимаются тем, что придают форму природе и пейзажу, дают им графическое изображение в том виде, в каком они существуют, ничего не видоизменяя. А для того, чтобы придать четкий характер органическим отношениям между архитектурой, градостроительством и ландшафтом мастера эпохи Возрождения проектируют и создают так называемые «идеальные города». Самым известным их примером в мире является городок Пьенца в Тоскане, который был построен по воле папы Пия II. Именно папы в максимальной мере раскрыли выразительные свойства и черты Возрождения, сделав, прежде всего из Рима — месторасположения папского престола — который они взяли под свой контроль в середине XV века, город Ренессанса по определению. Крупномасштабные работы по городской архитектуре и обустройству, длившиеся более двух веков, придали новый облик городу, его улицам, мостам, акведукам, руинам, памятникам. Величественные базилики и папские дворцы также служат своего рода обрамлением улиц и улочек, по которым бродили и бродят паломники (www.romaturismo.it).
С 1657 по 1666 г.г. — в момент полного кризиса искусства Ренессанса и его выразительных форм, Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) проектирует и строит площадь перед собором Святого Петра с колоннадой, которая поражает своими гениальными перспективами и игрой света.
Поиск гармоничных художественных традиций прошлого и превосходство классического решения вступают в период окончательного кризиса в связи новыми научными и технологическими открытиями. Каждый город в архитектуре и искусстве самовыражается по-своему. Зарождаются барокко и маньеризм, получившие одобрение европейских монархов, которые претворяют в жизнь крупные проекты и осуществляют значительные преобразования. Это и Турин — столица Савойского герцогства, и Неаполь — королевство Бурбонов, и Генуя, и Палермо, и Виченца, и в особенности, королевский дворец Казерты, а также церкви на самом юге полуострова в Лечче и Ното.Открытие Америки тем временем привело к поистине революционным нововведениям в области культуры и стиля жизни. Оно способствовало упадку жанра итальянского «прекрасного пейзажа», доминировавшего в жизни общества в период между XI и XVI веками, особенно в центральной и северной частях Италии. Начиная с барокко и до века света разума, под давлением научных исследований, открытий и изобретений итальянская пейзажная живопись вследствие вошедших в моду канонов греко-романского искусства в лице Кановы( 1757-1821) вновь низвержена. Теперь она служит лишь фоном во время развлечений зарождающейся буржуазии на выдержанных в неоклассическом стиле виллах, в оперных театрах и разбитых на итальянский манер (all'italiana) садах.
После французской Реставрации — периода вторичного правления династии Бурбонов — наступает очередь индустриализации и постепенного упадка светской власти Пап.
К моменту объединения Италии в 1861 году, о котором задолго до этого мечтал Макиавелли (1469-1527), территория и структура городского устройства страны являли собой результат смешанного композита различных цивилизаций, на протяжении веков оживлявших и создававших структуру ландшафта. Стало необходимым посредством крупных капиталовложений объединить Апеннинский полуостров в инфраструктурные сети, как железнодорожного (Адриатическое побережье, побережье Тирренского моря, по Паданской равнине от Турина до Гориции, через Апеннины), так и дорожного сообщения (включая туннели в Альпах для налаживания контактов с Европой)с целью обеспечения товарообмена с портами для перевозок грузов в Америку и на Дальний Восток. Дорожная сеть получила свое развитие как в национальном масштабе, так и в сфере внутренних грузовых и пассажирских перевозок.
Приток иностранцев в Италию, первые проявления которого были отмечены два века назад прибытием паломников, с «Grand Tour»- своего рода эстетического воспитания в духе гармонии с «прекрасным итальянским пейзажем» — начинает приобретать новые формы. Как следствие этого, организуются службы приема и оказания помощи туристам в современном смысле. В первой половине 19 века Италия — и на первом месте Рим — буквально заполнены русскими, которые, собираясь на площади Испании, рисуют, строят планы на будущее, пишут музыку. Это Гоголь, Брюллов, Иванов, Тон, Глинка, Герцен, Зинаида Волконская, Горький, Толстой, Достоевский, Чайковский.
Несколько десятилетий спустя, с развитием морского и железнодорожного сообщения начинают прибывать туристические группы, которыми занимаются турагентства. По случаю юбилейного 1950 года начинаются чартерные рейсы, и наступает «Ренессанс» организованного туризма. В первые десятилетия прошлого века были проведены мелиорационные работы для увеличения возделываемых орошаемых площадей на огромной террритории — побережье областей Венето и Эмилии-Романъи, территории за Гаргано, в районах мареммы, в провинции Казерта, на понтийской равнине, равнине Пьяна дель Селе, в районе Сиракузы и Ористано. Итальянский ландшафт как бы подготовился и «оснастился» для промышленного роста и развития градостроительства. Этот процесс затронул прежде всего три крупных городских района на северо-западе Италии — Турин, Милан и Геную. Обновление в области культуры и укрепление роли буржуазии на рубеже веков породили стиль «либерти», многочисленные примеры которого сохраняет Италия: Варезе, Милан, Виареджо, Палермо, Рим. В первые десятилетия национального объединения достаточно весомых свершений в области архитектуры не было, однако период между двумя мировыми войнами отмечен реализацией крупных проектов в сфере общественной застройки и стремлением отразить процесс объединения Италии: киногородок «Чинечитта» в Риме, новые городские кварталы, ярмарочный комплекс «Фьера дель Леванте» в Бари и другие центры проведения ярмарок, университетские городки, железнодорожные вокзалы, аэропорты, первые автострады. При этом через функциональный рационализм отмечено возвращение к канонам заимствованной римской классичности (Рим, Генуя, Мессина, Брешиа, Милан). Послевоенный период характеризуется восстановительными работами и растущим спросом на жилье в крупных городах, вследствие внутренней миграции и процесса опустения сельской местности, развитием инфраструктуры автомагистралей и дорог в ответ на растущие потребности в передвижении, строительством стадионов и Дворцов спорта, автодромов и треков, бассейнов, аэропортов, бензозаправочных станций и предприятий быстрого питания, появлением телеантенн на крышах домов, процессом распределения земли в сельской местности между крестьянами, посадками новых лесов, новыми заводами, введением в строй крупных предприятий по выпуску автоматики, возведением торговых центров и туристических объектов в горах, вдоль побережья и в тематических парках. Одновременно расширяется площадь областных парков, природных заповедников, районов, находящихся под защитой законов об охране окружающей среды, естественных заказников, проводится реставрация и восстановление небольших городов и селений, развивается агротуризм, растет интерес к доступным археологическим зонам, музеям под открытым небом. Закладываются предпосылки для биоархитектуры и для экологической совместимости человеческой деятельности и природы.
И уж совсем недавно для проведения важных международных политических саммитов стали использоваться корабли, для массовых мероприятий — большие площади, а для празднования различных годовщин и событий — периферийные районы городов. Каждый уик-енд повторяется картина массового «побега» итальянцев на автомобилях из городов и возвращения туда по перегруженным автомагистралям. К этому следует добавить периодически «оживающий» вулкан Этна, мониторинг загрязненности окружающей среды и шума в городах.
Справочник практической и технической информации по приему туристов в Италии для туристических агенств
Национальное Управление Италии по туризму (Э.Н.И.Т.)
Москва, 2002г.
Комментарии: