Об Италии
Неаполь – весёлый город, где нет светофоров!
Также читайте:
Многоликая столица юга
Когда-то Неаполь содрогался от шумных пиров римской знати, а теперь цепенеет от бесчинств знаменитой Камморы. Полиция гарантирует только безопасность туристов. Но неаполитанцы не унывают! Весело напевая, они готовят самую вкусную в мире пиццу, лишь иногда поглядывая на дремлющий до поры Везувий.
Все дороги, как известно, ведут в Рим. Но немало путей - сухопутных, морских, воздушных - сходится и в Неаполе, который является самым крупным городом Южной Италии и вторым по значению (после Генуи) портом этой страны. Город по праву считается одним из красивейших. Расположившись на берегу "золотой чаши" залива, он производит на путешественника неизгладимое впечатление своими великолепными замками и дворцами вдоль набережных, живописными морскими портами, многочисленными памятниками архитектуры и искусства. А близость дремлющего, но готового в любой момент проснуться Везувия и неспокойных, постоянно окутанных облаком раскаленных серных испарений Флегрейских полей, придает красоте этого города особую проникновенность, некую нотку обреченности, подобную той, что имеет "тонущая" Венеция.Но, в отличие от последней, Неаполь поражает полнотой жизни, которая подобна стремительному бурлящему горному потоку. Правил дорожного движения здесь, кажется, не существует вовсе, как и светофоров. Туристам советуют не терять бдительности, поскольку иначе легко можно расстаться с деньгами и документами. Город может похвастаться своей знаменитой пиццей, всеми любимыми неаполитанскими песнями и самой древней (XVII в) в Италии мафией - каморрой, когда-то защищавшей бедняков и боровшейся против Бурбонов, а позже выродившейся в обыкновенную организованную банду преступников.
Великолепные памятники соседствуют с развешенным поперек узких улиц бельем и неубранным мусором. Жители севера страны кажутся почти флегматиками на фоне темпераментных неаполитанцев, унаследовавших от греков остроту ума, а от римлян - живое и реалистическое восприятие действительности. Жизнь, осмысляемая как искусство устраиваться, и, с другой стороны, ревностное почитание Святого Януария Беневентского - таковы "телесная" и "духовная" составляющие неаполитанского характера.
"Неаполь - весел, свободен, оживлен, бесчисленное множество людей снует по улицам, король на охоте, королева - в интересном положении, словом - все прекрасно", - так описывает этот город Гете в своих "Итальянских путешествиях". Несомненно, Неаполь - один из самых ярких и необычных городов Италии, волнующий, порой пугающий, и вечно молодой.
Искусство приспосабливаться и воскресать духом
История Неаполя - это история многократных смен правителей, тяжелых времен смуты и упадка, которые всякий раз заканчивались чудесным возрождением.Первые поселения на территории современного города, возникли в VII веке до нашей эры. Греки из Родоса основали здесь колонию под названием Партенопея. В последствии город получил название Палеополис ("старый город"), и долгое время наряду с соседними Кумами являлся очагом греческой культуры в Magna Graecia, эллинизированной южной Италии. В V в. до н.э. греческие колонисты с острова Эвбея начинают формировать "новый город" - Неаполис, росту и развитию которого способствовало завоевание самнитами Кум. Изгнанники укрылись от врагов в Неаполе, обогатив его казну своими вкладами.
"Римский" период в истории Неаполя продлился со второй половины IV в. до н.э. по V в. н.э. Римская знать избрала Неаполь, сохранивший черты греческой культуры, местом своего отдыха, возведя роскошные дворцы. Лукулл, например, устраивал свои знаменитые пиры на вилле, расположенной близ нынешнего порта Санта Лючия.
Первые христиане Неаполя подверглись гонениям. Самый знаменитый из них, Св. Януарий, епископ Беневентский, принявший мученическую смерть в IV в., стал впоследствии покровителем города.
Вследствие упадка Римской империи в V в. Неаполь был захвачен готами, затем - византийцами. Начиная с 763 г., город на протяжении нескольких веков существовал как независимое герцогство под управлением своего дожа. Затем последовательно попадал под власть норманнов, свевов, анжуйцев, испанцев, австрийцев, Бурбонов, пока вновь не обрел независимость накануне наполеоновских войн, когда в городе установилась эфемерная Партенопейская республика. Сюзеренами Неаполитанского королевства были Жозеф Бонапарт, затем - Мюрат.
С реставрацией Бурбонов город стал столицей Королевства Обеих Сицилий и прославился восстаниями против своих правителей в 1820 и в 1848 годах. Все это подготовило почву для триумфального входа Гарибальди и присоединения Неаполя к Пьемонтскому королевству (1860 г.), а после - к объединенной Италии.
Во время второй мировой войны свободолюбивые неаполитанцы сумели сами изгнать нацистов - это были те самые героические Quattro Giornate ("четыре дня") в сентябре 1943 г.
В послевоенное время жизнь Неаполя вошла в привычное русло, и жители воспринимали величественно возвышающийся над городом Везувий скорее как одну из основ их благосостояния, чем источник угрозы. Частые небольшие землетрясения были делом привычным и никого не пугали. Но в 1980 году произошло событие, существенно повлиявшее на жизнь города и во многом определившее его современный облик. Речь идет о катастрофическом землетрясении, когда под землю ушли целые улицы и даже кварталы, а рядом за считанные часы выросла новая гора. Неаполь на несколько лет пришел в упадок, поскольку выделенные правительством на его восстановление деньги... бесследно исчезли. На фоне перенаселенности и безработицы процветали контрабанда, уличная преступность, жила по своим законам каморра... Город приобрел репутацию одного из самых богатых памятниками искусства и культуры во всей Италии, но, с другой стороны, и самого опасного и неспокойного.
Современное возрождение Неаполя началось в 1984 году, когда группа граждан, назвавшая себя Napoli' 99 занялась сбором частных пожертвований на восстановление памятников и музеев. Их старания не пропали даром - за прошедшие с тех пор годы многие пострадавшие от землетрясения архитектурные шедевры были отреставрированы, церкви и музеи, закрытые на протяжении нескольких лет, вновь стали доступны для посещения. В 90-х годах городскую администрацию возглавил Антонио Бассолино, поклявшийся сделать Неаполь "приемлемым для жизни после многих лет гражданского небрежения, коррупции, отказа от эффективного контроля над мафией". Эта задача, казавшаяся поначалу невыполнимой даже самим полицейским, сейчас довольно успешно решается. И хотя туристам советуют беречь кошельки и воздерживаться от опрометчивых прогулок по узким переулкам (особенно в ночное время), это уже не тот Неаполь, чьи трущобы вызывали у иностранцев панический страх.
Несколько жемчужин из ожерелья Неаполя
Чтобы почувствовать город, лучше всего пройтись по нему пешком. Начать путешествие можно с площади Пьяцца дель Муничипио, где возвышается величественный замок Кастель Нуово (он же - крепость Маскио Анджоино), построенный в 1279-82 гг. Карлом I Анжуйским и почти полностью перестроенный при Альфонсе I Арагонском в середине ХVв. Грандиозное здание галереи Умберто I, традиционное место встреч делового Неаполя, было возведено в конце Х1Хв. между театром Сан Карло и улицей Толедо. Сам театр, знаменитый своей совершенной акустикой, был сооружен на 40 лет раньше Ла Скала, в 1737 году, и первоначально соединялся с Королевским дворцом, чтобы королю (Карлу III Бурбону) было удобно возвращаться после спектакля прямо в свои покои. Здание дворца было построено в XVII в. и воссоздано после пожара 1837го-да. В 8 нишах фасада помещены статуи наиболее важных правителей Неаполя. Противоположную сторону площади Плебисцита формирует базилика Сан Франческо ди Паола, конфигурация которой в миниатюре воспроизводит Римский пантеон - такова была идея Фердинанда I Бурбона, повелевшего возвести базилику в благодарность небесам за избавление королевства от узурпатора (Наполеона).
Национальный археологический музей на улице Толедо обладает одним из самых драгоценных собраний скульптуры в мире. К северу от музея, на холме, находится картинная галерея Каподимонте, в которой собраны лучшие живописные полотна Южной Италии. Не менее знаменитый Национальный музей да Сан Мартино расположился на холме Вомеро, а рядом с ним - замок Сант 'Эльмо, с крепостных стен которого открывается великолепный вид на Везувий, залив, острова и Неаполь.
На выступе, уходящем в море, возвышается Кастель дель Ово (Замок Яйца), построенный Рожером Сицилийскими, первым норманским королем, в 1139 году. Необычное название крепости объясняет легенда. Великий поэт Вергилий, считавшийся также и волшебником, связал судьбу Неаполя с яйцом. Яйцо было помещено в специальную амфору, та, в свою очередь, - в железную решетку, а вокруг был построен замок, который, по предсказанию Вергилия, не может быть разрушен, пока не разбито волшебное яйцо.
Прогулявшись вдоль берега залива на запад по красивейшим набережным Партенопе и Караччьоло, мимо знаменитогоый фонтана Иммаколателла - символа морской славы Неаполя, мимо живописных портов Санта Лючия и Саннадзаро, можно подняться на холм Мерджеллина, где захоронен Вергилий.
Говоря о достопримечательностях Неаполя, нельзя обойти вниманием его кафедральный собор, посвященный покровителю города Св. Януарию. Мистическая власть принадлежит крови святого, которая хранится в двух сосудах - во время празднования Дня Св. Януария их выносят из Кафедрального собора, и после молитв свернувшаяся кровь разжижается и закипает. Существует поверие, что если кровь превратится в воду, на город обрушится несчастье.
"Кто не был в Неаполе, тот не видел зрелища народной жизни" П. Муратов
Несомненно, неаполитанцы являются одной из самых ярких достопримечательностей своего города. Живые и общительные, они просто одержимы любовью к своему Неаполю. Даже реклама молочных продуктов на автобусах начинается так: "Мой Неаполь - мое молоко". А уж фразы наподобие: "Да, такое есть только у нас, в Неаполе", - в разговоре услышишь сплошь и рядом. И это - не хвастовство, неаполитанцам действительно есть чем гордиться. Их город покорил и вдохновил на создание шедевров многих великих людей, даже жители других итальянских провинций нередко питают к Неаполю особые чувства. Одна флорентийка, услышав, что среди прочих городов мы посетили Неаполь, с восторгом сказала, что это самый лучший город и повторила знаменитую фразу: "Vedi Napoli e poi muori" (что дословно означает: "Увидеть Неаполь и умереть"). Постучав, правда, при этом по дереву - итальянцы не любят шутить о смерти, жизнелюбие у них в крови. А у беспечных неаполитанцев - в особенности. Пусть в недрах готовящегося проснуться Везувия накапливаются раскаленная магма и ядовитые газы. Пусть правительство Италии разрабатывает планы возможной эвакуации жителей, а все остальное человечество строит модели предстоящей катастрофы и сочиняет коллективный некролог по неаполитанцам - сами они ничем не обеспокоены, снимают по несколько урожаев с плодородных вулканических земель, получают немалый доход от туристического бизнеса и наотрез отказываются покидать насиженные места "из-за какой-то мифической угрозы". Хочется надеяться, что они окажутся правы.
Юлия Прохорова.
Italica №5 2000 года.
мимо набережной я увидел среди толпы туристов, человека, в белом одеянии, с черной маской
на лице. http://oneapole.ru/?p=1638
24.05.12 napoli Оставить сообщение
мимо набережной я увидел среди толпы туристов, человека, в белом одеянии, с черной маской
на лице. http://oneapole.ru/?p=1638
20.05.12 napoli Оставить сообщение