Об Италии
Пантеон
Также читайте:
Пантеон является наиболее совершенным из всех древнеримских памятников. Марк Агриппа, зять императора Августа, построил его в 27 году до н.э. в честь всех богов; поэтому он и носит его имя. После пожара в 80 году до н.э. Пантеон был восстановлен в нынешнем виде при императоре Адриане в период между 110 и 125 гг. н.э. В 609 году папа Бонифаций IV обратил его в христианскую церковь Святой Девы Марии и Святых Мучеников, в которой захоронены такие знаменитости как художник Рафаэль, архитекторы Бальдасар Перуцци и Виньола, а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита.
Пантеон представляет собой огромную круглую постройку с величественным куполом. Портик имеет шестнадцать монолитных гранитных колонн с коринфскими капителями. Входим в храм через бронзовый портал римской эпохи. Грандиозен оригинальный интерьер Пантеона: по окружности расположены ниши прямоугольной и полукруглой формы; огромный торжественный купол (диаметром 43,30 м., равным высоте) с кессонным оформлением освещается через центральное отвестие диаметром в 9 метров.
Говорят, что каркас купола состоит из ребер, вес которых распределяется благодаря аркам, расположенным вдоль цилиндрических стен там, где отсутствуют ниши.
С точки зрения архитектурных решений Пантеон является единственным в мире монументальным сооружением, в котором естественно и гармонично сочетается величественность конструкции с легкостью и изяществом линий. Пройдя по улице Джустиньяни, подойдем к церкви Сан Луиджи дей Франчези, построенной архитектором Фонтана в XVI веке, в которой хранятся ценные картины Караваджо. На параллельном Корсо Ринащименто находится Дворец Мадама с нарядным фасадом в стиле барокко, где с 1870 года заседает Сенат Республики. В нем помещается богатая библиотека, насчитывающая более 230000 томов. В соседнем здании с красивым внутренним двором и капеллой Сант'Иво делла Сапиенца, работы Борромини, находится Государственный архив.
Пантеон не может соперничать со своими крестниками пышностью внешнего убранства. Крепко повязанный узкими нитями римских улиц, он как бы отвернулся от неблагодарного города, не желая иметь с ним ничего общего. Единственный парадный фасад Пантеона обращен на небольшую площадь Колонны, отмеченную невысоким египетским обелиском, ранее украшавшим храм Изиды на Марсовом поле.
Первое языческое святилище было возведено на этом месте в 27 году до н.э. Марком Веспасианом Агриппой выдающимся полководцем и зятем самого императора Августа. Желая угодить своему покровителю, Агриппа построил храм на свои средства, намереваясь -посвятить его императору. Но тот отказался от чести стать богом при жизни, и тогда новостройку посвятили всем небожителям. Само слово Пантеон греческое, оно означает буквально "храм всем богам", однако этот храм посвящен отнюдь не всем, а только семи небесным богам, для статуй которых сделано семь ниш внутри здания.
В начале новой эры Пантеон пострадал от пожаров и от удара молнии настолько, что император Адриан в 118-128 годах н.э. затеял его полную перестройку. Неутомимый император-архитектор просто-напросто создал новый храм, оставив ему имя первого строителя Агриппы, приказав выбить на фасаде старую надпись: "Марк Аг-рипла, сын Луция, консул в третий раз, соорудил". Адриан почтил память Агриппы, но не запечатлел на сооружении ни своего имени, ни имени истинного автора - архитектора Аполлодора Дамасского.
От прежнего Пантеона были взяты гранитные коринфские колонны для пронаоса (переднего помещения античного храма), и к ним добавили огромный круглый зал, перекрытый грандиозным куполом. Трудно сказать кому из создателей пришло в голову построить столь не типичное для римской архитектуры здание. Дело в том, что античные храмы не были предназначены для соответствующих служб и жертвоприношений. В них хранили трофеи, сокровища, казну, своды законов или важные документы, а культовые мероприятия происходили за стенами святилищ, алтарь всегда находился снаружи здания, на площади перед ним. Единственным исключением были храмы, посвященные Весте, богине-хранительнице очага. В этом случае алтарь с неугасимым огнем находился внутри помещения, и к нему не допускали простых смертных. Но маленькие храмики Весты символизировали лишь благополучие в самом городе, а Адриану было необходимо явить всему миру незыблемость целой империи. И поставленная задача была выполнена блестяще находясь под куполом Пантеона легко ощутить себя в центре вселенной.
Идея императора мастерски воплощена архитектором посредством огромного купола, который смело устремляется ввысь к круглому отверстию -"Оку Пантеона" (oculus), открывающемуся на вершине свода. Этот крупнейший купол античности не смогли превзойти ни Византия, ни средневековье, ни эпоха Возрождения. Авторы Пантеона унесли секрет его создания с собой в могилы, и еще многие века над решением подобной задачи бились лучшие зодчие всех времен и народов. Но и Фи-липпо Брунеллески (собор Санта-Ма-рия дель Фьоре во Флоренции D = 42 м), и Микеланджело (Собор Святого Петра в Риме D = 42 м) смогли только приблизиться к размерам купола Аполлодора (D = 43,2 м), но не сумели превысить их.
Точная полусфера Пантеона была дерзновенной инженерной конструкцией и в то же время чистой, классически ясной архитектурной формой. Внутренняя бетонная поверхность огромной опрокинутой чаши украшена 140 кессонами (пять горизонтальных рядов по 28 кессонов в каждом). Эти резные углубления, кроме декоративного, имели еще и конструктивное значение, т.к. они в немалой степени уменьшали вес свода. Подсчитано, что бетонная масса купола составляет 5000 тонн. Но по мере того, как увеличивается высота свода, уменьшается его бетонная масса, если в основании слой бетона достигает б м, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 м.
Римляне любят рассказывать о том, что этот купол был построен на куче мусора, насыпанной внутри ротонды. Чтобы ее быстро разгребли по окончании строительства Адриан, будто бы, приказал спрятать там куски золота. На самом деле, технология возведения свода была намного хитроумнее: вокруг деревянных кессонных форм постепенно заливались слои бетона.
Единственным световым проемом является широкое круглое отверстие (D = 9 м) в верхней точке сооружения, через него в помещение попадают солнечные лучи - единственный источник освещения. В зависимости от времени суток круг света скользит по мраморным плитам и колоннам, на несколько мгновений выхватывая из таинственного полумрака затейливые детали интерьера. Несмотря на значительные размеры этого "небесного окна" сюда почти не попадает дождь. Этот необычный эффект объясняется отнюдь не аномальным явлением, а правильными инженерными расчетами. "Око Пантеона" выполняет роль естественной вентиляционной отдушины, потоки нагретого воздуха устремляются ввысь, препятствуя каплям дождя.
Пантеон представляет собой глухой кирпичный цилиндр, увенчанный куполом, который снаружи кажется плоским. Когда-то его крыша сверкала на солнце золоченой медью, а главный фасад украшал большую круглую площадь - непременный атрибут всех значительных построек императорского Рима. В центре площади стояла триумфальная арка, через которую должен был пройти каждый человек, прежде чем ступить под свод Пантеона. В Храм всех богов простой смертный попадал уже триумфатором, практически равным богам и независимо от того, кем человек был за стенами храма, внутри него свершалось чудо преображения души, и чудо это творила архитектура.
Может быть, своей мистической силе обязано языческое святилище долгой жизнью. Ему повезло, Пантеон остался единственным античным сооружением Рима, дошедшим до нас не в руинах. В конце IV века император-христианин Феодосии I не разрушил, а всего лишь закрыл его на два долгих века. Позже, в 609 году император Фока передал здание папе Бонифацию IV, который превратил его в христианский храм. Из окрестных катакомб сюда перенесли останки мучеников, чтобы спасти от надругательства варваров. Внутри пантеона поместили престол, на котором по сей день стоит икона Божьей Матери, писанная, по приданию, евангелистом Лукой. Обновленный храм посвятили Божьей Матери и всем христианским мученикам (Сайта Мария ад Мартирес).
В последующие века Пантеон не переставал восхищать и привлекать к себе внимание великих художников и ученых. Строптивый Микеланджело назвал его "ангельским, а не человеческим творением", а Рафаэль в завещании попросил похоронить свое тело в храме, объединившим в себе землю и небо, людей и богов. После его смерти б апреля 1520 года, художника погребли в Пантеоне и почтили латинской эпитафией: "Тот здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая родительница всего (природа) боялась быть побежденной, а в момент его смерти - умереть". С этого события началась новая миссия античного храма, он стал усыпальницей великих людей. Под его бетонным сводом покоятся также Виктор-Эммануил II и Умбер-то I, первый и второй короли Объединенной Италии, королева Маргарита и архитектор Балдассар Перуцци. Так слово "пантеон" приобрело нарицательный смысл, породив многочисленные мавзолеи под этим именем и в других странах.
Несмотря на всеобщее почитание. Храму всех богов предстояло пережить еще целый ряд испытаний и потерь. В первой половине XVII века Пантеон просто-таки раздели на глазах у всего города. С его купола, фронтона сняли всю позолоченную бронзу, не пощадив даже драгоценные розетки, украшавшие кессоны купола. Все это было сделано для того, чтобы придворный папский архитектор и скульптор Лоренцо Бернини использовал металл для создания огромного балдахина в соборе Святого Петра. Сделали это не варвары-иноземцы (они-то как раз пощадили прекрасный храм), а понтифик Урбан VIII Барбе-рини. И вскоре по Риму уже гуляла латинская поговорка, основанная на игре слов "барбари" и "Барберини": "Чего не сделали варвары, сделали Барберини" ("Quod поп fecere barbari, fecere Barberini").
Но совесть, видимо, мучила и маэстро Бернини, который, стараясь как-то загладить собственную вину перед Пантеоном, создал проект двух небольших башен на фасаде храма. Одну из них даже успели построить в 1641 году, а через семь лет снесли и ее. Но скорые на язык римляне уже окрестили эти архитектурные излишества "ослиными ушами Бернини".
Существующий Пантеон остался храмом идеальных пропорций, заключившим в своей форме совершенную сферу. Храм обладает прекрасной акустикой и достаточной вместительностью - в нем может находиться одновременно более 2 000 человек. И несмотря на все потери прошедших столетий, он остается зримым воплощением идеального мира, в котором жил император Адриан.
Ослепительный луч солнца, пробиваясь сквозь круглое отверстие купола, заливает светом внутреннее пространство Пантеона. Этот вечно распахнутый проем, без сомнения, символизирует небесное око, сквозь которое боги взирают на человечество.
Читайте здесь еще об Италии!
05.12.16 Екатерина Оставить сообщение
29.04.07 Г. Г. Ф. Задать вопрос
Уважаемый scaiger! В сообщении от 04.02.06 циферкой ошибся. Знамо 7980 (юлианский цикл). Виноват.
08.06.06, Г. Г. Ф.
Для ГГФ. Интересная у Вас нумерология. Вопрос: что такое Число Скалигера 6980? О моих взаимоотношениях с этим персонажем: www.scaliger99.narod.ru
С уважением,
scaliger
03.05.06, zvezdacom5@mtu-net.ru, scaliger
Всех, кто имеет отношение к Вечному Городу, любит его и живет им, поздравляю с 21-м апреля!
Из 54 ворот Валгаллы выходят по 8000 воинов (всего 432000)...
20.04.06, Г. Г. Ф.
Исправление: в сообщении от 21-03 60 полуаршинов "представляют" не диаметр, а радиус Пантеонна.
Добавление к сообщению от 18-03: культ Солнечного Быка (коровы) предопределяют также схожесть молодой луны с рогами молодых быков, психодедики "вырабатываемые" мицелием специфических грибов (живут в коровьих лепешках), также "географическим" рисунком кожи храмовых тельцов в Египте.
27.03.06, Г. Г. Ф.
Всех с Днем равноденствия!
Умножим Диаметр Пантеона (432 дм) на 60 (это тот же диаметр, но уже в полуаршинах Петра Первого достоинством 36 см) и получим число 25920 - числовое значение Великого года (врмя прохождения Земли через все 12 зодиакальных знака (в обычных годах)).
21.03.06, Г. Г. Ф.
280 (мнимое число кессонов) указует на длительность беременности у женщин (и у коров!) - 280 дней. Кроме того оно (подразумевамое число "280") указует на божественных "быков" Аписа, Зевса и Юпитера...
Технология "половина пары" (в рамках символических презентаций) видимо применялась и при проектировании Алекандровской колонны - высота колонны в метрах (47,5) - суть половина длительности МАЛОГО ПАСХАЛЬНОГО КРУГА (95 лет).
18.03.06, Г. Г, Ф.
Диаметр Пантеона (43,2 м) представляет традицию (идею!)фундированную сооружением этого объекта (27-й г. до н.э.), традицию (традиции?) объектов группы "Аркаим" (Стоухенж, Великая Пирамида и древние города Приуралья), а возможно и более древние традиции.
13.03.06, Г. Г. Ф.
Число "28" (количество кассет в ряду) являетя треугольным (при "стандартной" нумерологической метаморфозе 1-го уровня оно предстает треугольным чисом "10", а на 2-м уровне - в виде квазитреугольного числа "1"). Кроме того число "28" - второе совершенное число (1 + 2 + 4 + 7 + 14 = 28).
11.03.06, Г. Г. Ф.
Пантеон представляет семилучевую розетку (7 х 4 = 28 кассет). Угол прелставленнй группой четырех (четырех соседних) кассет - 51 и 3/7 градуса. Угол наклона боковых граней Великой Пирамиды также позиционирует 51 и 3/7 градуса.
05.03.06, Г. Г. Ф.
Число "108" (см. ниже) являет знак правильного пятиугольника - ПЕНТАГОНА (и (вторично) - ДОДЕКАЭДРА ("лучшего" "тела Платона")). Угол пятиугольника - 108 градусов, а сумма вершинных углов додекаэдра - 324 градусов (анаграмма диаметра Пантеона). Следует добавить, что в современной космологии додекаэдр рассматривается как "числовая матрица" ВСЕЛЕННОЙ. Кроме того число "27" (1/4 числа "108") "представляет" один из циклов активности Солнца (цикл 27-ми дней).
25.02.06, Григоренко Г. Ф.
Диаметр ПАНТЕОНА (как сказано выше/ниже) - 43,2 м. Это 20 КОСЫХ КАЗЕННЫХ САЖЕНЬ (по 216 см), 60 аршинов, 140 английских (русских) футов (см. количество кессонов)... За сим позвольте откланяться.
Геннадий Григоренко
22.02.06, Григоренко Г. Ф.
Длина ПАРИЖСКОГО МЕРИДИАНА (согласно Декрета от 07. 04. 1795 г.)- 40 000 000 м. Диаметр зала Пантеона (43,2 м) в "ПМ" составляет 108/100000000 (десять в восьмой степни!)...
Обелиск Изиды, а также скульптурные изображения Августа и Марка Агриппы увеличивают "элиту" РИМСКОГО ПАНТЕОНА до ДЕСЯТИ!
12.02.06, Г. Г. Ф.
Текущая КАЛИ-ЮГА "ориентированна" на 432000 лет, что "тяготеет" к идее "Диаметр Ока Пантеона".
04.02.06, Г. Г. Ф.
Число Скалигера (6980) и высота гранитного стержня Александровской колонны (84 фута) также "представляют" число "28".
Конфигурация расположения 16-ти колонн портика Пантеона - прототип 2-х портиков Исаакия.
От 27-го года до н.э. (даты "рождения" и титула "Август", и Пантеона Агриппы) рождение Монферрана отстоит на 1812 лет, а 27-й год до н.э. представлен как сумма цифр 1+8+1+3 + 1+8+1+4 (27!). Числа "1812", "1813" и "1814" начертаны на барельефе Александровской колонны "обращенном" к арке...
01.02.06, Г. Г. Ф.
Количество кессонов (в каждом из 5 рядов) - 28 (Солнечный цикл), а всего их - 140. Если добавить и нижнюю полусферу - 280 (высота (в египетских локотях) Великой пирамиды...
Радиус Пантеона (в дм) - 216 (6 х 6 х 6) представляет сумму
3 х 3 х 3 + 4 х 4 х 4 + 5 х 5 х 5 ("кубическя" сила Тота равна "кубической" силе Изиды, Гора и Осириса...
Глазница Пантеона не пуста!
29.01.06, Г. Г. Ф.
Комментарии: