Об Италии
Ассизи - оазис духовности в самом сердце Умбрии ( Италия )
Хотите с головой окунуться в Средневековье? Попасть в таинственные времена инквизиции, стать монахом Ордена Францисканцев, прикоснуться к стенам, помнящим дыхание умбрийцев и римских легионеров? Добро пожаловать в Ассизи! Здесь тьма инквизиторских подвалов и свет божественных соборов в сочетании с человеческим гением художников и архитекторов слились в тайну, достойную пера великого Данте.
Ассизи - маленький, очаровательный городок, расположенный в самом сердце Умбрии, играет огромную религиозную роль во всем мире. Город находится у северо-западного подножия горы Субазио (Subasio) (одна из Аппенинских гор) в долине Сполето, на краю осушенного озера, откуда вода ушла еще в XVI в. Город окружают многочисленные деревушки и густой лес со стороны горы. Этот каменный город, омываемый солнечным светом, предстает как некое воплощение мира и спокойствия, божественного сочетания красот природы и человеческого гения.Базилика Сан Франческо (Basilica di San Francesco) и Священный Монастырь (Sacro Convento), многочисленные колокольни, Башня дель Коммуне (la torre del Comune), остатки древнеримского храма Минервы (Tempio di Minerva), красно-коричневые крыши домов, грубые каменные стены - все вместе это создает картину простоты и одновременно великолепия. Ассизи обладает неким необъяснимым обаянием, которое придает городу его история - ведь издавна он считался воплощением мира и спокойствия, оазисом духовности, идеальным местом для восстановления душевного спокойствия.
Считалось, что именно здесь к человеку возвращается то, что отбирает повседневная жизнь, каждый, побывавший здесь, испытывает духовный подъем и с новыми силами возвращается на свой путь. Все это ставит Ассизи как бы вне времени и пространства, в городе существует своя, особая реальность, где нет места превратностям современного мира. История названия города теряется в глубине времен. Одна из легенд гласит, что имя пошло от одного из братьев королевы Трои - Асио. Однако многие ученые считают, что имя происходит от слова "аси", что означает восток, восточный, так как Ассизи располагается к востоку от Перуд-жи. Великий Данте считал, что город берет название от латинского слова "ascendere" (всходить, подниматься, о солнце) из-за того священного света, который исходит от города, благодаря фигуре св. Франциска.Что же касается возраста города, то он существовал еще в дороман-скую эпоху и был одним из важей-ших центров Умбрии. В городе жили умбрийцы, а затем римляне, которые тут же наделили город всвозможны-ми привилегиями.
Величие Ассизи в древности подтверждается археологическими находками, нежели историческими или литературными источниками. Последние содержат лишь очень скупые сведения о городе. Первый раз Ассизи упоминается известным в древности латинским поэтом Про-перцио, затем имя города встречается в документах, имеющих отношение к готам, к конфликту Готов и Бид-зантини. После падения Римской империи город постигли многочисленные осады и разрушения из-за варварских нашествий, И только с XI в. город начинает принимать облик, который сохранился до наших дней. С этого времени и до XIV в. город был свободной комуной. В XIV-XVI вв. наступает период междоусобных распрей и войн с соседними городами. С XVI в. до I860 г. Ассизи был частью папского государства, и ничто в это время не нарушало спокойствия города, пребывавшего в глубокой летаргии, отрешившись от всего остального мира. В начале нашего века Ассизи приобретает мировую известность, начинает играть важную роль в области культуры и религии. Но истинная слава приходит к Ассизи еще во времена Франциска Ассийского.
Ассизи и св. Франциск - две вещи неразделимые. Нет другого места, кроме Ассизи, которое было бы насквозь пронизано святостью и духом Франциска. Здесь много мест, говорящих о нем: церковь Сан-Дамиа-но (Chiesa di San Damiano), Тюремный скит (Eremo delle Careen), Собор Сан Руфино (Duomo di San Rufino), Базилика Святой Кьяры (Basilica di Santa Chiara), монастырский комплекс, воздвинутый в его честь.
Базилика Святого Франциска известна во всем мире своим волшебным соединением архитектуры, живописи и- духовности. Благодаря присутствию Святого базилика как бы испускает только ей свойственную духовную притягательность. Постройка является прототипом итальянского готического искусства. Архитектор, монах Элия, ставил своей целью построить церковь из двух этажей, которая служила бы для сохранения мощей св. Франциска и являлась бы для всего мира воротами в истинную веру, местом для молитв. Таким образом, это не просто монастырская или аббатская церковь, это церковь-мавзолей. Форма постройки имеет вид буквы "Т", знак креста, и библейский символ спасения. Нижняя базилика - склеп и одновременно массивный фундамент всего здания, была построена специально для сохранения саркофага; она задумывалась как простая, безыскуственная, находящаяся в тени постройка романской архитектуры. Верхняя базилика, напротив, освещена, обширна, просторна, это воплощение радости и красоты.
Строительные работы начались 12 марта 1228 г. Выбор места однозначно пал на обрывистую и лесистую зону вне города, называвшуюся "холмом ада", потому что именно там ранее происходили иквизиции и казни. Но в скором времени это место стали называть "холмом рая", так как там теперь хранились мощи святого.Папа Грегорий IX, после канонизации Святого Франциска 16 июля 1228 г., на следующий же день заложил первый камень здания. Нижняя базилика была готова уже в 1230 г., и 25 марта этого года туда из часовни Сан Джорджио (Capella di San Giorgio) были торжественно перенесены останки Святого. Все тот же папа Грегорий IX 22 апреля 1230 г. провозгласил церковь "главой и матерью" Ордена Францисканцев и взял ее под свое особое покровительство.
В 1236 г. была завершена постройка колокольни и Верхней базилики. Верхняя Базилика была освящена лично папой Иннокентием IV в 1253 г. Последующие работы проводились в последней четверти XIII в. и касались в основном входа и часовен Верхней базилики. Для художественного оформления комплекса были приглашены самые великие художники тех времен: Пизано, Кавал-лини, Торрити, Мартини, Капанна, Мартелли, Джорджетти.
Не менее, чем жизнь св. Франциска, интересно и то, что происходило с ним после смерти. Тело Святого было положено под главным алтарем Нижней Базилики 25 марта 1230 г., до этого четыре года тело хранилось в часовне Сан-Джорджио. Более двух веков мощи Святого можно было посещать через туннель ведущий от хора кусыпальной келье. В 1442г., перуджийцы во главе с Никколо Пич-чинино, завоевав Ассизи, выжгли город почти дотла и пытались вынести мощи Святого. Но им не удалось этого сделать ни силой, ни дипломатическими способами. Они всячески пытались доказать папе, что мощи будут в большей сохранности в Перу-дже, но папа Евгений IV был непреклонен и приказал закрыть вход в гробницу. Однако это не было окончательное закрытие, в 1449 году гробницу посещал преемник Евгения IV, Никколо V. Последним туда спускался папа Сикст IV, который в 1476г. приказал уже окончательно закрыть вход в усыпальницу.
В последующие века было предпринято много попыток открыть вход, но все они остались безрезультатными. Все разрешилось через несколько веков, в 1818 г. По распоряжению папы Пия VII были начаты работы по раскопке, во время которых был найден каменный саркофаг, окруженный железной решеткой, встроенной в скалу. От тела остались практически одни кости, но в большей части хорошо сохранившиеся. Папа Пий VII, после завершения раскопок, 5 сентября 1820 г. объявил своим актом "опознанным тело Святого Франциска, найденное под главным алатарем нижней базилики" и заявил, что мощи Святого не должны содержаться ни в каком другом месте, кроме того, где они хранились веками. Тогда же был вновь открыт свободный доступ к гробнице. 24 января 1978 г. по распоряжению папы Павла VI было произведено новое опознание, подтвердившее предыдущее. Были также улучшены условия хранения тела. Оно находится в небольшом ящике из плексигласа, заключенного в свою очередь в металлический ящик, который установлен в древней усыпальнице, где с самого начала хранились мощи. Рядом с гробницей Святого находятся захоронения четверых его ближайших собратьев - Массео, Анджело, Руфино, Леоне.Архитекторы, строители, художники придали Ассизи тот неповторимый облик средневекового городка, защищенного горными склонами, где время будто останавливается перед красотой. Здесь правит Средневековье. Главные улицы города ведут вдоль горы к площади Коммуны (Piazza del Comune). To тут, то там бегут вверх улочки, переулки, лестницы, ведущие к средневековым домикам, построенным из камня горы Субазио, которая становится как бы живой после дождя, розовея под лучами заходящего солнца и бледнея под светом луны или хлопьями снега. Даже двери домов, как правило, имеющие вид остроконечной арки, сделаны из камня. Почти всегда сбоку от главной двери с лесенкой, ведущей на улицу, можно заметить в стене другую дверь, более узкую и с более высоким порогом. Это так называемая "дверь мертвых", которую открывают только, чтобы вынести умершего из дома. На окнах домиков всегда можно увидеть цветы, которые украшают город и приносят туристам чувство безмятежности, тишины и спокойствия.
Как бы символом безопасности служат окружающие город стены; стены, которые видали многое и хранят в себе много секретов. Строившиеся еще умбрийцами, а потом римлянами, стены были полностью разрушены во время нашествий варваров. Востановленные в 1198-1199 гг., они принимают современный облик в XIV в., заключая в себя Базилику Святого Франциска и Святой Кья-ры, аббатство Святого Петра (Abbazia di San Pietro). Периметр стен составляет приблизительно 5 километров. Завершают картину восемь городских дверей работы XII-XIVeB.
Все в Ассизи напоминает о средневековом прошлом, заставляя забыть оставшийся где-то там мир.
Елена Онацкая.
Italica, декабрь № 11 (13) 2000