О Чехии
Карлов Мост в Праге
Также читайте:
Визитная карточка Праги
Какое определение дал Карлову мосту Далай-Лама, побывавший в столице Чехии Праге? Почему жители Праги вынуждены пользоваться другими мостами, чтобы пересечь реку? Что за сделку заключил архитектор с дьяволом в обмен на прочность и долголетие Карлова моста? Сколько статуй святых провожают путников от Малой Страны до Старого места, расположить которые на быках Карлова моста подсуетились иезуиты? Прикосновение к какому кресту обещает исполнение желаний? А что будет, если прикоснуться к собачке у ног статуи Яна Непомуцкого на Карловом мосту?
Назвать Карлов мост визитной карточкой Праги было бы правильным, но далеко не исчерпывающим. Потому что Карлов мост - это ни больше, ни меньше, как центр Вселенной. Именно такое определение дал Карлову мосту далай-лама, побывавший в столице Чехии Праге. Более того, по мнению Далай-Ламы, Карлов мост в Праге начисто лишен отрицательной энергии, потому и притягивает к себе народ со всех концов света. И Далай-Лама прав! Застать Карлов мост в Праге в гордом одиночестве совершенно невозможно.
Скульптурная группа Карлова моста «Пражский Турок» 1714 года изображает св. Яна из Матхи, Феликса из Валоа (основателей ордена тринитаров) и св. Ивана. Орден выкупал христиан из плена. Поэтому в нижней части скульптуры изображена дверь тюрьмы и турок с собакой, сторожащие христиан.
Легенды, окружающие Карлов мост, гласят, что при его строительстве не обошлось и без вмешательства инфернальных представителей. Поговаривают, что архитектор заключил сделку с дьяволом, что в обмен на прочность и долголетие Карлова моста принесет в жертву первое живое существо, ступившее на мост. Когда в день открытия мастер увидел, что к Карлову мосту направляется его сын, он схватил прогуливавшегося неподалеку петуха и бросил ему наперерез. А поскольку петух оказался черным, князю тьмы ничего не осталось делать, как смириться.
У каждой статуи своя история и своя легенда. Святая Людмила держит в руках вуаль, которой она будет задушена; Святой Иуда Тадеуш (Фаддей) держит дубинку, которой он будет сам забит насмерть; Святой Вит изображен в окружении львов, которыми он так и не был съеден.
Одни говорят, что Ян Непомуцкий отказался выдать тайну исповеди, другие винят во всем политику, а третьи намекают на банальную ревность. Так или иначе, но проповедник был убит и сброшен с Карлова моста, что символизирует отполированный до блеска ладонями туристов крест на Карловом мосту. Говорят, прикосновение к этому кресту обещает исполнение желаний. А если прикоснуться к собачке у ног статуи Яна Непомуцкого на Карловом мосту, то будут счастливы и здоровы и домашние питомцы. Например, теща.
По традиции, на Карловом мосту на восточной стороне Староместской башни нужно найти пять зимородков. Зимородок был символом Вацлава IV и олицетворял преданность и верность в любви. Птички спрятаны в венце из полотен. По легенде, сразу увидеть всех зимородков может только святая чистая душа.
В 17 в. его стали украшать скульптурой, число скульптур и скульптурных групп постепенно достигло 30, мост превратился в художественную галерею под открытым небом. Карлов мост (длина 516 м, ширина 10 м), стоящий на 16 могучих опорных быках, соединяет Старый Город и Малую Страну, пересекая Влтаву над небольшим островом Кампа (он отделен от берега узким протоком, Чертовкой. В 1974 г. мост был объявлен пешеходным. На мосту водружены многочисленные скульптуры, принесшие ему всемирную славу, а со стороны Старе Места и Малой Страны на нем установлены могучие башни - все в готическом стиле, хотя и исполнены в разные эпохи. В 1890 г. Карлов мост пострадал от наводнения: оторвавшиеся от берега плоты заблокировали течение воды между опорами, и две из них обрушились. Мост был восстановлен и в течение пяти веков он оставался единственным мостом через Влтаву. Только в 30-е гг. 19 в. началось строительство других пражских мостов.
По проекту Петра Палержа въезд на Карлов мост был оформлен башней с проездной аркой. Предмостная башня, построенная около 1380 г. считается самой красивой средневековой башней в Европе. Фасад ее украшают гербы земель, подвластных Чешскому королевству в период царствования Карла IV, а также статуи Св. Вита - покровителя моста, импера тора Карла IV и его сына Вацлава IV. . Староместская башня, сооруженная, одновременно с мостом, представляет собой массивное сооружение оборонного характера. Она богато украшена скульптурой, в том числе парадными портретами Карла IV, его сына Вацлава IV и изображением Св. Вита. Внутри башни - обзорная площадка.Десять лет с 1621 г. по 1631 г. башню украшали "живые скульптуры" - для устрашения здесь были выставлены головы чешских дворян, участвовавших в сословном восстании против правления Габсбургов. Башня открыта для посещения ежедневно с 10.00 до 18.00. Малостранские башни соединены между собой стеною с воротами, а низкая южная башня - это остаток древнего моста Юдифи. Поблизости от Карлова моста находятся бывшая водонапорная башня, водяные мельницы, плотина, дамба, общественные Карловы бани. Староместская водонапорная башня была возведена в 1489 г. Горела по крайней мере семь раз и столько же раз восстанавливалась. Нынешняя постройка относится к 1885 г. Небольшой металлической пластинкой на стене башни отмечен максимальный уровень воды во Влтаве во время наводнения 4 сентября 1890 г. Близлежащие мельницы построены в 15 в. и реконструированы в стиле неоренессанс в конце 19 в. Сейчас в этом квартале размещаются несколько ресторанов, театральная сцена, киоски сувениров, пункты обмена валюты.
На Староместской башне есть надпись на латыни от лица дьявола: «SIGNA TE SIGNA TEMERE ME TANGIS ET ANGIS. ROMA TIBI SUBITO MOTIBUS IBIT AMOR»: «Крестись, того не зная, ты этим меня задеваешь и давишь, и своими жестами призываешь к себе любовь». Предложения одинаково читаются с начала и с конца.
Возвращаясь по мосту от Малой Страны, на его противоположном парапете, путешественник встречает статую Св. князя Вацлава; группу, называемую "турок на мосту" (изваяния Св. Яна Матского и Св. Феликса, вызволяющих христианских пленников из агарянского плена); статую святителя Адальберта, а также превосходную композицию, представляющую мистическое видение Св. Лудгарды (1710). За лестницей со спуском к острову Кампа - статуя Св. Николая Толентинского; группа со Св. Викентием Феррером и Св. Прокопием (за ними - копия статуи рыцаря XVI в.); статуя Св. Франциска Ксаверия со скульптурным автопортретом выдающегося ваятеля эпохи барокко Брокоффа (слева от фигуры Святого - в виде статиста, несущего его атрибуты).
Комментарии: