О Чехии
Карлов Мост
Также читайте:
Мост с вековой историей
Почему Карлов Мост считают одной из главных туристических жемчужин Чехии? Сколько лет исполнилось мосту и в течении какого периода его строили? Какой нехитрый рецепт строительства стал залогом долговечности моста – его опоры уже множество столетий без труда выдерживают мощные потоки непокорной Влтавы? Почему Карлову Мосту и его разнообразию скульптур могли бы позавидовать все музеи мира? И что означают цветные зонтики то и дело появляющиеся на мосту?
Карлов мост – это одна из главных туристических жемчужин Чехии, самая запоминающаяся достопримечательность Праги. В этом городе, раскинувшемся по берегам Влтавы более 18 мостов, но Карлов мост затмевает их и красотой, и романтичностью, и количеством мистических легенд и историй, связанных с его строительством и историей. Он никого не оставляет равнодушным и влюбляет в себя с первого взгляда. А воспоминания о шумных дневных и романтических ночных прогулках по знаменитому мосту оставляют наиболее яркие воспоминания о Праге, заставляют сердце учащенно биться и мечтать о новом путешествии в чешскую столицу.
Карлов мост не был первым мостом через Влтаву. Около 1170 года левый и правый берега Влтавы уже были соединены каменным Юдифиным мостом. Но он был частично снесён и сильно пострадал во время наводнения 1342 года. Им пользовались при Карле IV, но уже тогда город нуждался в более современном мосте.
В 17 в. его стали украшать скульптурой, число скульптур и скульптурных групп постепенно достигло 30, мост превратился в художественную галерею под открытым небом. Карлов мост (длина 516 м, ширина 10 м), стоящий на 16 могучих опорных быках, соединяет Старый Город и Малую Страну, пересекая Влтаву над небольшим островом Кампа (он отделен от берега узким протоком, Чертовкой. В 1974 г. мост был объявлен пешеходным. На мосту водружены многочисленные скульптуры, принесшие ему всемирную славу, а со стороны Старе Места и Малой Страны на нем установлены могучие башни - все в готическом стиле, хотя и исполнены в разные эпохи. В 1890 г. Карлов мост пострадал от наводнения: оторвавшиеся от берега плоты заблокировали течение воды между опорами, и две из них обрушились. Мост был восстановлен и в течение пяти веков он оставался единственным мостом через Влтаву.
По преданию, с Карлова моста был сброшен святой Ян Непомуцкий. В том месте, где он погрузился во Влтаву, над водой возникли пять звезд, и с тех пор святой Ян изображается с пятью звездами над головой. Место, где его сбросили, отмечено вмурованным в перила крестом и двумя медными гвоздями.
В наши дни здесь множество торговцев с так необходимыми каждому туристу пражскими сувенирами, уличных художников и музыкантов, а по Влтаве неторопливо ходят прогулочные катера и теплоходы с оркестрами и ресторанами на верхних палубах. Карлов мост справедливо называют шедевром средневекового строительства. Даже его недавно планировавшаяся чешскими властями реставрация была отменена после наводнения 2002 года, когда серьезно пострадали все мосты и набережные Праги, все, кроме старинного 600-летнего Карлового моста. Карлов мост никогда не бывает пустым – одновременно здесь находятся десятки экскурсионных групп, и чтобы не растерять «своих», многие гиды несут над головой какой-нибудь яркий зонт. Карлов мост – это настоящий музей под открытым небом – такому разнообразию скульптур могли бы позавидовать все музеи мира. А самая известная из них – скульптура Яна Непомуцкого. Говорят, если приложить руку к изображению святого и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
По рекомендации астрологов Карл IV заложил первый камень в основание будущего Карлова моста 1357 года 9 июля в 5 часов 31 минуту. Таким образом, момент основания моста образует палиндром (читается одинаково и с начала и с конца) 1-3-5-7-9-7-5-3-1.
Согласно указаниям древней астрологии, восточная стена башни разделена карнизами на ярусы, символизирующие сферы: подземную, лунную, солнечную и звездную, причем в «преисподней» - в подвальном помещении, приходящемся на мостовую опору, находилась тюрьма. Кроме такого символического деления, нынешний фасад восточной стороны с точки зрения чистоты стилевого единства, можно также расчленить по горизонтали, по мере выполнения в различное время. Нижний этаж башни был выполнен при Карле IV (его датировку можно определить по поясу гербов земель, которыми правил Карл IV, над аркой) и образует ворота 8-метровой ширины с проемом в виде готической стрельчатой арки и специфическим сетчатым сводом в проезде, украшенным фресками.
Есть поверье, что, если дотронуться до одной из скульптур на Карловом мосту и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Также желание сбудется, если его загадают влюбленные и поцелуются, стоя на мосту.
Над Святым Витом расположен знак Святовацлавской (или моравской) орлицы, а выше на консоли – лев (тень от головы которого, согласно астрологическим расчетам и выкладкам, падает на грудь орлицы в день Святого Вита – 15 июня). Помещение на третьем этаже использовалось в прошлом в качестве долговой тюрьмы для должников из благородных семейств, здесь в 1880 году появилось неоготическое перекрытие, а на окнах – витражи. В декоративном убранстве третьего яруса доминируют изображения покровителя земли Чешской святого Войтеха и Люксембургского патрона святого Сигизмунда. В конце XIX века башне потребовалась реконструкция, которой занимался Йозеф Моккер. Именно тогда сооружение получило кровлю с четырьмя угловыми башенками, которую мы видим сегодня. Однако сохранились лишь украшения восточной стороны.
На центральной скульптуре распятого Христа в надписи на еврейском языке имеется «тетраграмматон» - непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога.
Вход на Карлов мост со стороны Малой Стороны перекрыт двумя Малостранскими мостовыми башнями. Более низкая башня представляет собой остатки некогда находившихся тут опор Юдитина моста, и построена она еще в XII веке. Ее фронтоны были украшены в 1591 году. Высокую башню возвели во второй половине XV века. Она органично дополняет ансамбль Карлова моста и Староместской башни. Между двумя Малостранскими башнями после 1410 года были построены ворота. Они выдержаны в готическом стиле и украшены гербом Старого Города, а также гербами земель, подвластных Вацлаву IV.