О Чехии
Королевский дворец в Праге
Также читайте:
Вы видели когда-нибудь статую девушки, на которой повсюду ползают змеи, ящерицы и лягушки. Не правда ли, ужасающее зрелище? Увидеть эту статую и еще много интересных вещей можно, посетив знаменитый Владиславский дворец в Чехии, необычный средневековый декор, огромные залы которого поражают туристов.
Старый королевский дворец в Праге был построен еще в далеком IX веке в качестве княжеской резиденции. Однако на протяжении веков он подвергся многочисленным перестройкам, в результате чего его внешний вид стал совершенно не похожим на первоначальный. В настоящее время он больше напоминает постройку эпохи ренессанса. Толстые каменные стены пережили романскую, а также готическую и ренессансную эпохи развития города Праги.Старый королевский дворец стоит с 1135 года. Сначала в нем жили королевы, а короли - только начиная с XIII века.
Остатки романской архитектуры сейчас сохранились только в подвалах дворца. Что же касается поздней готики, то отличным образцом здесь является невероятных размеров Владиславский зал, в котором можно увидеть причудливое сплетение ребер свода, а также лестницу всадников, по которой рыцари могли попасть внутрь помещения прямо верхом на лошади. Размеры зала вполне позволяли устраивать здесь турниры. В свою очередь, крыло короля Людовика является первым строением в Праге эпохи ренессанса.
До XVI века включительно этот замок оставался резиденцией князей Чехии и королей. В более поздний период здесь находились центральные учреждения Чехии. В XIX веке дворец стоял практически пустым, а вот в начале XX века здесь произошло много изменений. Так, здание подверглось капитальной реконструкции, что позволило открыть его для посетителей. Начиная с 1918 года, в этом замке проводятся выборы президента Чешской республики, а после Второй мировой войны здесь начали проводить самые важные заседания правительства Чехии.
Крыло Людовика
Крыло Людовика представляет собой юго-западный флигель королевского дворца. Этот флигель был создан в 1509 году Бенедиктом Райтом специально для семьи короля. Это была последняя работа этого архитектора, которому довелось послужить трем королям: Владиславу, Людовику и Фердинанду.Капелла Всех Святых в торце Владиславского зала построена в 1387 году над старой романской часовней. В XVIII веке здесь молились благородные девицы из соседнего института. У северной стены часовни стоит рака с мощами святого Прокопа, перенесенными сюда в 1588 году из Сазавского монастыря.
В некоторой степени это крыло можно рассматривать и как вполне самостоятельную постройку. Как говорилось выше, это первый образец ренессансной архитектуры и соединяет в себе готические формы позднего времени и элементы самого раннего ренессанса.
Говорят, что король Людовик жил очень быстро. Так, его короновали, как принца в возрасте 3-х лет, а в десять лет он уже стал королем. Справедливости ради, надо сказать, что большую часть жизни король Людовик провел вне территории Чехии. Реальную власть в стране имела только придворная канцелярия. В возрасте 16 лет Людовик взял в жены Марию, Габсбурсгскую принцессу, и уже в 20 лет погиб во время битвы с войском Сулеймана Великолепного. Официально у этого короля не было наследников, поэтому, в конце концов, на смену династии Яггелонов пришла династия Габсбургов.
Спустя сто лет в крыле Людовика, его самом дальнем зале, произошло значительнейшее событие в истории Европы. В начале XVII века в Чехии начала активное противодействие правлению Фердинанда II местная аристократия. В это же время католическая церковь вынесла запрет на строительство протестантских часовен, что было крайне негативно воспринято протестантами.
В ходе дальнейших событий протестантские дворяне, возглавляемые графом Турном, в буквальном смысле выбросили наместников Мирослава Мартиньяца и Вильяма Славата, вместе с писцом Филиппом Фабрициусом, из окна в глубокий ров. Однако последние свалились в огромную кучу навоза, которая смягчила удар от падения и спасла жизни всех троих.
Несмотря на очевидную причину их спасения, церковь не упустила момента воспользоваться случаем, и сразу же объявила их спасение как волю Бога, который поддерживает их правом деле. О том, что случилось дальше, хорошо известно всем историкам. Именно в результате этого события началась тридцатилетняя война.
Из Владиславского зала можно попасть в крыло Лидвига, названное в честь сына Владислава Ягеллонского. Именно там в 1618 году началось сословное восстание, когда из окон в крепостной ров были выброшены два наместника и писарь. Это послужило началом Тридцатилетней войны.
Владиславский зал
Самым красивым залом эпохи поздней готики во всей центральной Европе является именно Владислаский зал. Кроме того, он считался самым большим светским помещением в Праге средневековья.Его конструкция отличается смелостью. Ребристый свод, на котором имеется декор в виде цветков с шестью лепестками, опирается на мощные контрфорсы, размещенные вдоль стен. Подобная конструкция позволяет освободить внутреннее пространство от опор, что в результате сделало этот сводчатый зал самым большим для своего времени.
Впрочем, даже сейчас этот зал поражает своими громадными размерами. Это ничуть не удивительно, ведь он имеет длину в 62 метра, а в ширину достигает 16 метров при высоте 13 метров.
Стены этого зала на протяжении веков слышали множество клятв, видели огромное число коронаций и торжественных пиров. Примечательно, что прямо в этом зале устраивались рыцарские турниры. Для того чтобы рыцарь мог на лошади попасть в зал, в его дальнем конце была оборудована специальная широкая лестница, которая существует и по сегодняшний день. А справа от лестницы, находятся двери, которые приведут вас в крыло Людовика.
Крипта
Эта удивительная романская крипта была создана в XII веке. Вход сюда открывает борочная решетка, установленная в XVIII веке. В глубине крипты находится самая главная реликвия этого храма – святоиржский рельеф, который был создан в начале XIII века.
Владиславский зал используется для проведения торжественных мероприятий и в наши дни: здесь проходит инаугурация президента и другие важные события.
В этой же крипте можно увидеть совершенно необычную статую девушки, которая со всех сторон облеплена ящерицами, лягушками и змеями. Она символизирует собой тщету – аллегорию мирской суеты.
Эта статуя постоянно напоминает всем приходящим в крипту о неизбежности смерти. Существует легенда, что статуя изображает девушку по имени Бригитта, которая была убита своим возлюбленным, итальянским скульптором, в порыве ревности. И именно эта статуя была последней его работой, после завершения которой, скульптор был казнен. При этом статуя изображает девушку в том момент, когда ее тело нашли спрятанной в зарослях, спустя нескольких дней после убийства. Именно поэтому статуя является символом раскаянья и как бы предупреждает всех влюбленных о хрупкости их чувства.
Сейчас во Владиславском зале гордо возвышается королевский трон, на котором, однако, не восседал ни один король: это искусная копия престола чешских королей. Зато подлинной реликвией является боковая кафедра, за которой обычно находился главный королевский писарь с помощниками.
Базилика святого Иржи или Георгия
Это невероятное здание имеет бороченный фасад и две романские башни. Базилика является самым древним сооружением в Праге из числа всех сохранившихся. Именно в этом храме крестили самых первых христианских князей Чехии. В более поздний период она стала местом упокоения своего создателя князя Вратислава.В 973 году Млада, сестра Болислава II, продолжила строительство этой базилики, и, кроме того, она получила согласие от Папы Римского на создание епископства в Праге. Несколько позже она основала первый чешский монастырь Бенедиктин и стала настоятельницей этого монастыря. Здесь она воспитывали дочерей правящей элиты. В настоящее время мы можем увидеть скульптуры Млады и князя Вратислава, которые находятся под тимпаном крыши на фасаде храма.
От базилики, которая была построена в X веке, практически ничего не осталось. О первоначальном строении напоминает лишь часть кладки под южной башней. Дело в том, что этот костел на протяжении веков многократно перестраивался. Особенно сильно облик храма изменился после сильного пожара, который произошел в 1142 году. Сильно поврежденный храм перестраивал архитектор Вернер, который выполнял работы по заказу настоятельницы Берты. Большую часть именно его творения мы и можем сегодня увидеть. А вот борочный фасад появился уже во второй половине XVII века. Впрочем, архитектор, создавший этот фасад, сделал его с максимальным уважением к древнему строению.