Об Италии
Станцы Рафаэля
Также читайте:
Приехав в Рим, Рафаэль попал в исключительно благоприятную творческую обстановку. При папском дворе он получил возможность встречаться с выдающимися людьми современности.
Работа получила название "Станцы", что в переводе с итальянского значит: дворцовые залы.
Так вот, так называемые "Станцы Рафаэля" – это расположенные друг за другом три зала небольших размеров (в среднем 8x10 метров). Свою работу Рафаэль начал со Станцы делла Сеньятура. Роспись это у комнаты так понравилась папе, что он приказал тотчас сбить две фрески, сделанные там уже другими художниками, и продолжать роспись только Рафаэлю.
Станцы были расписаны Рафаэлем по заказу папы Юлия II, который намеревался поселиться в Апартаментах Борджа, на втором этаже Папского дворца. Художник начал работать над фресками в 1508 году, когда ему было двадцать пять лет. Папа был настолько восхищен мастерством молодого Рафаэля, что решил отменить заказ, уже доверенный таким знаменитым художникам, как Лука Синьорелли, Пинтуриккио, Перуджино и Содома. Войдем в первую из четырех станц:
Станцы (комнаты) носят имя великого мастера Рафаэля, который начал их расписывать с 1509 г. и продолжил также при папе Льве X. Тематика фресок посвящена торжеству Веры и Церкви. Первой была Станца делла Сенятура, названная так в связи с тем, что в ней папа подписывал официальные документы. Здесь Рафаэль проявил все свое искусство в исполнении фресок: Спор о Святом Причастии, своего рода гимн Евхаристии, Афинская школа, где изображены мудрецы и философы древности, среди которых Платон и Аристотель вместе с прославленными художниками и меценатами эпохи Возрождения, и Парнас — аллегорическое прославление искусств музами и богами.
Чтобы подчеркнуть символическую направленность настенных фресок Рафаэль изобразил в огромных медальонах свода и в окружающих их квадратах аллегории наук и искусств (Теологии, Юриспруденции, Философии, Поэзии, Астрономии), а на панно — сюжеты Грехопадение, Суд Соломона, Аполлон и Марсий.
В 1512-1514 гг. Рафаэль работал над декорированием Станцы Элиодора. Здесь художник разворачивает перед нами череду библейских и исторических событий, сыгравших решающую роль в истории Церкви. Эти сюжеты были предложены самим Юлием II: Лев Великий преграждает путь Аттиле — иносказательное изображение битвы при Равенне в 1512 г., в которой будущий папа Лев X разгромил французов; Месса в Больсене, фреска иллюстрирующая основание Урбаном IV праздника Св. Причастия и являющаяся своего рода ссылкой на обет, данный Юлием II перед осадой Болоньи; и, наконец, еще две фрески: Изгнание Элиодора из храма, в которой можно усмотреть намек на борьбу понтифика против врагов Церкви, и Освобождение Св. Петра, где опять же в иносказательной форме представлено освобождение Льва X, взятого в плен после битвы при Равенне.
В течение двух последующих лет вплоть до 1517 г., Рафаэль расписал свод так называемой Станцы дель ‘Инчендио, названной так по сюжету главной фрески «Пожар в Борга», где изображен Лев IV, останавливающий бушующее пламя крестным знамением.
Эта фреска, также как и другие (Победа Льва IV над сарацинами, Клятва Льва III, Коронация Карла Великого Львом III) были расписаны учениками Рафаэля под его руководством. Во всех этих фресках содержится намек на знаменитых предков (также Львов) Льва X, при понтификате которого расписывалась эта станца.
Зал Палафреньери также был расписан настенными фресками Рафаэля, которые осыпались и в конце XVI в. были заменены другими по велению папы Григория XIII. Декор Зала Константина была выполнена одним из лучших учеников Рафаэля — Джулио Романо, который вместе со своими помощниками расписывал зал уже после смерти Рафаэля. Фрески иллюстрируют эпизоды из жизни Константина (Крещение императора, Битва против Максенция, Явление Креста и Пожертвование).
Лоджии Рафаэля
Эта значительная часть дворца была начата Браманте и закончена в 1518 г. Рафаэлем. Легкая, изящная архитектура лоджий с их тринадцатью сводчатыми пролетами — необычайно смелое решение. Двенадцать из этих пролетов украшены фресками на эпизоды из Ветхого Завета, а тринадцатый — сценами из Нового Завета. По технике исполнения и перспективному решению эти фрески грандиозны; в их создании участвовали многие талантливые ученики Рафаэля: Джулио Романо, Полидоро да Караваджо, Джованни да Удине, Перин дель Вага, Пеллегрино Аретузи да Модена, Винченцода Сан Джиминьяно.
Комментарии: