О Франции
Музей д'Орсе (Дорсе) - занкомимся с импрессионистами
Также читайте:
- Собора Парижской Богоматери, Нотр Дам
- Покупки в Париже: обзор лучших районов для шоппинг
- Версаль - сияние абсолютной монархии
- Как отдохнуть во Париже с ребенком
- Парижские кабаре: Мулен Руж, Лидо и Крези Хорс - что выбрать?
- Транспорт в Париже
- Бесплатный Париж (париж бесплатно)
- Диснейленд в Париже (парижский диснейленд)
- Парижские магазины
- Музеи Парижа
- Лучшее в Париже
Если Вы не успели посетить в Париже Лувр - ничего страшного, но музей д'Орсэ нужно постетить обязательно! Узнайте почему. Главное в экспозиции музея - картины импрессионистов, которых нужно смотреть обязательно в Париже. А так же о том, как появилось слово "импрессионизм".
Музей Дорсе (Musee d'Orsay) – это парижский музей искусств, находящийся в здании бывшей ж/д станции Gare d'Orsay на левом берегу реки Сены. В нем выставлены экспонаты, которые в основном представляют художественное наследие Франции в период с 1848 по 1915 гг. Это скульптуры, картины, предметы мебели и фотографии. Наибольшую известность он приобрел за счет большой коллекции шедевров таких великих импрессионистов, как живописцы Ренуар и Моне.
Напротив сада Тюильри и Лувра находится музей д'Орсэ, который воплощает душу французского искусства. Если вы, будучи в Париже, не успели прогуляться по Лувру - это досадно, но если вы не посетили музей д'Орсэ, можно считать, что вы не прониклись французским духом. Не часто встретишь такую гармонию между архитектурой музея и его экспозицией. История возникновения музея необычна.
На месте разрушенного дворца д'Орсэ выросло здание вокзала. Над ним трудились лучшие архитекторы. В 1900 году французский художник Эдуард Детай писал: "Вокзал великолепен, и выглядит как дворец изящных искусств". Он оказался пророком. Устаревшее и заброшенное здание вокзала получило вторую жизнь в качестве музея французского искусства середины XIX - начала XX века. Гордость музея д'Орсэ - экспозиция импрессионистов. Нигде импрессионисты не смотрятся так, как в Париже.
Как устроен музей
Выставка в музее Дорсе расположена на 3-х уровнях. Каждый вид искусства (скульптура, живопись, архитектура, фотография, мебель, кино, художественное оформление оперы, музыка), представлен в хронологическом порядке и освещает период с 1848 по 1914 гг. Так, данный музей заполняет отрезок времени между коллекциями двух других парижских музеев: Лувра и Современного искусства в Центре Помпиду.
В Дорсе также проходят спектакли, концерты и спектакли с тенями. Музеем предлагается программа концертов, которые посвящены репертуару 1848-1914 гг. в ресторане и аудитории. В аудитории еще есть дни, посвященные кино, например, ежегодно проходит фестиваль, посвященный его происхождению. Участники фестиваля посещают круглые столы и конференции, в особенности по темам, связанным с временными выставками.
Кроме скульптуры, живописи, декоративного и графического искусства, в Дорсе есть еще коллекция мебели, фотографии и архитектуры. Музей организовали на 3-х уровнях: на 1-м этаже галереи расположены по обеим сторонам центрального нефа. Через него идут террасы промежуточного уровня, которые, в свою очередь, делают доступными дополнительные галереи выставки.
Огромный главный зал (высота - 32 м., длина - 140 м.) на ж/д станции, которая искусно окружена тонкой конструкцией из железа, позволяющей потрясающе использовать стекло, оставили все, кроме крыс. В 1960-е годы упадок здания был столь велик, что Орсон Веллс решил снимать на его фоне свой фильм «Испытание по Кафке». В 1971 г. было принято решение о разрушении здания.
Но, к счастью, здание не разрушили. В период президентства Помпиду было решено переделать ж/д вокзал в музей. Преемник Помпиду, Жискар д'Эстен (Giscard d'Estaing), запустил процесс его реконструкции и преобразования вокзала в музей. Началась реконструкция в 1980 г. Около 270 миллионов американских долларов налогоплательщиков были истрачены, чтобы президент Митерран смог торжественно открыть музей.
Коллекция составлена из работ 1848-1914 гг. из Лувра, а также картин импрессионистов из музея Jeu de Paume, расположенного по соседству. Также тут есть работы с середины XIX в. до первых десятилетий XX в, хронологически соединяющие коллекции Лувра и Центра Помпиду.
На 1-м этаже экспозиция содержит более ранние произведения, которые посвящены скульптуре. В зале имеются 2 ряда меньших комнат, заполненных работами Просо, Дамьера, Коро, Руссо, а в последней из них выставлены работы Курбе. Еще есть специальная комната, которая посвящается творчеству Моне. Любителей Восточного Искусства заинтересует галереи, где имеются экспонаты Восточной Коллекции Дорсе. На 2-м этаже выставляется коллекция популярного искусства XIX столетия, а также комнаты с художественным оформлением и мебелью.
Чем же уникален музей Орсе?
Чем же уникален музей Орсе? Во-первых, конечно же, своими экспонатами, специально отобранными из разных музеев Франции и других стран, и даже из частных коллекций, в общей сложности это более 4 000 произведений искусства периода 1848-1915 г.г.! Во-вторых, необычным является и расположение экспонатов, когда великие шедевры соседствуют в залах музея с малоизвестными полотнами.
Такой контраст дает уникальную возможность посетителям проследить за «внутренней кухней» эпохи Модерна – одной из самой значимой для мировой культуры.
Экспозиция, расположенная на первом этаже, представлена скульптурными работами. Также в зале находятся два ряда небольших комнат, в которых выставлены работы живописцев Анри Руссо, Эдуарда Мане, Камиля Коро, мастера политической карикатуры Оноре Домье и др.
Так, например, одна из комнат заполнена работами Гюстава Курбе – основателя реализма в живописи, другая же полностью посвящена творчеству Клода Моне и хранит его произведения «Регата в Аржатей», «Женщины в саду» и многие другие.
На втором этаже музея представлена живопись символистов и натуралистов, полотна «академической школы», образцы декоративного искусства эпохи модерна, а также скульптурные творения Родена, Бурделя, Майоля.
Постарайтесь не пропустить скандальную статую Огюста Родена «Бальзак», где великий писатель предстает перед посетителями музея… в халате скульптора. Только такое необычное художественное решение удовлетворило Родена. Современники скульптора с возмущением восприняли такой новаторский, истинно модерный подход. Стоит посетить также и статую танцовщицы резца гениального Дега.
Третий, самый верхний этаж музея – настоящий рай для ценителей живописи. Именно туда чаще всего и спешат посетители, чтобы начать осмотр с полотен гениальных Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Кроме того, отдельная галерея этого этажа наполнена экспонатами восточного искусства.
Чего стоит один только «Завтрак на траве» Эдуарда Мане! Сложно даже представить, как была шокирована культурная общественность девятнадцатого века при виде полотна, на котором обнаженная девушка в весьма фривольной позе находится в компании одетых мужчин.
Именно этот контраст, а также необычные технические приемы, и вызвали глубокое недоумение и неприятие привыкшей к традиционной живописи публики.
Глубоко философское полотно Ван Гога «Звездная ночь над Роной» - одна из жемчужин коллекции музея, перед которой всегда много посетителей. Ни одна репродукция не может в полной мере передать величие этого гениального произведения.
Музей Орсе интересен и тем, что в его залах можно наглядно увидеть знаменитое противостояние «академической школы» девятнадцатого века и «салона отверженных», в котором выставляли свои работы импрессионисты. Сравнение полотен представителей этих двух школ позволяет каждому посетителю лично убедиться в истинном новаторстве творчества импрессионистов.
Если у вас мало времени и вам хотелось бы увидеть только самое интересное – обязательно возьмите план музея на входе, т.к. экспозиция музея довольно-таки запутана. В лучших традициях постмодерна!
Как возникло название импрессионизм
Секрет особого обаяния, очевидно, в том, что и в сегодняшнем Париже жив дух Парижа Ренуара и Писсаро, Моне и Сезанна. Создается такое впечатление, что, находясь на улицах Парижа, вы обязательно столкнетесь с Моне, стремительно идущим куда-то, или увидите в кафе Ренуара, который в задумчивости забыл раскурить свою трубку. Дух импрессионизма так и витает над Парижем.
Импрессионисты оставили яркий след в культуре Франции. Сегодня даже странно представить историю живописи Франции - да что там Франции, всего мира - без импрессионистов. Основным достижением импрессионизма принято считать пленэрную живопись, иными словами, пейзаж. Пейзаж сыграл огромную роль в живописи импрессионистов, и дело тут не в жанре, а в новой манере его исполнения.
Помните, как возникло название импрессионизм? 15 апреля 1874 года в бывшем фотоателье Нодара на бульваре Капуцинок, 35 (сейчас это музей Мармоттен-Моне) открылась выставка. Участники назвали ее "Анонимное кооперативное общество художников, скульпторов, графиков...". Десять дней спустя вышла уничтожающая рецензия Луи Леруа, а "Анонимное кооперативное общество" было иронически названо "импрессионистами". Это название пошло от картины Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце." ("Impression. Soleil levant."). Идея этой картины - не реалистическое изображение морского пейзажа с восходом солнца, а попытка воссоздать эмоциональное впечатление от восхода. Смелый эксперимент - изобразить все это цветом, смазывая грани, определяющие формы. Но Моне не поняли. Не поняли, что именно это "Впечатление" освободит многих художников и приведет не только к расцвету ярких талантливых живописцев, но и поможет родиться идее "полноценности этюда", идее того, что "недописанный" этюд имеет полное право на существование не только как черновая работа, но и как полноценное произведение искусства. Весь импрессионизм начался с этой самой картины.
Где еще посмотреть импрессионистов?
Самой полной коллекцией произведений Моне гордится старинный особняк близ Булонского леса - музей Мармоттен-Моне. Когда-то будущий музей Мармоттен служил охотничьим домиком Кристофу Эдмонту Келлерману, герцогу Вальми. В 1882 году домик был куплен Жюлем Мармоттеном, собравшим коллекцию работ немецких, фламандских и итальянских художников XV века. Его сын Поль был страстным коллекционером предметов искусства наполеоновской эпохи. Конечно, музей Мармоттен-Моне богат не только произведениями импрессионистов, которые удалось собрать Жоржу де Белио, современнику и одному из первых поклонников импрессионизма. Именно в музее Мармоттен появились первые шедевры живописи импрессионистов. После смерти Моне его сын - Мишель Моне - подарил музею всю живописную коллекцию, унаследованную от отца.
Особенно интересным представляется Париж, когда идешь от Монмартра до Латинского квартала. Средневековый или "мушкетерский" Париж сохранился лишь в немногих местах, таких, например, как Латинский квартал. В самом сердце Латинского квартала - на углу бульваров Сан-Мишель и Сан-Жермен - находится Национальный музей Средневековья.
Сайт музея http://www.musee-orsay.fr/
18.11.2013
Читайте здесь еще о Франции!
Прочитав о Париже, немедленно захотелось туда поехать. А потом отобразить свои впечатления на бумаге. Может быть я скажу свое слово в импрессионизме... И все это благодаря вашей статье! Обещаю указать это в своих мемуарах. Удачи вам! :))
26.05.03, kafka@echo.ru, Ирина
Комментарии: