О Франции
Версаль - сияние абсолютной монархии
Также читайте:
- Главные достопримечательности Парижа
- Увидеть Париж и не умереть (история одного путешествия)
- Любовные трагедии Парижа
- Гранд-Опера (Опера Гарнье, Париж)
- Прогулка на кораблике по Сене
- Мое первое путешествие в Париж
- Елисейские поля, или как не потеряться на главной улице Парижа
- Осень в Париже
- Париж - город живописцев
- Музей духов Фрагонар
- Ночной Париж
Версаль - величественный памятник архитектуры и истории, являющийся центром туризма мирового значения. Шедевр эпохи Людовика XIV, знаменитого короля-солнце. В статье рассказывается об истории создания, достопримечательностях и авторах одного из самых известных дворцово-парковых ансамблей мира.
Стремление Людовика XIV к установлению во Франции абсолютной королевской власти подарило миру блистательный Версаль. Грандиозный проект дворцового ансамбля стал для короля-солнца ее осязаемым символом и истинным шедевром мирового зодчества на все времена. В XXI веке, миллионы туристов ступают на землю Версаля, чтобы воочию соприкоснуться с величием этого памятника архитектуры и ландшафтного дизайна.
Начало строительства Версаля
Решение о возведении новой резиденции французских королей Людовик XIV принял в соответствии со своими личными пристрастиями к охоте, и желанием обезопасить себя от дворцовых интриг, процветавших в то время. Строительство стартовало в 1661 году и продолжалось до кончины короля в 1715 году. Местность для воплощения мечты короля-солнце была выбрана не случайно. В 24 километрах от блистательного Парижа, в болотистой местности с богатыми лесными угодьями, располагался охотничий домик Людовика XIII, представлявший собой небольшой замок.
Пригласив лучших зодчих Франции - Шарля Лебрена, Луи Лево и Андре Леногра - Людовик XIV поставил перед ними сложную, по своим масштабам, задачу: превратить скромный замок в помпезную резиденцию короля-солнце. В 1678 году главным архитектором был утвержден Жюль Ардуэн-Мансар. В планах короля, правившего 72 года и превратившего Францию в великую державу, было создание монументального дворцового комплекса. Он должен был поразить воображения всяк его увидевшего и наглядно показать божественное право королей на власть над миром. Не жалея ни времени, ни средств, Людовик XIV лично следил за ходом строительства, требовал ежедневных докладов и регулярно осматривал строительную площадку.
Практичная классика и художественная воздушность
Отказавшись от сноса Старого замка, Людовик XIV задумал возвести единый ансамбль, гармонично вписывающийся в окружающую среду и, одновременно, затмевающий все вокруг. Столь противоречивые мысли заказчика заставили зодчих использовать при строительстве сложнейшие архитектурные приемы. Бывший охотничий домик обрастал крыльями, и, из неопытного птенца превращался в гордого орла, величественно парящего в небе. Ардуэн-Мансар, следуя воле короля, применил Конверт (особую архитектурную конструкцию) и завернул замок, дополнив его угловыми павильонами. Лево, удлинив фасады замка, соединил Мраморный двор с садом рядом пропилеи.
Удивительно, но, выдержанный в классическом архитектурном стиле, Версаль, возводившийся несколькими зодчими, избежал хаоса мнений и сегодня предстает перед потомками, как величественный шедевр градостроительного искусства. Зеркальная галерея, расположенная в одном из переходов, соединяющих спальню Людовика XIV с пристройками дворца, лестница Королевы в Южном крыле и лестница Послов в северной ветви Версаля, залы Войны и Мира, двор Министров - благодаря стараниям Ардуэн-Мансара они органично слились в единый дворцовый ансамбль, затмивший прежние достижения человечества в этом направлении.
Роскошь садов и внутреннего убранства Версаля
Особую, пожалуй, что главную роль в восторженном восприятии Версаля посетителями играют парковые ландшафты дворца. Расходясь широкими лучами от основы здания, садовые дорожки гармонично обрамляют фонтаны и клумбы парка. Сложные рисунки зеленых насаждений, безупречно выверенные завитки газонов и ассиметричное расположение фонтанов рождают ощущение пребывания в волшебной стране. Страстный ценитель изящного и обладатель утонченного вкуса, Людовик XIV, построив Версаль, смог произвести впечатления не только на своих современников, но и на потомков.
- линия C скоростных пригородных электричек RER связывает центр города и вокзал Versailles — Rive Gauche. Поезда отправляются через каждые 15 минут с 6 утра до полуночи. Стоимость проезда — 2,55 €.
- с вокзала Paris Montparnasse поезда французских железных дорог отправляются примерно раз в час до станции Versailles Chantiers. При желании по этой же линии можно проехать дальше, до Шартра, и посетить знаменитый собор.
- c вокзала Paris Saint Lazare можно добраться до станции Versailles — Rive Droite также поездом железных дорог Франции. Тариф — 3,40 €.
Каждый метр внутреннего версальского пространства напоен роскошью и вызывает неизменное восхищение у зрителя. Мрамор и бронза, золото и парча, использованные для отделки интерьера и мебели, красноречиво свидетельствуют о могуществе и богатстве его владельца. Высокие окна дают простор солнечным лучам, создающим непередаваемую игру свету, и выгодно подчеркивая возвышенность обстановки.
Музей Версаль
В 1801 году Версаль обрел статус музея. Начало обширной коллекции картин французских и зарубежных художников положил сам Людовик XIV. Что-то приобреталось королем, что-то он получал в подарок. Шедевры Делакруа, Верне, Гро, Куане, Шефера собраны в Батальной галерее Версаля. В 1837 году другой король, Луи-Филипп, устроил в Версале Музей истории Франции, в котором нашли свое отражение все достижения, прославившие страну.
Помимо живописи, в дворцовом комплексе имеются и другие, не менее привлекательные для осмотра, объекты. Так, например, в Музее карет, расположенном в больших конюшнях, представлены конные экипажи времен французских королей. Кареты для парадных выездов, сверкающие золотом, и те, что использовались для похорон монарших особо, мало отличаются друг друга. Все та же роскошь и блеск золота.
Достойны внимания и грот Фетиды, воспетый Лафонтеном в поэме "Любовь Психеи и Купидона", и Королевская часовня, и Салон Геркулеса. О скромности в залах и переходах Версаля нет и речи. Пышные приемы, грандиозные балы и величие Людовика XIV наполнили дворцово-парковый ансамбль особой аурой. В стенах Версаля заключена космическая энергия. Он живет своей, мистической жизнью, покоряя сердца совершенством форм. Абсолютизм власти вылился в абсолютную роскошь интерьеров, но только современники короля-солнце могли укорить его за это. Последующие поколения с трепетом и благодарностью вспоминают Людовика XIV, давшего им возможность созерцать чудо, сотворенное человеком.
Посетить Париж, и не увидеть Версаль, значит не узнать настоящую Францию. В этом памятнике истории вся душа нации, любовь к родине, ее гордость и амбиции. Музей Версаль открыт для туристов с 9:00 до 17:30, но не работает по понедельникам. И, как постановило правительство Франции, детям в возрасте до 18 лет вход бесплатный.
22.11.2013
Комментарии: