Многобожие страны пирамид
Также читайте:
Религия Древнего Египта
Откуда берет свое начало религия древнего Египта? На чем она основывается? Как египтяне относились к душе и ее бессмертию? И какое отношение к их религии имели пирамиды?
6. Процессы воплощения
В додинастические времена покойников просто опускали в вырытые в песке ямы. Тела укладывали на боку, в согнутом положении для того, чтобы помочь к повторному рождению. Строительство пирамид, отображающих Египет небесный, позволило подготавливать процесс воплощения фараона на земном плане. Церемония, подготавливавшая его к новому воплощению, начиналась в городе Анну (Гелиополь по-гречески).
В этом городе находилась древнейшая реликвия египтян - камень Бен-Бен. По всей видимости, этот камень имел космическое происхождение. Существовал миф о том, что его снесла пламенная птица. К тому же его изображали в форме округлой пирамиды, которую приобретают металлические метеориты при прохождении через земную атмосферу.
Позднее, после строительства пирамид в Анну был возведен храм Феникса, сердцем которого был камень Бен-Бен. Каждую пирамиду венчал аналог того же камня. Но по неизвестным причинам Бен-Бен куда-то исчез. В стране начались волнения. Тогда Сеосотрис I (XII династия) установил в Анну обелиск с вершиной в виде Бен-Бен.
В Анну имелся храм, посвященный Атуму. Также существовал холм, с которого, как гласило предание, впервые поднялось Солнце. Солнце почитали в форме бога Ра. В дальнейшем, с возвышением пятой династии, происходившей из Анну, образ Атума и Ра начал совмещаться и Ра стали именовать Ра-Атум. Еще одно божество, тесно связанное с Солнцем - Хепри, которого изображали в образе навозного жука скарабея. Здесь аспекты воплощения Солнца Хепри подчеркивал как утреннее солнце, Ра - дневное и Атум как вечернее. Согласно одному из сказаний, днем Ра плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживаясь в барку Месектет. Далее происходит ежесуточная битва между силами света и тьмы: между Ра и его злейшим врагом - огромным змеем Апопом, после чего Ра возвращается в проявленное состояние вновь.
Сам Анну расположен на диагонали прямоугольника поля пирамид на северо-запад. Из Анну похоронная процессия направлялась в Кхем, переправляясь на другой берег Нила строго на Запад.
Из Кхема процессия направлялась к Великой пирамиде (Ростау: врата в Дуат), где проводилась окончательная церемония перехода души фараона на астральный план.
Считалось, что послесмертный суд проходила любая душа, независимо от внешних церемоний, предназначавшимся лишь для помощи прохождения. Для этого сначала душа должна пройти через 3 этапа: пройти через 3 небесных мира, которым соответствовали три пункта церемонии погребения фараона.
Первый этап - нисхождение в подземный мир, где живут демоны-разрушители. Необходимо было пройти через 9 дверей, каждую из которых охраняют гении. Для этого необходимо иметь ключ. Самое большое испытание - прохождение через девятую дверь, где происходила встреча со змеей, кольца которой означают привязанность к миру. Для того чтобы не утонуть в этих кольцах, волнах иллюзии, необходимо было открыть внутренние силы, необходимо было открыть внутреннее зрение. Церемония отверзания глаз фараону, соответствующая этому этапу проводилась в Анну.
Второй этап - пребывание в сердце подземного мира, где человек встречался с собственной тенью. Демоны тьмы - отражение его недостатков. Эти демоны терзали душу и задача состояла в том, чтобы сила света оказалась сильнее своей тени. Если эта борьба проходила успешно, то умерший вновь пробуждал 3 основных качества своей души. Он открывал свой рот, через который проявляется магическая сила - Хека, сила души, побеждающая любую тень. Для фараона церемония отверзания рта проходила в Кхеме. Далее он узнавал свои сокровенные имена, то есть познавал ту вибрацию, через которую можно было понять кто он такой: откуда пришел и куда идет. Третье качество - собственное сердце, глубокое осознание всего что есть, было и будет.
Третий этап - этап преображения. По образу и подобию солнца необходимо было пройти через 12 часов дня. Известные подвиги Геракла соответствуют прохождению души по зодиакальному кругу. Третьему этапу соответствовала церемония отверзания сердца, проводившаяся в пирамиде Хуфу.
Далее душа должна победить границы пространства и времени. После этого она, пройдя формы, обретает тело Славы.
После прохождения всех испытаний, душа в чертоге Маат представала перед лицом Усира и 42-x богов, окружавших его.
Чертог Маат или Маати являлся, главным образом, местом пребывания сорока двух богов, что видно из следующих фрагментов введения к Главе СХХV "Книги Мертвых". Умерший говорит Усиру (в приблизительном переводе): "Преклоняюсь перед тобой, о ты, великий Бог, ты - Повелитель двух богинь Маат! Я пришел к тебе, о мой Владыка, и я заставил себя прийти сюда и созерцать твою красоту. Я знаю тебя, и я знаю твое имя, и я знаю имена сорока двух богов, живущих с тобой в этом Чертоге Маати как стражи грешников и питающихся кровью их в тот день, когда оцениваются качества людей перед лицом бога Ун-нефера. Воистину, Бог Рехти-Мерти (т. е. сестер-близнецов двух глаз), Владыка града Маати есть твое имя. Воистину, я пришел к тебе, и принес тебе Маат, и я уничтожил зло".
Затем умерший продолжает перечислять грехи и преступления, которых он не совершал, и заканчивает свою речь словами: "Я чист; я чист; я чист; я чист". Моя чистота есть чистота великого Бенну, пребывающего в городе Сутен-хенен (Гераклеополь); ибо, смотри, я суть ноздри Бога дыхания, дающего жизнь всему человечеству в день, когда Око Ра наполняется в Анну в конце второго месяца времени года ПЕРТ. Я видел Око Ра, когда оно было полным в Анну; и да не случится со мною зла ни в этой земле, ни в этом Чертоге Маати, потому что я, - да, именно я, - знаю имена богов, что пребывают в нем".
Перед тем как перейти к описанию Чертога Суда, где установлены весы, необходимо привести перевод "Исповеди Отрицания", которую умерший, по-видимому, произносит перед взвешиванием сердца; она взята из "Папируса Ну".
"Приветствую тебя, Усех-немтет (т. е. Широкий шагами), приходящий из Анну, я не чинил несправедливости.
Приветствую тебя, Хепт-сешет (т. е. Объятый пламенем), приходящий из Хер-аба, я не разбойничал.
Приветствую тебя, Фенти (т. е. Нос), приходящий из Хеменну (Гермополь), я не причинил насилия ни одному человеку.
Приветствую тебя, Ам-хаибиту (т. е. Пожиратель теней), приходящий из Керерет (т. е. из пещеры, где начинается Нил), я не совершал воровства.
Приветствую тебя, Неха-хра (т. е. Зловонный лик), приходящий из Ростау, я не убивал ни мужчину, ни женщину.
Приветствую тебя, Ререти (т. е. Двойной бог-Лев), приходящий с небес, я не сжигал бушеля.
Приветствую тебя, Маата-ф-эм-сешет (т. е. Огненные глаза), приходящий из Кхема, я не поступал предательски.
Приветствую тебя, Неба (т. е. Пламя), приходящий и отступающий, я не брал того, что принадлежит Богу.
Приветствую тебя, Сет-кесу (т. е. Разбивающий кости), приходящий из Сутен-хенена (Гераклеополь), я не произносил лжи.
Приветствую тебя, Хеми (т. е. Разрушающий), приходящий из Шетаит (т. е. тайного места), я не отбирал ничего силою.
Приветствую тебя, Уач-несерт (т.е. Сильный пламенем), приходящий из Хет-ка-Птах (Мемфис), я не произносил низких слов.
Приветствую тебя, Хра-ф-ха-ф (т.е. Тот, чье лицо позади него), приходящий из пещеры и пропасти, я не отбирал пищу силой.
Приветствую тебя, Керти (т. е. Источник двойного Нила), приходящий из Подземного Мира, я не прибегал к обману.
Приветствую тебя, Та-рет (т.е. Огненная стопа), приходящий из мрака, я не ел своего сердца (т. е. не выходил из себя и не впадал в гнев).
Приветствую тебя, Хеч-абеху (т. е. Сверкающие зубы), приходящий из Та-ше (т. е. Файюма), я не захватывал [ничьей земли?].
Приветствую тебя, Ам-сенеф (т.е. Кровопийца), приходящий из дома казней, я не убивал животных, посвященных Богу.
Приветствую тебя, Ам-бесек (т.е. Пожиратель внутренностей), приходящий из Мабет, я не опустошал вспаханных земель.
Приветствую тебя, Неб-Маат (т.е. Повелитель Маат), приходящий из города двух Маати, я избегал всего, что способно причинить зло.
Приветствую тебя, Тенеми (т. е. Отступающий), приходящий из Баста (т. е. Бубастиса), я не открывал уст против кого-либо из людей.
Приветствую тебя, Анти, приходящий из Анну, я не давал воли гневу без надлежащей причины.
Приветствую тебя, Тутутеф, приходящий из нома Ати, я не совершал прелюбодеяний и не предавался содомии.
Приветствую тебя, Уамемти, приходящий из дома кровопролития, я не осквернял себя.
Приветствую тебя, Маа-ант-ф (т. е. Провидец того, что несут ему), приходящий из дома бога Амсу, я не возлежал с женой другого.
Приветствую тебя, Хер-серу, приходящий из Нехату, я не внушал страха никому из людей.
Приветствую тебя, Неб-Сехем, приходящий от Озера Кауи, я не давал своей речи пылать гневом ("Я не был горяч устами").
Приветствую тебя, Сешет-херу (т. е. Направляющий речь), приходящий из Урит, я не позволял себе быть глухим к словам правды и праведности.
Приветствую тебя, Нехен (т. е. Ребенок) приходящий от озера Хекет, я не был причиной слез другого.
Приветствую тебя, Кенемти, приходящий из Ке-немет, я не изрекал богохульств.
Приветствую тебя, Ан-хетеп-ф (т. е. Приносящий свои дары), приходящий из Сау, я не совершал насилия.
Приветствую тебя, Сер-херу (т. е. Распорядитель Речи), приходящий из Унси, я не торопил свое сердце.
Приветствую тебя, Неб-храу (т. е. Владыка Лиц), приходящий из Нечефет, я не пронзал(?) свою кожу(?) и я не заслужил мести бога.
Приветствую тебя, Серехи, приходящий из Утхент, я не продолжал речь свыше того, что должно быть сказано.
Приветствую тебя, Неб-абуи (т. е. Владыка рогов), приходящий из Саути, я не обманывал [и не] смотрел на зло.
Приветствую тебя, Нефер-Тем, приходящий из Ттах-хет-ка (Мемфис), я никогда не изрекал проклятий фараону.
Приветствую тебя, Тем-сеп, приходящий из Татту, я не осквернил бегущей воды.
Приветствую тебя, Ари-эм-аб-ф, приходящий из Гебти, я не возвышал своей речи.
Приветствую тебя, Ахи, приходящий от Ну, я не изрекал проклятий Богу.
Приветствую тебя, Уач-рехит, [приходящий из твоего святилища(?)], я не вел себя нагло.
Приветствую тебя, Нехеб-неферт, приходящий из своего храма, я не делал различия.
Приветствую тебя, Нехеб-кау, приходящий из своей пещеры, я не увеличивал моего богатства за счет чужой собственности.
Приветствую тебя, Чесер-теп, приходящий из своего святилища, я не изрекал проклятий тому, что принадлежит Богу и находится со мной.
Приветствую тебя, Ан-а-ф (т. е. Приносящий свои руки), [приходящий из Аукерта], я не думал с презрением о боге города".
Даже поверхностное знакомство с "Исповедью" показывает, что египетский кодекс морали был очень обширным. Переводы слов, обозначающих конкретные грехи, не всегда определенны и точны, поскольку в действительности мы не знаем точно, что именно имел в виду составитель этого замечательного документа.
После отрицательной исповеди умерший говорил о том, что же он познал и как это проявилось.
Следующим этапом являлось взвешивание сердца. На одну чашу весов справедливости клалось перо Маат - символ всеобщей справедливости, а на другую - сердце умершего. Производил взвешивание сердца Бог мудрости Тот. Если сердце не тяжелее пера, то душа умершего оправдывалась, если же нет, то сердце умершего пожирало страшное чудовище Ам-мит, некая обратная сторона Сфинкса. Ам-мит внешне изображался как смесь нескольких животных, олицетворявших стихии грубой материи. Достижение Дуата - высшее достижение пути движения души, но и самое требовательное. Только в самой чистой душе, не может быть найдено никакого зла, и она провозглашается Хакхеру - тот, кто говорит правду, его сердце легче пера Маат. В противном случае душа вынуждена воплощаться раз за разом, двигаясь к обретению мудрости.
Светлая душа, Хакеру, имеющая право путешествовать на ладье миллионов лет вместе с Усиром может тоже воплотиться, но только из сострадания. Если сердце такое же как перо Маат, то душа получает титул слуги Усира и рождается на Земле ради поиска мудрости.
7. Ступени развития
Египетские верования во многих вариантах включали и высшую духовность и примитивные суеверия. Но интересна особенность того, что для одного могло представлять предмет концентрации, то для другого могло быть предметом беспокойства и страха в личной жизни. Это связано с тем, что даже самые абстрактные истины облекались во вполне конкретную форму. Обычно это были различные формы живой природы, всевозможные божества имели своих представителей в животном царстве. Поэтому в соответствии с мерой животного начала каждый египтянин видел в этих животных свой уровень проявления духовности.
Постепенно средний духовный уровень приходил в упадок. Из-за этого нарушался баланс в почитании различных форм божеств. Все эти формы переподчинялись и смешивались в зависимости от географического центра правления. Их первоначальная духовная сущность терялась, а внешние проявления формы усложнялись. Из-за возникшей путаницы и сейчас невозможно точно определить, когда и в каком контексте встречаются упоминания известных имен.
Предвидя это смешение, Эхнатон провел реформу на унификацию единого аспекта божества. Столица из Фив переместилась в новый город - Ахет-Атон, посвященная Атону. Но данная реформа была предана забвению.
С приходом в страну варваров, точивших свои сабли о лица сфинксов, знания жрецов были спрятаны в самые разные системы закодированных знаков, например, в карты Таро. Но сейчас эти знания постепенно восстанавливаются и систематизируются. Может быть время разгадки тайны Сфинкса уже совсем близко?
8. Библиография
Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты Пирамид, М. Вече, 1996.Глебова Г. Зодиак, М. Изобразительное искусство. 1978.
Зигель Ф. Ю. Сокровища Звездного Неба, М. Наука, 1986.
Проскуряков С. Б. Строители пирамид из созвездия Большого Пса Орлов, Труд, 1992.
Рубинштейн Ревекка . Загадки Пирамид, М. Советский Художник, 1966.
Стрельцов К. Г. , Русских Н. П. О страшной тайне бытия (Египетская книга мертвых), Киев Екслибрис, 1993.
Уоллис Бадж Египетская религия. Египетская Магия, М. Алетейа, 1996.
Хейч Элизабет Посвящение, М. Сфера, 1993.
Боги и люди древнего мира, М. Евгений,1995.
Мифы народов мира, М. Российская Энциклопедия, 1994.
Лекции о религии Древнего Египта.
Кузнецов Сергей Владимирович
Очень хороший материал.Я изучила его с большим интересом!
Но не могли бы вы подсказать интересные литературные произведения египетской тематики?Спасибо.
19.02.05, AtomMic@yandex.ru, Юля
Просто замечательно. Хорошо ищложена информация. Мне очень понравилось. Вы мне помогли в подготовке к семинару. Спасибо.
24.09.04, Kamila_Surgut@mail.ru, Камила
Очень не плохо. Мне понравилось.
Вы не могли бы мне помочь. Я пишу реферат "Религия Древнего Египта" . Посоветуйте, пожалуйста, какие книги мне лучше использовать и на какие зайти сайты.
Заранее спасибо.
17.04.04, goldline@perm.ru, Катя Андреева
Комментарии: