Река времени - Нил и Древний Египет

В чем ценность реки Нил для Египта? Какое значение он имел дл древних египтян и кА влияет на жизнь современных жителей страны? История самой легендарной реки на земле

 Река времени – Закат на Ниле (Египет)

Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель, но вместе с тем накладывало определенные обязанности на правителей государства. Они осуществляли контроль за сельскохозяйственным производством с помощью системы землевладения, налогообложения, административных мер, обеспечивавших обработку земли, и принудительного труда. Они же несли ответственность за сохранение зерна и принятие мер в случае неурожая, так что им приходилось решать серьезные задачи, которые в небольших обществах берет на себя кооперация. Централизованная власть, укрепившаяся в 3-м тысячелетии до н. э., создала дисциплинированную рабочую силу. Она воздвигала памятники фараонам и гробницы знати, укрепления и гигантские пирамиды Среднего царства, в Новом царстве (ок. 1550-1070 до н. э.) участвовала в завоевательных походах, сооружении храмов и гробниц, а во времена греко-римского владычества использовалась для строительства и других целей.

 Река времени – Рассвет на Ниле (Египет)

Все это оказывалось возможным благодаря характеру и продуктивности пойменного земледелия, позволявшего в летние месяцы высвобождать множество рабочих рук, а также способствовавшего развитию определенных профессий, не связанных с сельским хозяйством. При ослаблении централизованного государства, особенно в периоды распадов Египта, памятники почти не строились, а политическая экспансия прекращалась; но сельскохозяйственная основа власти и процветания оставалась нетронутой, и после восстановления единого государства ничто не препятствовало созданию новых монументальных сооружений и возрождению культуры. Однако не следует забывать, что высвобождавшаяся рабочая сила использовалась в Египте не на благо населения, а исключительно в интересах правителей и знати. Если бы не политическая нестабильность, многие судьбы во времена распадов (ок. 2134-2040 до н. э.; 1640-1532 до н. э.; 1070-712 до н. э.) сложились бы гораздо удачнее, но здесь, возможно, определенную роль сыграло общее отношение к правителям и к стране.

 Река времени – Разлив на Ниле (Египет)

Как ни странно, Нил, несмотря на все его значение в жизни страны, египтянами на обожествлялся. Они принимали окружавшую их среду как нечто само собой разумеющееся, как центр мира. У Нила не было особого названия, его называли просто "рекой"; предполагают, что даже само слово "Нил" не египетского происхождения. Источником влаги и урожая была не река, а ее разлив - Хапи, который и стал богом, дарующим изобилие. Однако в пантеон главных богов он не вошел. Цари и местная знать в своем богатстве и могуществе сравнивали себя с Хапи. Хвалебный гимн рассказывает о благотворном действии паводков, но не связывает Хапи с другими божествами, как это было принято в египетском культе. Изображался он в виде толстяка, приносящего дары земли богам. Ему не строили храмов, и только раз в год, в начале разлива, в районе Джебель-Силсил, к северу от Асуана, где, как считается, проходила древняя граница государства и где река вплотную подходит к горам, устраивали праздник Хапи, приносили ему дары и воспевали его в гимнах.

В то же время Нил и его разливы сыграли едва ли не центральную роль в формировании мировоззрения египтян. В отличие от большинства других народов они были ориентированы на юг, к истокам Нила, так что запад находился справа, и поэтому западная сторона считалась "благоприятной" для перехода в мир иной. Календарь определяли по Нилу и по звездам. Наступление нового года приходилось на середину июля, когда начинался подъем воды перед паводком; это совпадало с появлением на небосклоне Сириуса (ставшего в египетской мифологии Сотисом), невидимого до этого в течение 70 дней. Река определяла и три времени года, каждое из которых состояло из четырех месяцев: "Разлив", "Возрождение" (ноябрь-март), когда с полей сходила вода и их начинали обрабатывать, и "Жаркое время", или "Жатва", - период сбора урожая и самого низкого уровня воды.

 Река времени – Судоходство на Ниле (Египет)

С Нилом теснее всех связывали бога Осириса. Согласно древним мифам, он царствовал над Египтом и был убит на берегу Нила своим братом Сетом. Тело его, изрубленное на множество частей, в ящике бросили в воду. Его сестре и вдове Исиде удалось собрать части этого тела и, вдохнув в него жизненные силы, зачать от мертвого Осириса сына Гора. Но Осирис не вернулся на землю и стал царем загробного мира. Его смерть и возрождение отождествлялись с плодородием. Во время празднеств, устраивавшихся в период разлива, в землю зарывали сырые глиняные фигурки Осириса с зернами ячменя; появление зеленых всходов означало, что вода воскресила землю. Таким образом, Осирис, река и земля составляли целый комплекс представлений о плодородии и возрождении.

Еще одним богом, культ которого связан с рекой, был Хнум, "Владыка катарактов" - порогов Нила. Он изображался в виде барана, центр его культа находился на острове Элефантина. Хнум был богом-творцом и покровителем того места, где в Египет втекали воды разливавшегося Нила. Однако культ этот был вторичным, дополняющим более древнюю традицию поклонения богине Сатис, храм которой символизировал союз между Сириусом и разливом. Несмотря на то что в северных, более густонаселенных районах половодье наступало несколько позже, празднества, посвященные этому событию, происходили именно на Элефантине.

 Река времени – Вид из космоса (Египет)

Огромное значение Нила, быть может, даже более очевидно для нас, чем для древних египтян, жизнь которых была настолько тесно связана с рекой, что дождь, где бы он ни шел, они называли "разливом в небе". Но чтобы понять истинную роль этой реки в те времена, на нее нужно взглянуть именно глазами древних египтян, учитывая все различия между священным и светским, божественным и земным. Для египтян река была просто частью жизни, и хотя разлив ее мог принести разрушения, он в то же время давал им жизненные силы; боги же для них были существами более сложными, обитавшими за пределами обычного мира. Обожествить Нил, как и другие реки, выпало на долю греков и римлян.

Джон Бейнз (Великобритания) - профессор-египтолог, с 1976 г. преподает в Оксфордском университете. В соавторстве с Яромиром Малеком им написана работа "Atlas of Ancient Egypt" (1980), которая переведена на многие языки, и книга "Fecundity Figures" (1985), куда входит исследование персонификаций Хапи, бога разливов Нила, а также ряд статей по египетской мифологии и другим вопросам. Выступал с лекциями о Древнем Египте в Африке, Европе и США.

Курьер ЮНЕСКО - № 10, октябрь 1988 г.


   

Комментарии:


 
ОАЭЭто круто!
410$ 43236рПодробнее
ОАЭФУДЖЕЙРА. Погрузись в восточную СКАЗКУ на берегу Персидского залива! Вылет из Москвы 22.11.24 на 7 дней
Россия
РоссияРождественская сказка на Янтарном побережье. Прокатись по Русской Прибалтике! Вылет из Москвы 03.01.25 на 6 дней
РоссияНовый год
РоссияВстречай НОВЫЙ ГОД в ПОДМОСКОВНОМ лесу! Отличная ИДЕЯ. Выезд из Москвы 30.12.24 на 9 дней
АбхазияНовый год
АбхазияЭкскурсионный тур «Абхазская рапсодия». Новый год и Рождество. Вылет из Москвы 31.12.24 на 5 дней
Шри-ЛанкаСпецпредложение
738$ 76991рПодробнее
Шри-ЛанкаОтдохни на берегу ОКЕАНА. Остров со слонами, ананасами и цейлонским чаем. Вылет из Москвы 18.11.24 на 10 дней и более
РоссияСпецпредложение
РоссияНовогодний Серебряный маршрут по древним городам России. Выезд на поезде из Москвы 01.01.2025 на 4 дня