Река времени - Нил и Древний Египет
Также читайте:
В чем ценность реки Нил для Египта? Какое значение он имел дл древних египтян и кА влияет на жизнь современных жителей страны? История самой легендарной реки на земле
Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель, но вместе с тем накладывало определенные обязанности на правителей государства. Они осуществляли контроль за сельскохозяйственным производством с помощью системы землевладения, налогообложения, административных мер, обеспечивавших обработку земли, и принудительного труда. Они же несли ответственность за сохранение зерна и принятие мер в случае неурожая, так что им приходилось решать серьезные задачи, которые в небольших обществах берет на себя кооперация. Централизованная власть, укрепившаяся в 3-м тысячелетии до н. э., создала дисциплинированную рабочую силу. Она воздвигала памятники фараонам и гробницы знати, укрепления и гигантские пирамиды Среднего царства, в Новом царстве (ок. 1550-1070 до н. э.) участвовала в завоевательных походах, сооружении храмов и гробниц, а во времена греко-римского владычества использовалась для строительства и других целей.
Все это оказывалось возможным благодаря характеру и продуктивности пойменного земледелия, позволявшего в летние месяцы высвобождать множество рабочих рук, а также способствовавшего развитию определенных профессий, не связанных с сельским хозяйством. При ослаблении централизованного государства, особенно в периоды распадов Египта, памятники почти не строились, а политическая экспансия прекращалась; но сельскохозяйственная основа власти и процветания оставалась нетронутой, и после восстановления единого государства ничто не препятствовало созданию новых монументальных сооружений и возрождению культуры. Однако не следует забывать, что высвобождавшаяся рабочая сила использовалась в Египте не на благо населения, а исключительно в интересах правителей и знати. Если бы не политическая нестабильность, многие судьбы во времена распадов (ок. 2134-2040 до н. э.; 1640-1532 до н. э.; 1070-712 до н. э.) сложились бы гораздо удачнее, но здесь, возможно, определенную роль сыграло общее отношение к правителям и к стране.
Как ни странно, Нил, несмотря на все его значение в жизни страны, египтянами на обожествлялся. Они принимали окружавшую их среду как нечто само собой разумеющееся, как центр мира. У Нила не было особого названия, его называли просто "рекой"; предполагают, что даже само слово "Нил" не египетского происхождения. Источником влаги и урожая была не река, а ее разлив - Хапи, который и стал богом, дарующим изобилие. Однако в пантеон главных богов он не вошел. Цари и местная знать в своем богатстве и могуществе сравнивали себя с Хапи. Хвалебный гимн рассказывает о благотворном действии паводков, но не связывает Хапи с другими божествами, как это было принято в египетском культе. Изображался он в виде толстяка, приносящего дары земли богам. Ему не строили храмов, и только раз в год, в начале разлива, в районе Джебель-Силсил, к северу от Асуана, где, как считается, проходила древняя граница государства и где река вплотную подходит к горам, устраивали праздник Хапи, приносили ему дары и воспевали его в гимнах.
В то же время Нил и его разливы сыграли едва ли не центральную роль в формировании мировоззрения египтян. В отличие от большинства других народов они были ориентированы на юг, к истокам Нила, так что запад находился справа, и поэтому западная сторона считалась "благоприятной" для перехода в мир иной. Календарь определяли по Нилу и по звездам. Наступление нового года приходилось на середину июля, когда начинался подъем воды перед паводком; это совпадало с появлением на небосклоне Сириуса (ставшего в египетской мифологии Сотисом), невидимого до этого в течение 70 дней. Река определяла и три времени года, каждое из которых состояло из четырех месяцев: "Разлив", "Возрождение" (ноябрь-март), когда с полей сходила вода и их начинали обрабатывать, и "Жаркое время", или "Жатва", - период сбора урожая и самого низкого уровня воды.
С Нилом теснее всех связывали бога Осириса. Согласно древним мифам, он царствовал над Египтом и был убит на берегу Нила своим братом Сетом. Тело его, изрубленное на множество частей, в ящике бросили в воду. Его сестре и вдове Исиде удалось собрать части этого тела и, вдохнув в него жизненные силы, зачать от мертвого Осириса сына Гора. Но Осирис не вернулся на землю и стал царем загробного мира. Его смерть и возрождение отождествлялись с плодородием. Во время празднеств, устраивавшихся в период разлива, в землю зарывали сырые глиняные фигурки Осириса с зернами ячменя; появление зеленых всходов означало, что вода воскресила землю. Таким образом, Осирис, река и земля составляли целый комплекс представлений о плодородии и возрождении.
Еще одним богом, культ которого связан с рекой, был Хнум, "Владыка катарактов" - порогов Нила. Он изображался в виде барана, центр его культа находился на острове Элефантина. Хнум был богом-творцом и покровителем того места, где в Египет втекали воды разливавшегося Нила. Однако культ этот был вторичным, дополняющим более древнюю традицию поклонения богине Сатис, храм которой символизировал союз между Сириусом и разливом. Несмотря на то что в северных, более густонаселенных районах половодье наступало несколько позже, празднества, посвященные этому событию, происходили именно на Элефантине.
Огромное значение Нила, быть может, даже более очевидно для нас, чем для древних египтян, жизнь которых была настолько тесно связана с рекой, что дождь, где бы он ни шел, они называли "разливом в небе". Но чтобы понять истинную роль этой реки в те времена, на нее нужно взглянуть именно глазами древних египтян, учитывая все различия между священным и светским, божественным и земным. Для египтян река была просто частью жизни, и хотя разлив ее мог принести разрушения, он в то же время давал им жизненные силы; боги же для них были существами более сложными, обитавшими за пределами обычного мира. Обожествить Нил, как и другие реки, выпало на долю греков и римлян.
Джон Бейнз (Великобритания) - профессор-египтолог, с 1976 г. преподает в Оксфордском университете. В соавторстве с Яромиром Малеком им написана работа "Atlas of Ancient Egypt" (1980), которая переведена на многие языки, и книга "Fecundity Figures" (1985), куда входит исследование персонификаций Хапи, бога разливов Нила, а также ряд статей по египетской мифологии и другим вопросам. Выступал с лекциями о Древнем Египте в Африке, Европе и США.
Курьер ЮНЕСКО - № 10, октябрь 1988 г.
Комментарии: