Египет: Есть ли у женщины душа?
Также читайте:
Как строятся семейные отношения в Египте? На что имеет право жена в семье? Разводятся ли египтяне? С кем остаются дети после развода? Заметки английского социолога, наблюдения наших современников
Добрачные связи египтянки – позор для семьи
Традиционное консервативное общество не прощает девушке "греха". Если сын совершил нечестный поступок, дело поправимое. Это не позор для семьи. Но если испорчена репутация дочери, то на семью ложится страшное пятно, ее существование в деревне становится невыносимым. Молодой муж, обнаруживший, что его жена не девственница, с позором прогонит ее.
В прошлом отец и братья несчастной могли выволочь ее в пустыню и перерезать ей горло. Внебрачные связи замужней женщины равноценны игре со смертью. Случается, что неверную жену забивают камнями или топят, как и ее любовника. К внебрачным связям мужчины, если они не направлены на чужих жен, общественное мнение относится снисходительнее, но не в деревне.
На следующий день после свадьбы мой знакомый феллах должен был выйти в поле, хотя по случаю такого события имел право отдыхать три дня. Я встретил его через полгода. Он был, как обычно, худ и оборван, но весел. Его жена ждала ребенка. Он оказался счастлив в браке. "А если бы жена не понравилась тебе, ты бы развелся?" - спросил я его. "Аллах повелел терпеть, - ответил он. Для развода денег нет, на новый калым денег также нет".
Возможен ли развод в Египте?
Люди женятся отнюдь не для того, чтобы разводиться. Лишь шиитское право разрешает временный брак - иногда на несколько часов. Но простота или сложность развода учитывается при вступлении в брак.
В отличие от католического в мусульманском праве нет положений, запрещающих развод. Частые расторжения браков в Египте, видимо, связаны с тем, что супруги не имеют возможности знакомиться до женитьбы. У коптов же разводы почти невозможны.
Еще Коран подробно изложил правила развода, который бывает трех видов. Окончательным считается тот, в котором мужчина трижды объявляет жену разведенной в присутствии свидетелей или судьи. По шариату существует семнадцать формул окончательного развода. Фраза "Ты разведена!" используется наиболее часто.
Произнося формулу окончательного развода, муж может вернуть себе жену лишь в том случае, если она выйдет замуж за другого и разведется с ним. Я знал курьезный и печальный случай: в порыве ревности пожилой конюх из спортивного клуба дал при свидетелях окончательный развод своей молодой жене. Буквально на следующий день он горько пожалел об этом и начал искать ей временного мужа, чтобы после развода женщины с ним он вновь мог жениться на ней.
После ожидания - срока идда, длившегося три периода месячных очищений, он нашел временного мужа, обещав ему заплатить за причиненный ему "моральный ущерб". Шариат требует соблюдения идда, чтобы убедиться, не беременна ли разведенная жена. Если да, то она остается в доме бывшего мужа до родов, так как ребенок принадлежит отцу. Но судьба посмеялась над незадачливым конюхом. Новый муж, взяв деньги, отказался развестись, а бывшая жена конюха оказалась вполне довольной новым браком.
У мусульман практикуется временный развод. Имеется в виду, что муж должен за какие-либо прегрешения воздерживаться от супружеских обязанностей определенный срок до исполнения им необходимого искупления, например, долгого поста, пожертвования на неимущих или на нужды мечети.
Муж может расторгнуть брак в любое время и по любому поводу. При этом он несет определенные материальные обязательства по отношению к своей бывшей жене. В двух случаях и женщина вправе потребовать постановления суда о расторжении брака, не неся никаких обязательств по отношению к мужу: если он не выплатил калыма, оговоренного брачным договором, или не предоставил средств на ее содержание. Еще один способ развода по инициативе женщины - выдать себя за "непокорную", вынуждая мужа на полюбовное расторжение брака.
В любом случае женщина, покидая мужа, оставляет ему детей. Женщина принадлежит, как правило, к другому роду или племени, а дети принадлежат отцу и наследуют ему. Уход детей вместе с разведенной женой способствовал бы раздроблению имущества.
По шариату разведенная женщина обязана заботиться о своих малолетних детях. Но их материальное содержание вменяется в обязанность мужу. Забота матери о сыне продолжается до того момента, пока он не будет в состоянии сам заботиться о себе.
Обычно с семи лет мальчик считается самостоятельным, и затем его воспитание становится заботой отца или его ближайших родственников. Дочь находится у матери до тех пор, пока она не достигнет зрелости. После этого она переходит жить к отцу или к его ближайшим родственникам.
Молодая семья в Египте
Когда молодая жена перебирается в дом к мужу, она чувствует себя там чужой, и, возможно, медовый месяц не обходится без горечи. О ее нелегкой доле говорят пословицы вроде: "Чужая, и забитая, и мало любимая", "Ни любимого человека, ни близкого соседа". Молодая женщина предпочитает сохранять связи со своей старой семьей, чтобы было убежище, куда можно уйти в случае развода или серьезной ссоры с мужем.
Взаимоотношения жены и родственников мужа складываются из противоречивых элементов: трений, поисков взаимопонимания, вызова, соперничества. Молодая жена должна подчиняться свекрови, из любимой дочери родителей превращается на первых порах в униженное существо. В доме женатых сыновей правит их мать, ей должны подчиняться все снохи. Молодая женщина, не выражающая уважения к свекрови, вряд ли найдет понимание у своего мужа.
Такие отношения создают трудности для молодой семьи да и для самого мужа, потому что он разрывается между двумя сторонами: не хочет гневить свою мать и ссориться с женой. Чаще всего кто-то берет верх. Впрочем, так бывает не всегда. Если родители мужа уже пожилые люди, они просто нуждаются в помощи молодой женщины по хозяйству. Если у нее оказывается сильный характер, она подчиняет себе мужа.
Отношение к детям в Египте
Главное, чем женщина укрепляет свои позиции, на кого опирается в большой семье, - это ее дети, точнее, сыновья. Чем их больше, тем больше у нее влияния, тем больше к ней уважения. Рождение детей - смысл жизни и смысл брака.
Пусть нас в Египте не вводят в заблуждение плохо одетые, часто неумытые дети рядом с ухоженной, холеной матерью. Детей берегут от сглаза, а так как дурной глаз - в первую очередь глаз завидущий, то его надо отвести от предмета зависти, обмануть. Другой способ против сглаза - мальчиков одеть в одежду девочки. Но грязные, оборванные, с гноящимися глазами дети в народных кварталах отнюдь не маскируются от нечистой силы. Их внешность определяет просто нищета.
Ритуальное обрезание
Мальчики до шести-семи лет растут среди женщин. Церемония ритуального обрезания, которую совершают в этом возрасте, считается как бы первым шагом к их включению в общество взрослых мужчин. После обрезания их начинают приучать к работе, они помогают отцу в поле, их могут брать на пятничную молитву, если они крепкие, им разрешают поститься.
Не ислам ввел обрезание - оно было известно и в фараоновском Египте (изображение его сохранилось на фресках), и у древних евреев. Возможно, у этой операции были какие-то гигиенические функции, но затем она приняла ритуальный характер. Копты в Египте также практикуют обрезание, но именно перед крещением детей.
В городах детям из состоятельных семей операцию делает врач, в деревне и среди городской бедноты - цирюльник. Он приходит дня за два до операции, чтобы специальным образом подстричь мальчику волосы.
Перед этим ребенка моют, закрашивают ему ладошки и ступни ног хной, а перед стрижкой приходят гости и прилепляют ему на лицо мелкие монетки (в состоятельных семьях раньше и серебряные и золотые), которые цирюльник забирает себе.
Накануне церемонии мальчика нарядно одевают, иногда специально в свободные женские одежды - чтобы обмануть дурной глаз, сажают на лошадь или мула и в сопровождении друзей с музыкой и шумом катают по деревне.
Если обрезание делают сразу двоим, что предпочтительнее, так как сокращает расходы, то на лошадь или мула сажают двух мальчиков. Вечером родители мальчика устраивают пир для друзей, и гости преподносят ему подарки. Нередко накануне операции мальчик часть дня проводит со сверстниками и взрослыми в мечети.Муж-египтянин - страшный ревнивец и уверен, что за женой нужен глаз да глаз, иначе она готова изменить. "Не доверяй женщине, даже если она молится, и солнцу, даже если оно садится". Не подтверждает ли эта пословица наблюдения, сделанные Э. У. Лэйном полтора столетия назад?
Нравы египетских женщин
"Египтянки распущеннее женщин из любой страны, претендующей на цивилизованность, - писал он. - Это качество охотно признают за ними соотечественники мужского пола и даже в разговорах с иностранцами. Конечно, существует немало исключений из общего правила... Случается, что египтянки весьма хитроумны и могут обвести вокруг пальца самого осторожного и подозрительного мужа. Несмотря на огромный риск, их интриги редко расстраиваются".
Мы не раз убеждались в справедливости и неустаревшей ценности наблюдений Э. У. Лэйна. Но здесь его замечания вряд ли бесспорны даже для его времени. Если речь идет об обитательницах гарема, то их поведение понятно и объяснимо, а с точки зрения европейца, будь то XIX, будь то конец XX в., - оправданно.
Женское чувство вряд ли удовлетворит роль второй, третьей, четвертой жены. Гаремы состоятельных людей превращались в собрание не просто хитроумных и чувственных женщин, a в сборище неудовлетворенных неврастеничек, склочных фурий. Это была их беда и трагедия.
Но и для современности существует похожая проблема. Чем больше запретов и ограничений, тем больше скрытого, задавленного желания их нарушить.
Жесткая регламентация поведения, быта, семейной жизни рождает в женщине чувство протеста. Вынужденная жить с мужем, которого она не выбирала и, возможно, не выносит, не решаясь на развод из-за сложностей по материальным, моральным, социальным мотивам, иная жена действительно может поддаться стремлению нарушить супружескую верность.
О чем говорят египтяне между собой?
"Все египтяне независимо от пола и положения в обществе отличаются развязностью речи, - писал Э. У. Лэйн. - Этим грешат даже самые благочестивые и респектабельные дамы, за исключением очень немногих, чья речь хоть и груба, но все же пристойна".
Спустя сто лет английский социолог Уайнифред Блжэкмен, проведя несколько лет в Верхнем Египте, пришла примерно к такому же выводу: "Учитывая невежество крестьян, неудивительно, что круг тем их разговоров довольно-таки узок... Разговоры обычно вращаются вокруг сексуальных вопросов, и это оказывает деградирующее влияние как на них самих, так и на их детей.
Перед детьми они не скрывают в разговорах самые интимные подробности, и дети, естественно, повторяют разговоры взрослых. Женщины в разговорах на эту тему выражаются еще более откровенно, чем мужчины. Девочки, которые находятся вместе с матерями, постоянно слышат разговоры о самых интимных сексуальных подробностях".
Возможно, что разговоры на интимные темы в присутствии детей - это инстинктивная народная форма их полового воспитания, а разве необходимость более свободного и открытого обсуждения вопросов секса не признается сейчас большинством социологов и психологов? Поэтому будем с уважением относиться к нравам и обычаям других народов. принимая или отвергая их.
В Каире обращаешь внимание на то, что взгляд девушек и женщин нередко открыто говорит об их чувстве к мужчине, особенно когда городская толпа создает обстановку анонимности. Русская девушка или другая европейка будет смотреть на мужчину как бы украдкой. Означает ли эта неосознанная особенность поведения египтянок большую свободу для них, чем для европеек?
Как раз, наоборот. Английский писатель Джеймс Олдридж дает взглядам египтянок объяснение, которое мне представляется убедительным: века и века египетские женщины смотрели на чужих мужчин сквозь прорезь чадры или из-за узорчатой решетки женской половины дома, им не было нужды скрывать свои чувства, просто никто не мог видеть их лица. Теперь практически ушла чадра, исчезли гаремы, но во взглядах египтянок-горожанок нет-нет да и мелькнет выражение прежней гаремной затворницы.
Еще в период оккупации Египта армией Наполеона с французами приехало немало женщин. Египтяне были озадачены их ролью в обществе мужчин. Принявший ислам французский генерал Мену, женившись на египтянке, стал обращаться с ней, как с французской дамой, подавая руку, когда они входили в столовую, пододвигая ей стул, передавая блюда.
Если у нее падал платочек, он спешил его поднять. Когда другие египтянки увидели это, то они якобы обратились с просьбой к Наполеону, чтобы он заставил их мужей оказывать им такие же знаки внимания и почтения. Произошел ли этот "гаремный бунт" в действительности или он исторический анекдот - сейчас трудно сказать.
Журнал "Путешественник" - № 2, февраль 1997 год
Алексей Васильев доктор исторических наук
Комментарии: