Каир – столица Египта
Также читайте:
Часть 2
Часть 3
Как уживаются в Каире дворцы и трущобы? Где еще на дороге встретишь мерседес рядом с запряженным в тележку осликом? Просить подаяние – значит помочь обеспеченному гражданину проявить благотворительность. Каир – город контрастов
Многовековая история Каира
Не будет преувеличением скачать, что Египет - это Каир. Египтяне употребляют слово "Миср" (или разговорное "Маср") как название своей страны и ее столицы. Обжитая территория слишком мала, и весь Египет становится гигантским пригородом "сверхгорода", особенно если учитывать, что Каир и Александрия как бы двинулись навстречу друг другу.
По информации, полученной Всемирной организации здоровья, атмосфера в центре Каира настолько загрязнена, что дышать ею на протяжении целого дня всё равно, что выкурить 20 сигарет.
Вокруг столицы появились города-спутники, а зона канала приблизилась к ней благодаря современным автострадам. Деревня, становящаяся многоэтажной, в которой больше половины жителей уже не заняты сельским хозяйством, еще более усиливает ощущение мегаполиса, заполняющего всю страну.
Соотношение столицы и всей страны это примерно то же, что и соотношение дворцов, храмов и пирамид Древнего Египта и глинобитных жилищ простых египтян.
Если хватит сил и энергии бродить по обширным пространствам мегаполиса, то его камни и памятники могут рассказать о бурной, бесконечно богатой истории древнейшего столичного города человечества.
Куда бы вы ни направлялись, то здесь, то там, то в одиночку, то целыми группами встречаются рассыпанные жемчужины выдающихся творений архитектуры. Но путь любопытства, познания или эстетического наслаждения привлекал столько путешественников и ученых, что записи, оставленные ими, отбивают охоту повторять пройденное.
Скажу только, что как Эйфелева башня несправедливо стала расхожим символом Парижа, так и цитадель с мечетью, построенной во времена Мухаммеда Али, - туристским рекламным плакатом Каира, и тоже не по праву. Мечеть с цитаделью - слепок со стамбульских мечетей с их похожими на копья минаретами и перевернутыми чашами куполов.
В течение тысячи лет Каир был главным центром торговли пряностями и крупным поставщиком благовоний. Ими торгуют и сейчас почти повсеместно. Но наиболее широкий выбор восточных ароматов можно найти на рынке Хан-эль-Халили.
Прародитель турецких мечетей - стамбульская Айя-София. Египтяне с фатимидских и особенно с мамлюкских времен выработали свой стиль, сочетающий минареты с затейливой резьбой по камню и обширные, прямоугольные в плане залы для молитвы. Египетские мечети вплоть до наших дней повторяют образцы той эпохи.
Но, за исключением средневековых мечетей, школ-медресе, караван-сараев, фонтанов, трудно говорить о "египетском" или "каирском" архитектурном стиле. Современность на все накладывает печать космополитизма, голой функциональности. Гостиницы "Меридиан", "Хилтон" или "Шератон" с трудом отличишь от их сестер в других столицах мира.
Графический отпечаток современной центральной части Каира на багряном фоне заката - уже не минареты и купола, а прямоугольники высоких зданий, которые вот-вот будут претендовать на звание "небоскребов".
Они столпились по берегам Нила, в районе острова Гезира и южнее, и нельзя отрицать их элегантности, удачного сочетания с волнами великой реки и куполами пальм, кажущимися комнатными цветами у их подножий. Они слились с городским пейзажем Каира, но их архитектурный стиль - международный. О кварталах серых бетонных блоков на окраинах и говорить нечего.
Каир – город контрастов
Все же повторю банальное утверждение: Каир - город контрастов. Добавлю от себя: его контрасты так же резки, как песок пустыни и зеленая пойма Нила, как свет и тень, жизнь и смерть, вода и суша, утопающий в розах особняк в Гизе и хижина из старого хлама в районе старого Каира, седок на ослике или владелец "мерседеса".
Каир не только растет, как кактус, он болезненно разбухает, переполняясь жителями сверх всяких разумных норм. Его многолюдство давит, его ощущаешь физически. На улицах с утра до позднего вечера народу - что на демонстрациях. Через густую толпу пробиваешься с трудом.
Час пик на каирских улицах
Существует национальное египетское блюдо «курица по-каирски». Это предварительно маринованная и отваренная до готовности курица, обмазанная медом и помещенная на минуту в раскаленную печь.
Час пик на столичных улицах затягивается с утра до позднего вечера, и не раз убеждаешься, что совершить пешком малоприятную и неблизкую прогулку под африканским солнцем с острова Гезира в центр города оказывается быстрее, чем проехать на автомашине, для которой вдобавок будешь полчаса искать место стоянки. На улицах появляется все больше вторых этажей - эстакад, иногда двухъярусных.
Они временно разгрузили основные магистрали, но порой и на эстакадах выстраиваются многокилометровые "хвосты" автомашин, а выхлопные газы травят людей на первых этажах не только сбоку, но и сверху, и дома вдоль главных улиц будто плывут в сизом тумане. Центральные районы города загазованы так, что после продолжительной прогулки начинает подташнивать, как от отравления, и я своими глазами видел иностранцев в кислородных масках.
Каирские автобусы набиты до немыслимых пределов, и ты руками разводишь, как они еще двигаются. Пассажиры висят на подножках и сидят на окнах. Между ними, иногда внутри, а иногда и снаружи автобуса, совершая акробатические трюки, пробивается кондуктор, умудряясь собирать плату и отрывать билеты пассажирам.
Едва вырвавшись на свободную часть улицы, это осевшее, накренившееся набок сооружение развивает большую скорость, чтобы через пару минут застрять у перекрестка, где в демократизме автомобильной пробки равны и роскошный лимузин, и рейсовый автобус, и даже ослик, запряженный в тележку.
Самый распространенный вид транспорта в Каире - ослик
В 2011 году в Каире открылся Детский музей - крупнейший музей для детей в арабском мире. Экспозиции рассказывают об истории Египта: показаны иероглифы, изготовление одежды, системы орошения, устройство пирамид. Есть зал, посвященный Красному морю, и экспозиция «Флора и фауна пустыни».
Ослик пока остается распространенным средством транспорта в каирском мегаполисе. В бытность мою студентом я встречал и стада верблюдов, что гнали суданцы по левому берегу Нила на знаменитый верблюжий рынок, а иногда и грузового дромадера с тюками овощей и фруктов.
Но сейчас верблюдов в Каире практически нет, а ослики остались. На них разъезжают мусорщики, которые, как муравьи - санитары леса, подчищают и вывозят отбросы "сверхгорода", а заодно и сортируют их для вторичного и третичного использования в кварталах, где живут обездоленные.
На ярко раскрашенных телегах в ослиной упряжке в город за покупками может приехать целая крестьянская семья, а в ночное время и под утро на повозке с фонарем развезут по лавкам и базарчикам свежую зелень - киндзу, местный вариант черемши, укроп, петрушку, кочаны салата-латука, кресс-салат. Неприхотливость, спокойствие и понятливость позволяют осликам не реагировать на автомобильное движение.
Ослик - самое старое транспортное животное Ближнего и Среднего Востока. Его использовали до появления лошадей и верблюдов. Экономисты считают, что ослики поедают слишком много травы и вместо них феллахам нужно было бы разводить более продуктивных животных, а горожанам перейти на мотороллеры. Но как расстаться с удобным, неприхотливым помощником и где взять деньги на мотороллер? Не проще ли обойтись велосипедом?
Велосипеды на улицах Каира
Велосипедисты в Каире двух видов. Одни давно усвоили, что на работу быстрее и надежнее добираться, используя мускулы собственных ног, чем энергию сгорания бензина. Эти более или менее спокойны и дисциплинированны.
Другие - посыльные, развозчики, чаеносы - могут с подносом, уставленным тарелками с горячим кебабом или чашечками кофе, стаканами воды или бубликами, виртуозно маневрировать среди осипших от подачи сигналов машин так, будто они едут по пустой площади. Почтальон в багажнике велосипеда везет свою тяжелую сумку, зеленщик - заказанные ему фрукты и овощи, мальчишка из прачечной или гладильни доставит клиенту вычищенный и выглаженный костюм.
Более хаотичного движения, чем в Каире, я не встречал.
А каирские трамваи - без стен, без окон, увешанные людьми! А пригородные электрички, например, из Хелуана до Бабэль-Люка, напоминающие наши поезда начала 20-х годов - столько в них людей и внутри, и снаружи, и на крышах!
Транспортные муки - это еще полрассказа. Все коммунальное хозяйство города создавалось из расчета на максимальное увеличение числа жителей до 3 млн. человек.
Вода в Каире
Каирский оперный театр, построенный в 1988 году – единственный на Ближнем востоке и в Африке. Опера и балет – европейское искусство, чуждое исламскому обществу. Зал театра вмещает всего 950 зрителей при численности населения Каира в 16 миллионов.
Не хватает воды. Насосные станции и водопроводы не обеспечивают мегаполис водой в достаточных количествах, хотя Нил - вот он, под рукой. В трубах вода зачастую грязная, так как очистительные сооружения изношены или недостаточной мощности.
Если нильская вода отфильтрована, она просто прекрасна. Поэтому в квартирах состоятельных людей все чаще устанавливают индивидуальные очистительные устройства. В студенческие годы нашим "фильтром" и "холодильником" был глиняный кувшин с пористыми стенками.
Всегда запотевший, особенно в жару, он сохраняет свежесть и прохладу влаги. В Египте он распространен повсеместно. В Каире для прохожих во многих подъездах ставят большой глиняный сосуд того же типа с консервной банкой вместо кружки.
Жилье в Каире
Каир быстро строится, выбрасывая в пустыню и, к сожалению, в поля все новые кварталы. Все же жилищ не хватает и не будет хватать по крайней мере в ближайшие полсотни лет. Многокомнатные квартиры с видом на Нил, а то и с бассейном на крыше продаются по полмиллиона фунтов и могут стоять годами, ожидая покупателя - местного нувориша или саудовского эмира.
Но каждый день - я не преувеличиваю - каждый день в Булаке, или Агузе, или Сейидна Зейнабе обрушиваются на обитателей обветшавшие донельзя, перенаселенные дома. 300 тыс. зданий в Каире нуждаются в срочном ремонте.
Большинство из них никогда не будут отремонтированы. Люди не покидают жилищ, находящихся в аварийном состоянии, просто потому, что других нет или они недоступны по ценам.
Существуют законы, ограничивающие квартплату, и высокие налоги на доходы домовладельцев, но есть и "деньги за ключ". Ты договариваешься об аренде квартиры, готов заключить договор, чтобы въехать в нее, но должен предварительно дать домовладельцу разовый взнос (если хотите - взятку), не учитываемый ни в каких документах, нередко превышающий 30-месячную квартирную плату.
Вчерашние крестьяне поселяются где могут и где придется. Нельзя даже сказать, что "Каир окружен трущобами". Трущобы есть и в центре и на окраинах. Они захлестывают фешенебельные кварталы. В Египте почти нет дождей, и крыши многих роскошных домов заняты целыми семействами бездомных, которые за позволение жить на крыше оказывают различные услуги дворнику-баввабу.
Стараясь не попадаться на глаза жильцам, они поднимаются наверх черным ходом и устраиваются среди старых ящиков и ржавого железа. Нередко здесь они держат козу или кур, а то и разбивают небольшой огород в ящиках с землей. Не стоит удивляться, услышав в Замелеке или на площади Оперы в предрассветной тишине крик петуха или блеяние козы.
Место скорби, покоя и молитв, знаменитый каирский "город мертвых" был замечен еще Иваном Алексеевичем Буниным. Расположенный слева от шоссе, идущего из аэропорта, "город мертвых" стал густонаселенным районом Каира. В склепах есть помещения, пригодные для жилья, и живые потеснили усопших.
Тишина погостов улетела под напором автомобильных гудков, призывов продавцов овощей или сладостей, криков мальчишек, шума толпы. В "городе мертвых" есть крошечные мастерские, лавчонки, кое-кто из богатых родственников усопших оплачивает присмотр за могилами, обеспечивая мизерный доход некоторым жителям склепов.
Но здесь не дымит ни одна труба, нет ни одной мастерской, заслуживающей названия "предприятия". Чем живет большинство обитателей "города мертвых", как и многих других трущобных районов? Для меня ответ на этот вопрос лежит где-то на зыбкой почве мистики. Проще объяснить, как существуют каирские нищие, чем выяснить, каким образом добывают хлеб насущный "маргиналы" - так в социально-экономической литературе называют предпролетариат, пауперов, полубезработных, лиц без постоянного источника дохода.
Мусульманская философия нищенства
В каирской толпе встретишь нищих, назойливо требующих милостыню - бакшиш. Их много. Редкое описание Египта иностранцами обходится без отрицательных эмоций в их адрес. По- человечески понимая эти эмоции и в какой-то мере разделяя их, все-таки хочу объяснить феномен нищенства, который имеет не только социальные причины.
Многие мусульмане глубоко убеждены, что нищенство - не порок и не позор. Разве благотворительность - не один из столпов ислама? Поэтому требовать подаяния - просто помогать состоятельным слоям исполнить их религиозный долг. Благодарить за милостыню надо не подающего, а Аллаха.
Вынужденное безделье, длящееся годами, вырабатывает психологию социального паразитизма, люмпенства на дне общества, легко оправдываемую откровенным социальным паразитизмом значительной части "верхов".
Распространенный способ добыть бакшиш - оказать видимость услуги: стать "гидом", проводить в магазин, протереть ветровое стекло автомашины, побыть полчаса ее "сторожем". В местах, где сложна парковка, между этими "сторожами" практически поделены все улицы, и они зорко следят за тем, чтобы хозяин "охраняемой" ими машины не уехал без того, чтобы опустить в их руку пятачок.
Иностранцы особенно часто становятся объектом назойливости нищих: бедняки не приезжают в Каир из-за моря, а с жирного заграничного гуся просто дело чести получить заслуженный бакшиш. Произнеся твердым, но не оскорбительным тоном: "Аллах подаст" или "Аллах щедр", от них можно отвязаться, но не всегда.
Комментарии: