Об Италии
Рим – это не европейский город, а папская деревня
Также читайте:
Искусствовед Бруно Зеви прозвал Рим «папской деревней». Откуда взялась такая характеристика, как Рим превратился из вечного города в деревню, почему не правда, что Рим стоит на семи холмах и еще множество других интересных фактов рассказывает итальянский гид, большой знаток этого города.
Трудно представить себе, сколько чернил и красок было пролито в попытках описать этот город! За перья брались Гоголь и Чапек, Фонвизин и Стендаль, О'Генри и Пастернак. Имена этих авторов говорят, что этот город был (и является) не только предметом глубокого почитания (иногда и раздражения, возьмем случай Фонвизина), но и незлых шуток. А краски, что тут говорить. Да в этом городе целые кладбища для художников, правда, некоторые из них спаслись, вовремя уехали...Почему город родился здесь? На этот вопрос имеется ответ и он вертится буквально у всех на языке! С детства мы выучили, что все дороги идут в Рим, а это и есть ответ: город родился на том месте, где пересекались все дороги...
Одна из этих дорог хорошо известна, речь идет о Тибре, о реке, в которой извечно пытается отразиться этот город. Трудно поверить, но еще совсем недавно река была судоходной! Есть и еще две дороги, одна вела из Этрурии (земли севернее Рима и современная область Тоскана) в Великую Грецию (греческие колонии на юге Италии). А другая, и сегодня именуемая по ее древнему назначению Соляной дорогой (ит. via Salaria), вела древних обитателей центральной и северной части Апеннинского полуострова к залежам соли, совсем недавно заброшенным в связи с нерентабельностью их разработки, что находились буквально на берегу Тирренского моря. Место бывших соляных копий было отведено под главный городской аэропорт (им. Леонардо да Винчи или просто Фьюмичино).
Рим - это точка встречи этих трех дорог, это место, где существовал единственный брод, позволявший перебраться через реку не только людям, но и животным, прежде всего овцам. Достаточно было взять соль, привезти ее, организовать торговлю этим стратегическим продуктом, начать взимать пошлину за право перехода через реку и вот вам, пожалуйста, причины, не легендарные, а экономические, рождения этого города именно здесь на этом месте. "Торжок" возникший уже в XIV веке до н. эры просуществовал совсем до недавнего времени. А топонимика города об этом еще и не забыла, спросите у прохожего, где находится Форо Боарио (foro boario, буквально мясной или бычий рынок) и, в случае правильного ответа (жители этого города большие путаники), вы очутитесь на месте, куда вели да и ведут еще и сегодня те самые дороги.
Но этим Рим не ограничился, спустился с Палатина и освоил окрестности, подчинив жителей других холмов. Так уже к VIII веку до н. эры мы имеем некоторую сообщность племен, объединенных общими экономическими и политическими интересами, и, что очень важно, эти племена теперь имеют в общем пользовании одно кладбище, факт рождения города налицо. Но еще долго такие холмы как Капитолийский, по причине сакрального характера, или Авентин из-за чрезмерной близости к реке, что увеличивало вероятность его разграбления пиратами, оставались за пределами городского померия - священной борозды, являющейся границей города. Ну а основателем легенды о семи холмах можно считать древнеримского историка Варрона, большого любителя этого числа, который перевел термин septi montes (меж холмов) термином setti montes (семь холмов)...
С именем этого историка и цифрой 7 связана и легендарная дата основания города, т.е. 21 апреля 753 г. до н. эры. Кстати, и сегодня 21 апреля отмечается жителями, как день рождения Рима, а вот античные обитатели Папатина в этот день отмечали Палилии, торжества посвященные древнейшей богине Палее, давшей, возможно, свое имя холму. Цифра 7 на этот раз имеет отношение не к холмам, а к древним царям города, стоит ли удивляться желанию свести историю царского периода именно к семи царям, весь мир по представлению древних управлялся этим числом. Вот имена этих царей: Ромул (после победы над племенем сабинян и союзом с ними правит совместно с Титом Тацием, который в легендарную семерку не входит), Пума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Такрвиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний гордый. От щедрот Варрона, этого действительно выдающегося человека, ученого-энциклопедиста, чей портрет еще при жизни украшал библиотеку на форуме Ли-бертатис, легендарные цари правили в среднем по 35 лет, всего 243 года, добавим эту цифру к моменту изгнания из Рима последнего царя, то есть к 510 году до н. эры и получим год рождения города. И прав Варрон и правы легенды! Именно к этому периоду и относит большинство историков момент основания Вечного города.
Первое серьезное выступление Рима на мировой арене это Пунические войны, а их победоносное окончание (победил Рим) в 146 г. до н. эры превратило деревушку, ютившуюся когда-то на Палатинском холме, в настоящую империю, а Юлий Цезарь появится еще только через сто лет...
С именем Октавина Августа, сына Г. Оттавия и Атии, дочери сестры Цезаря, связано начало империи де факта (во всяком случае для историков, де юре Август в 27 году до н. эры сложил с себя диктаторские полномочия, но то, как он это сделал, и заставляет считать этот год началом императорского периода).
В начале II веке император Траян привел Рим к апогею военного могущества, а его приемный сын Адриан, дал империи относительный покой и процветание. С именем императора Константина можно связать закат Рима. В 330 году Константин Великий фактически перенес столицу на Восток, так что 476 год, когда был свергнут Ромул Августул, последний император Западной Римской империи, вряд ли можно считать концом Вечного города. Политическое значение Рима сошло на нет уже давным-давно благодаря Константину, а его хозяевами и после Ромула Авгус-тола продолжали считаться все те же императоры, только жили они в другом городе, а разве император Адриан жил в Риме? Обитатели Вечного города в V веке никаких изменений не заметали, империя жила своими делами: работал Колизей, подавали исправно воду акведуки, собирался в курии сенат.
Правда, радикальные изменения в жизни общества того времени происходили, но это было связано с распространением христианства. Нельзя относить разрушение Рима к варварскому поведению, снискавших славу варваров, варваров (эта у меня шутка такая, ну просто варварская, ну вот бывает та к, рвутся наружу каламбуры). Все хозяйство, оставленное за ненадобностью, как-то: языческие храмы, огромные дворцы, амфитеатры, театры, ипподромы, форумы продолжали принадлежать императорской казне и охраняться соответствующими законами. Иначе как мог бы император Фока во время своего визита в Западную столицу подарить папе Бонифацию IV Пантеон, который в 609 году был превращен понтификом в церковь? Кстати, это первый случай в Риме превращения в церковь языческого храма, а ведь легализация христианства произошло в 313 году, чуть позже язычество было совсем запрещено на всей территории империи. То есть пришлось ожидать такого прецедента почти четыреста лет. А объяснение этому не черти, которые, разумеется, водились в изобилии в заброшенных языческих храмах, а факт наличия сурового хозяина, пусть даже крайне редко, но все же справляющегося о своем добре.
Влияние, а значит, и покровительство Константинополя продолжали уменьшаться, а город и его новый религиозно-политический лидер, речь идет о римском папе, нуждались в защите от внешних врагов. Тут и пригодилась сверстанная местными умельцами грамота, которая была якобы дана епископу Рима Мельхиаду еще самим императором Константином Великим в момент, когда последний перебрался в свою новую столицу. По этой грамоте право на имущество и на верховную власть во всей западной половине империи перешли римскому епископу. Речь идет о документе, получившим в истории название Константа-нового дара. Эта означало, что папа, будучи епископом Рима, полнотой своей властью мог творить императоров.... Папа, являясь высшим источником власти, поскольку он в своем лице объединял светскую и религиозную власть, как бы передавал во временное пользование первую, полностью освобождая себя, таким образом, для забот о спасении человеческого рода. Но право на светскую власть все равно оставалось за верховным понтификом, он мог ее вернуть и вновь передать любому другому лицу по своему усмотрению. По этой причине быть императором на Западе означало не иметь территорию, дающую право на такое звание, а получить его из рук папы. Есть даже пример безземельного императора.
И вот в Рождественскую ночь 800 года, а это все происходило на могиле св. Петра в Ватикане, папа Лев III и сотворил из короля франков нового императора, вошедшего в историю под именем Карла Великого. Империя возродилась, а где ее столица? Ну конечно в Риме. Империя превратилась затем в Священную Римскую Империю Германской нации, а столица, хоть и символическая, опять в Риме, и отменена была эта империи только Наполеоном в 1806 году, то есть просуществовала она тысячу лет. Только так и можно объяснить тот факт, что фюрер назвал свою империю третьим, да к тому же еще и тысячелетним рейхом. Ведь первые две просуществовали в аккурат по тысяче лет, только вот столицей III рейха пришлось сделать другой город.
Конец XIII века и начало XIV ознаменовались крупнейшими строительными работами, что было связано с довольно широкими возможностями, которыми обладали папа Бонифаций VIII и городской, возродившийся к тому моменту, сенат. Ну и конечно свою роль сыграл факт провозглашения первого Юбилейного года. В этот период в Риме работают такие художники как Джотто ди Каваллини.Новый период расцвета приходится на эпоху Возрождения, он связан с Перуджино, Брамантом, Рафаэлем, Микеланджело. А такой стиль как барокко вообще обязан своим существованием Риму. В этот период обессмертили себя, найдя призвание в этой тонкой культуре, которой является барокко, такие мастера как Бернини и Борромини.
А вот века XVIII и начало XIX ничего хорошего Вечному городу не принесли. Единственным именем, гремевшим по всей Европе в сфере искусств, было имя скульптора Кано-вы. Но Рим в этот момент стал настоящей Меккой для всей артистической богемы. Писатели, поэты, исследователи и любители изящных искусств, скульпторы, архитекторы и художники бросаются в Рим. Именно ка эти годы приходится римский период Гоголя и датского сказочника Андерсена, Именно в этот момент зачастили в Вечный город русские путешественники и изгнанники, прикипевшие затем к нему своим сердцем. Именно в этот момент Рим становится кладбищем для сотен представителей сословия художников и вдохновленной идеалами прошлого знати. Достаточно сходить на некатолическое кладбище у Пирамиды Цестия, что бы убедиться в правоте сказанного. Там, например, можно найти могилу Брюллова. Могила Ореста Кипренского, выдающегося русского художника, находится в церкви Сант Анреа делле Фрати. А могила княгини и князя Волконских находится в церкви прямо перед фонтаном ди Треви, который, буквально является частью дома, в котором проживала эта знатная русская чета.
Новым переломом в жизни города явилось изменение его статуса. В 1871 тоду Вечный город становится столицей единой Италии.
Что касается римского епископа, когда-то довольно могущественного, по крайне мере, в контексте Европы, монарха, то ему пришлось потесниться и сегодня в введении, осталось 44 гектара, оформленных международным законодательством, как отдельное и суверенное во всех отношениях государство.
Что же представляет собой сегодня Вечный город? Странная штука, город, породивший Европу, с большим трудом можно сегодня отнести к разряду европейских городов. Европейскими городами являются Турин, Милан, наконец, Флоренция, но не Рим. По очень тонкому определению римского искусствоведа Бруно Зеви, этот город и сегодня является папской деревней. Этот город начисто лишен следов современности! Лучше сказать, что они есть эти следы, но в очень хаотичном состоянии, современность не стала органической частью города. Ни одного из многих генеральных планов развития города не удалось привести в жизнь. Не удалось это сделать лучшему во все времена мэру города Натану, не удалось это сделать и при Муссолини. Рудиментальный метрополитен и совершенно неорганизованное, шумное, по-арабски хаотическое, движение автомобилей. В последнее время раздаются голоса, говорящие о нерентабельности метрополитена, эта аксиома не является исключением и в России, но пусть даже нерентабельная, но развитая сеть подземки, частично избавит город от смога и хаоса! Трудно представить себе экономически и структурно больной город, а Рим является именно таким, рентабельным хозяйством.
После долгих лет власти правых сил (прежде всего речь идет о Христианских Демократах в союзе с Социалистами), бесцеремонно грабивших городскую казну, к власти пришли левые, представитель этой коалиции был переизбран жителями Рима на второй срок.
Нужно отметить, что ситуация в городе улучшилась, было отреставрировано множество церквей и дворцов, была сделана по-римски неуклюжая, но все же попытка улучшить ситуацию с городским транспортом. Основные пункты выборной программы, а это строительство метрополитена, улучшение условий жизни окраин города, перемещение министерств и ведомств в периферийные районы столицы, просто не выполняются. Все силы были брошены на решение проблем связанных с Юбилейным годом. Сам же Франчес-ко Рутелли, мэр Рима, является выходцем (я бы сказал просто предателем) из рядов партии радикалов. Краткая, как в "Семнадцать мгновений весны" характеристика на мэра? Пожалуйста: НИ РЫБА НИ МЯСО...
Но турист этих проблем не замечает, как экскурсовод, скажу, положа руку на сердце, город стал смотреться лучше. А что еще туристу надо? Транспорт. А исторический Рим город маленький, в 40 минут можно пересечь его весь, а вот чтобы увидеть его нужна вся жизнь...
Роман Андреев.
Italica, ноябрь № 10 (12) 2000
Уважаемый Роман Андреев! Читал Вашу статью до поездки в Рим и перечитал её после таковой ещё раз, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за Вашу чудную статью, мы с супругой согласны с каждым Вашем словом, это истина, что "исторический Рим город маленький, в 40 минут можно пересечь его весь, а вот чтобы увидеть его нужна вся жизнь... ". Ещё раз СПАСИБО!!!
26.10.05, irav_mail@yahoo.com, Аркадий