О Чехии
Чешский танец
Также читайте:
Полька, фуриант, тальян и обкрочак
Что было в основе музыки привилегированных классов Чехии? На каких струнных и звуковых инструментах исполнялись народные песни и танцы? Какая плеяда композиторов вдохновлялась чешскими музыкой и танцами, что характерно выражено в их творчестве? Какому танцу характерны широкие тяжеловесные переступания, а в каком самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко? Насколько чешская полька приобрела мировую известность?
Возникновение песенно-танцевального творчества у народов Чехословакии относится к глубокой древности. Уже в XI—XIV веках музыкальная культура находилась здесь на высоком уровне. Она была представлена музыкой привилегированных классов, в основе которой — рыцарские романсы, и музыкой народной, пронизанной яркими национальными мелодиями и ритмами.
Пение и танцы в Чехии сопровождались игрой на волынке и скрипке. Когда-то популярной была народная арфа, позднее добавилась флейта. В начале XIX века в чешской деревне появляются оркестры. В них входили скрипки, валторны, цимбалы, кларнеты, флейты и даже контрабасы.
Для некоторых мужских танцев характерны широкие тяжеловесные переступания. Кроме того, в них часто встречаются трамплинные пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца. Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.
Первоначальная форма всех чешских танцев, обрядовых и не обрядовых — круговая. Старинные круговые танцы были женские, мужские и смешанные. Из круговых танцев возникли танцы, называемые точивыми. Их характерными чертами являются кружение пары на месте как основное движение и импровизация.
Как-то в воскресенье она слушала (или сама пела) чешскую народную песню: "Strycek Nimra Koupil Simla" (Дядя Нимра купил Симлу - белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги "Madera" из-за быстроты и веселого характера. В танцзалах Праги танец появился в 1835. Название танца (pulka) - по чешски - "половина", в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую. В 1840, Рааб (Raab), преподаватель танцев из Праги, танцевал польку в театре "Odeon" в Париже и имел огромный успех. Парижские педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах.
Традиция балов в Чехии живет и в XXI веке. В отличие от других стран, на балах тут танцуют не только «сливки» общества, но и обычные граждане. Сезон балов обычно начинается в феврале, когда по церковному календарю оканчивается время поста. Сегодня эти сроки не соблюдаются точно, поэтому балы проходят и в декабре.
Для большинства чешских танцев очень типичны вращения женские и особенно парные. Во многих танцах кульминацией является парное вращение на простых шагах, так называемый «обкрочак». Выполняя «обкрочак», исполнители стоят в паре лицом друг к другу. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Обе руки девушки — на плечах юноши. Начиная вращение, юноша делает боковой шаг левой ногой, девушка — правой. Шаги выполняются одновременно. Ноги присогнуты в коленях. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Для танца «вртак» также характерно парное вращение по кругу, но выполняется оно на подскоках. Танец «соуседска» — плавный, вальсообразный. Он построен на вращениях в паре и сольных женских вращениях.
На Карловом мосту в Праге можно увидеть женщину-привидение. Чехи знают, что ни при каких обстоятельствах с ней нельзя танцевать, иначе вы не сможете остановиться, и она затанцует вас до смерти.
Эти танцы называются «матэники», то есть путаники, так как в них меняется музыкальный размер. В некоторых местах Чехии в неприкосновенности сохранились древнейшие формы народной хореографии. Такими танцами особенно славится область Ходско. Здесь до сих пор танцуют под пение или волынку. Для танцев этого края характерны парно-массовые круговые композиции, шаги из стороны в сторону, притопы или соскоки на обе ноги по 6-й позиции, типичен перекрестный ход (правая нога ставится спереди накрест левой), заканчивающийся тремя притопами