О Чехии
А был ли Голем? Легенда о глиняном монстре!
Также читайте:
Вам нравятся старинные легенды европейских городов? Вот и в Праге есть своя увлекательная легенда о глиняном монстре Големе. Чехи утверждают, что его тень все еще бродит по древнему еврейскому кварталу Праги. Приведение великана ищет могилу своего создателя, а может просто успокоение или хочет рассказать всю правду своего создания испуганным прохожим.
Давно известны легенды и разнообразные фантастические истории, когда некие существа, восставали против своих создателей. А чего стоит хотя бы история Адама, сотворенного Богом, но предавшего своего творца, правда, во имя любви?!О причинах того, зачем раввину Леву понадобилось создать Голема, существует три версии: Голем был создан для помощи Леву по хозяйству, для проверки колдовского искусства или для защиты гетто от погромов.
Середина XVI столетия, Прага… у вечно гонимого всеми еврейского народа в столице Чехии – целый город, с дошедшими до нас синагогами и школами, зданиями, помнящими «золотой век», расцвет еврейской культуры. На малюсеньком кладбище, в одной из 80 тысяч могил, расположенных буквально друг на друге, похоронен ребе Йехуда Лива бен Бецалель (Лев). Главный раввин всех иудеев Праги, богослов и ученый, он понимал, что первопричина всех антисемитских выступлений – это никогда не утихающие слухи о том, что в еврейской маце – кровь христиан. Конечно, евреи-ремесленники или ученые – по-настоящему становились конкурентами для чехов. Но кого интересовала истинная подоплека конфликтов, причины злобной ненависти к бесправному народу?! Легче ограбить, убить, уничтожить…
Даже королевские указы не могли остановить насилие. Правда это или нет, но во многих литературных источниках, например в романе Г. Мейринка «Голем», в пьесе К. Чапека «К. V. К.» и опере Э. д'Альбера «Голем», говорится о создании именно ребе Львом глиняного человечка для того, чтобы спасти еврейский народ.
Местом обитания Голема называют Старо-Новую синагогу. По поверью, ее стены почернели в тот день, когда пал Иерусалим. Их чернота священна: у того, кто осмелится поцарапать стену, отсохнет рука. Стены вновь побелеют и засверкают в тот день, когда придет Мессия.
Ребе Лев вложил в его уста начертанное на пергаменте имя бога (шем). И ожил Голем. Так живо и красочно воспроизводится момент рождения будущего героя, предназначенного для выполнения прекрасной цели.
Интересно, что при своем появлении на свет он был небольшого роста, но при этом обладал необычайной силой. Одетое, как все люди, ничем не выделяемое из толпы, это рукотворное человеческое подобие не имело души, не говорило, но именно оно стало защитником евреев, избавив их от преследований. И все успокоилось в Праге, улеглись антисемитские волнения.
Долгие годы мирно и неспешно течет жизнь в еврейском городке. Она требует ежедневных, но совершенно других забот. И Голем готов выполнять любые приказания своего хозяина то ли потому, что еще при рождении был дан ему такой приказ, то ли просто ему некуда было деваться, то ли еще по каким-то неведомым никому причинам.
Предания описывают Голема как «человекоподобное существо выше животного, но ниже черта».
Взбунтовавшегося монстра раввин Лев легко усмирил, вытянувши изо рта шем. А многие исследователи считают, что именно этот эпизод послужил причиной, по которой создатели решили избавиться от Голема - слишком уж опасным стало для самих евреев это неуправляемое чудовище.
Расходятся сюжетные линии рассказов о Големе, когда повествование касается его последних мгновений жизни. Но весь процесс, казавшийся таким прекрасным и таинственным при оживлении Голема, повторился при его умерщвлении (с теми же участниками), но в обратной последовательности и не на берегу вольно бегущей реки, и не под звездным небесным шатром, а на чердаке Староновой синагоги.
Голем обладает сверхчеловеческой физической силой, не горит в огне, не тонет в воде, не подвержен ни мечу, ни болезням и, в случае необходимости, может стать невидимкой. На десять локтей над землей и на десять локтей под землей для него нет ничего ни сокрытого, ни невозможного для постижения.
Тем не менее, предание еще живет в народной памяти, люди верят в существование глиняного человека и рассказывают туристам, что каждые 33 года Голлема можно увидеть в еврейской части Праги. Внезапно появившись, он разгуливает по улицам и также же внезапно, затем исчезает прямо на глазах у прохожих. И сегодня бродят еще по пражским улочкам чудаки и романтики в надежде встретить Голема…
Был ли такой человек или это только миф, однако легенда о существовании монстра-защитника, который восстал против своего создателя, прочно вошла в пражскую мифологию, и Голему даже установили памятник на аллее Короля Марцинковского в Познани.
Комментарии: