Об ОАЭ
Долгий путь Emirates в Россию
Эта компания очень хорошо известна в авиационном мире и практически мало знакома отечественному турбизнесу. Что и понятно, ведь перевозчик из Объединенных Арабских Эмиратов с соответствующим названием Emirates не летает в аэропорты России. Те, кому все же довелось побывать на его рейсах, обычно взахлеб рассказывают друзьям и коллегам о каком-то суперобслуживании на борту и за его пределами. Но как выяснилось, арабская компания имеет неистребимое желание напрямую летать и в Москву. И хотя однажды эта попытка не удалась, руководство Emirates готовится, причем в ближайшее время, вновь выйти на такое привлекательное, хотя и не всегда предсказуемое российское направление. Об этом и многом другом нашему корреспонденту рассказал недавно приступивший к работе представитель авиакомпании в странах СНГ Джейхун Эфенди
— Так что все же представляет собой авиакомпания Emirates?
— Во-первых, Emirates была создана в 1985 году. Во-вторых, она является национальным перевозчиком Объединенных Арабских Эмиратов и одновременно Эмирата Дубай. В-третьих, это одна из наиболее динамично развивающихся компаний мира: ежегодный рост основных показателей ее деятельности составляет 15 — 20%. Интересно, что начинала Emirates с лизинга двух Боингов 737, а сейчас в ее парке насчитывается 39 бортов — новейшие В-777, А-310 и А-330, которые в прошлом году перевезли 7 млн пассажиров. Мы летаем более чем по 50 направлениям в страны Азии, Африки, Австралии, Ближнего Востока и Европы. В июне 2003 года запланировано открытие беспосадочных рейсов из Дубая в Лос-Анджелес, Чикаго и Нью-Йорк, проходящих, кстати, через Северный Полюс. Emirates давно получила признание как лидер индустрии авиаперевозок: четыре года подряд ей присуждается престижный приз «Лучшая авиакомпания мира» (по версии ОАО). Всего же компания имеет более двухсот различных международных наград.
— Уже давно у нас ходят чуть ли не легенды о каком-то особом сервисе на борту лайнеров Emirates.
— С первого же дня создания авиакомпании был осознанно взят курс на достижение наивысших показателей. Во всем, в том числе и по уровню сервиса. И действительно, в обслуживании пассажиров удалось добиться определенных, нередко и эксклюзивных результатов. Об этом можно долго рассказывать, но я ограничусь лишь одним показательным примером: Emirates первой установила индивидуальные телевизоры для каждого пассажира в салоне эконом-класса. Естественно, наиболее широкий спектр услуг представлен в бизнес- и первом классах самолетов компании. Среди прочего, для этих пассажиров предусмотрен бесплатный трансфер, причем как в аэропорту Дубая, так и во многих других аэропортах прилета.
— Emirates, как известно, в Москву не летает. Какова ваша задача как представителя компании по СНГ?
— Вопрос о полетах в СНГ руководство Emirates проработало еще в 1997-м. С того же года и по 2000-й компания три раза в неделю совершала рейсы в Баку. (Полеты были прекращены из-за низкой рентабельности.) Что же касается московского направления, то выход на него уже стоял в планах компании в 1998 году. Реализации намеченного помешал известный кризис. Но интерес к полетам в Россию и другие страны СНГ не пропал: для координации действий и проработки перспектив открытия прямых рейсов создан специальный отдел, который возглавил я. В настоящее время нами назначен ряд уполномоченных агентств продаж, которые выполняют и представительские функции. Сегодня они действуют в Азербайджане, Казахстане, на Украине и, естественно, в России, где назначенным агентством стала турфирма STB Tours. В ближайших планах — Узбекистан, Киргизия и, скорее всего, страны Балтии.
— Расскажите о сегодняшней стратегии Emirates в России.
— После неудачи с открытием регулярных рейсов в Москву у многих создалось впечатление, что рынок СНГ опасный и непредсказуемый. Моя задача, как я ее вижу, — восстановить положительный имидж России как крупнейшего рынка реализации воздушных перевозок, имеющего огромнейший потенциал. И чтобы мягко войти в него, авиакомпанией начата здесь представительская работа. И что интересно, когда я в прошлом году в первый раз приехал в Москву, то об Emirates знали лишь профессионалы. Я был удивлен, что даже в Питере во многих турфирмах авиакомпанию из эмиратов почему-то прочно ассоциировали только с чартерными программами. Поэтому наша основная цель — донести до представителей турбизнеса первичную информацию об уровне и возможностях компании.
— Тем не менее для по-настоящему эффективной работы на рынке любой авиакомпании необходимы прямые рейсы в намеченные пункты.
— Действительно, это так. Но мы пока работаем в системе offline: т.е. в случае, когда прямых рейсов в конкретную точку нет. Тем не менее у Emirates есть ин-терлайн-договоры с рядом авиакомпаний, летающих в ОАЭ. Это — «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Аэросвит», «Авиалинии Украины», «Эйр Казахстан» и некоторые другие назначенные перевозчики, выполняющие рейсы в Дубай. Они подвозят пассажиров, а мы отправляем их дальше по маршрутам.
— На ваш взгляд, какие полеты с посадкой в Дубае могут представлять интерес для российских путешественников?
— На российском рынке мы активно работаем немногим более двух месяцев, поэтому какие-либо заключения делать еще рановато. Пока обнаружился спрос на нетуристские направления — Индия и Пакистан, куда летают прежде всего граждане этих стран. Но это, повторюсь, не показатель. Перед собой мы поставили задачу — продвигать рейсы в Австралию, а также в отдельные страны Африки (ЮАР, Кения, Уганда, Танзания). Думаю, россиян также заинтересуют рейсы в Касабланку, на Маврикий, Мальдивы, в Шри-Ланку. Ну и, безусловно, уже проверенные — в Бангкок, Сингапур, Гонконг и Куала-Лумпур. Как видите, у Emirates весьма привлекательный продукт, включающий немало «топовых» направлений. Но чтобы донести информацию о возможностях авиакомпании до вашего потребителя, потребуется время.
— Джейхун, какую оценку российского рынка полетов в эмираты вы можете дать как специалист?
— На мой взгляд, главной проблемой на данном направлении, я имею в виду Emirates, являются чартеры. Те тарифы, которые на них сейчас установлены, для нас нереальны и неприемлемы. Компания Emirates — перевозчик достаточно высокого уровня, соответственно и цены у нас значительно выше чартерных. С другой стороны, этот видимый минус может вполне компенсироваться обширностью российского рынка: среди туристов и бизнесменов из России наверняка найдутся люди, готовые платить за сервис по-настоящему мирового уровня. Причем речь идет не обязательно о полетах в Дубай, но и об уже названных транзитных направлениях.
— Скажите, насколько вообще велик интерес,проявляемый российскими турфирмами к представляемой вами авиакомпании?
— Интерес есть, и немалый. После наших презентаций у отдельных специалистов наблюдался даже, не побоюсь этого сказать, легкий шок. Турагенты, видимо, не ожидали сколь обширен и разнообразен может быть наземный и бортовой авиасервис в целом. И, что обнадеживает, мало кого отпугнули даже высокие тарифы компании: профессионалы говорили, что наш продукт стоит таких денег.
— И в заключение расскажите о перспективах развития Emirates.
— Поскольку Эмират Дубай и сам развивается достаточно стремительно, его глава заинтересован также в укреплении позиций национального перевозчика. По планам, до 2010 года авиакомпания по объемам перевозок должна догнать ведущие европейские компании, такие как British Airways и Lufthansa. Для достижения чего решено приобрести партию новых самолетов на общую сумму около $15 млрд. Парк пополнят более 70 бортов А-380, А-330, А-340, В-777. Аэробус А-380 — лайнер нового поколения, двухпалубный, вместимостью 550 чел., впервые появится на маршрутах в 2006 году, и первым его эксплуатантом станет именно Emirates. Намечено приобрести 28 таких машин. Кроме того, сейчас в дубайском аэропорту для Emirates строится отдельный терминал. Ожидается, что годовой оборот аэропорта в 2010-м составит 30 млн пассажиров, 60% из которых будут клиентами Emirates.
— Планы конечно же впечатляют, но все-таки когда Emirates появится и в Москве?
— Сейчас трудно назвать точную дату. В 1998-м все вроде было точно известно, однако полеты так и не состоялись... Официально я заявлять ничего не могу, но если подойти к этому вопросу оценочно, то, думаю, это случится еще до 2004 года.
Беседовал Игорь Горностаев
"Авиановости", июнь 2002