Об ОАЭ
Ночи могущества
Первый в жизни Рамадан я отметил сразу после войны. Мы жили под Нижним Новгородом. Родители мои были мусульмане и, как все правоверные, держали пост (уразу) в месяц рамадан. Как только мне исполнилось девять лет, я тоже начал поститься. Правда, это было непросто: в доме не было часов и невозможно было в точности знать, наступил час поста или еще нет. Чтобы не ошибиться, мать с отцом вставали до рассвета и, полусонные, ждали, когда в утренних сумерках серую нить можно будет отличить от белой - как записано в Коране. Едва светало, со стола убирали еду. До наступления вечера в рот ничего брать не полагалось. Но иногда мать жалела меня, будила засветло и кормила завтраком. Я поднимал плач: как? почему? Я ведь уже взрослый и должен соблюдать четвертый из столпов ислама...
Голос Хасана Фехретдинова, имама-хатыба Исторической мечети, звучал вкрадчиво, будто хазрет не детство свое вспоминал, а ткал волшебную сказку. Белая чалма кивала в такт словам, черная чопа (накидка) вздрагивала от красноречивых жестов, а под чопой переливался шитьем парадный галстук, напоминая, что у мусульман праздничные дни -рамадан, месяц поста, добрых дел, радости и очищения.
Обычай поститься в рамадан известен еще с доисламских времен. В V-VI веках н. э. в Мекке этот месяц посвящали благочестивым делам, многие люди удалялись в горы, чтобы в уединении беседовать там со Всевышним. Из года в год этот обычай соблюдал и Мухаммед. В одну из ночей рамадана 610 года ему явился ангел Джабраил и указал на горящие в воздухе письмена: "Хвала Аллаху, который миров Господин". Так был ниспослан Коран и родилось новое вероучение - ислам. Мухаммед стал его пророком. Пост в девятый месяц мусульманского календаря был заповедан Кораном: "Рамадан есть тот месяц, в который ниспослан Коран в руководство людям, для различения добра от зла..."
На взгляд непосвященного, уразу держать легко. Есть, пить, курить, вступать в интимные отношения запрещено лишь в светлое время суток. Как только наступает ночь, можно ужинать, вдыхать кальян, любить женщин. Но десять часов без пищи и воды изнуряют человека. И тогда пост становится испытанием на терпение и выносливость. От него освобождаются младенцы и старики, беременные женщины и кормящие матери, солдаты и душевнобольные. Те же, кто постится, обязаны также воздерживаться от насилия, жадности, раздражительности и коварных мыслей. А к привычным пяти намазам добавляют шестой, тарави, - ночную молитву в мечети, во время которой прочитывается весь текст Священного Корана.
Но, несмотря на трудность поста, мусульмане во все времена ждали рамадана с нетерпением. Его приход совпадал с новолунием. В средние века в Мекке, чтобы не пропустить молодую луну, астрономы дежурили в обсерваториях. Как только в небе появлялся тонкий серп, они давали знак муэдзинам, и тут же город оглашался протяжным криком - азаном, призывавшим людей к посту и молитве. В Турции о начале уразы возвещали барабанным боем аль-мучхарати (барабанщики). Они же будили верующих на протяжении всего рамадана.
Сегодня в мусульманских странах о начале и завершении поста объявляют по радио и телевидению. В Москве же пользуются лунным календарем. В этом году священный месяц пришелся на период с 6 ноября по 5 декабря.
- Вот уже полвека, как я поднимаюсь в рамадан в пять утра, - рассказывает о своем распорядке дня Хасан-хазрет. -Легко завтракаю, срвершаю намаз и читаю молитву-намерение о посте. Часам к одиннадцати приезжаю в мечеть и до четырех занимаюсь делами, даже не вспоминая о еде.
В пятом часу на город спускаются сумерки и серая нить вновь становится неотличима от белой. Наступает ифтар -время, когда пост можно прервать. В из-разцово-белом, красными коврами устланном зале Исторической мечети вспыхивает хрустальная люстра. Верующие, исключительно мужчины, собираются вокруг стола с финиками и аква-минерале. Так, фруктами и водой, по преданию, прерывал пост пророк Мухаммед. За ифтаром следует вечерний намаз - ма-гриб, за магрибом - ужин. Для молящихся прямо на коврах под люстрой стелют скатерть, работникам мечети накрывают в столовой, под громадной фотографией Каабы (главное святилище ислама). На столах - беляши, хурма, пирожки, конфеты. Над столами - аромат жаркого. Хасан-хазрет радушно потчует гостей.
В эти дни на вечернюю трапезу принято приглашать родственников и друзей или самим отправляться в гости, дарить друг другу скромные подарки, раздавать нуждающимся милостыню. Так, в Исторической мечети сейчас стоит небольшой ящик для садаки - пожертвований. То и дело к ящику подходят люди и опускают кто сто рублей, кто - пятьсот. Ведь сказано в Коране: "Пост рамадана висит между небом и землей, пока не подана милостыня".
Но вот наступает Лейлят аль-Кадр - ночь ниспослания Корана, _иначе_- Ночь могущества. Она отмечается 27 рамадана (с 1 на 2 декабря), хотя точная дата ее неизвестна. В последние десять дней поста мусульмане, подобно Мухаммеду, ищут уединения, чтобы тоже остаться один на один со Всевышним. Женщины, отрешившись от домашних забот, предаются молитве, мужчины дают обет - сутки и более бдить в мечети, совершая намазы и читая Коран. - В эту ночь, - продолжает повествовать Хасан-хазрет, - Аллах решает на год вперед судьбу каждого из живущих на Земле, а с небес на землю нисходят ангелы, чтобы помолиться вместе с людьми. Сами же люди после этой ночи становятся чисты, как новорожденные.
Венчает пост рамадана Ид аль-Фитр, праздник разговения (5 декабря). На арабском Востоке его отмечают три-четыре дня, у нас - только два. Но и за это время верующие успевают многое: устроить праздничный стол и пригласить за него всех близких и дальних родственников, посетить кладбища и дома недавно погибших воинов (считается, что в Ид аль-Фитр души умерших навещают своих родных) и раздать закят аль-фитр - праздничное подаяние, равное стоимости хорошего обеда. Мужчины обязаны прийти на праздничную проповедь в мечеть и подвести итог посту - решить, достаточно ли добрых дел совершено в рамадан, очистился ли ты душой и телом, различил ли добро от зла. И если да, то в глазах Всевышнего молитвы и благочестивые дела такого человека возрастают семикратно.
Алсу Гузаирова
"Большой город", 29 ноября 2002 года.
Комментарии: