О Таиланде
Архитектура Тайланда
Также читайте:
Силуэт прангов Аруна господствует над центральной частью Бангкока. Вблизи эти пранги поражают филигранностью отделкии великолепным орнаментом, выполненным в серо-голубых тонах из фарфоровой и стеклянной мозаики.
Как и чеди, пранги небольших размеров почти всегда сооружались в крупных ватах. Группа таких ступ была. в частности, построена в дворцовом вате Пра-Кео. Иногда пранги завершали культовые центрические постройки.
Храмы и другие культовые здания с внутренним пространством представлены в Таиланде двумя основными типами: центрическими и базиликальными. Наиболее широко распространен последний тип.
Основным базиликальным сооружением в системе вата обычно является бот (рис. Планы таиландских храмов). В нем размещается основная святыня вата, чаще всего статуя Будды. Кроме того, это зал для молитвы монахов, проповедей и закрытых религиозных церемоний. Бот всегда стоит на обособленной платформе, границы которой отмечены восемью стелами, имитирующими листья священной смоковницы и охраняющими храм от злых духов.
Статуя нефритового Будды прибыла в Бангкок в 1778 году. 3 раза в год, по наступлению сезона, проводятся церемонии, в течение которых король сам меняет одеяние Будды. Нефритовый Будда является символом королевской династии.
Другие базилнкалыюе здание - вехан (индийское вихара)-более светского характера, предназначается для религиозных собраний не только монахов, но и других людей. Поэтому вехан в вате стоит открыто, без "охраняющих" стел, а статуи Будды в нем менее значимы, чем в боте.
Структура и декор ботов и веханов не отличаются друг от друга. Простейшие постройки прямоугольны в плане, входы расположены в торцах и ориентированы длинной осью с севера на юг или с запада на восток. Более сложные храмы имеют портики на торцах или обнесены колоннами со всех сторон. В крупных ботах и веханах два ряда внутренних столбов делят интерьер на три нефа. Иногда к зданию пристраивают два крыла, образующих род трансепта, и храм приобретает в плане форму латинского креста.
Несмотря на разнообразие размеров, пропорций, деталей и декора базиликальных зданий, в них можно проследить известную общность композиционных приемов, свойственную всему таиландскому храмовому зодчеству.
В строительстве самых различных культовых зданий широкое распространение получил принцип контраста белых, подчеркнуто грубоватых стен и цветной, покрытой филигранной резьбой по дереву крыши.
Таиландским храмам свойственны высокие, сильно профилированные цоколи, богато декорированные полихромные наличники окон и дверей, нередко украшенные мозаикой и позолотой. Особенно характерны крыши тайских храмов. Обычно они имеют ярусную структуру, как бы из нескольких двускатных крыш одна над другой. Часто нижние ярусы крыш имеют вальмы. Коньки крыш слегка прогнуты и напоминают бамбуковые прототипы. Завершаются они орнаментом, напоминающим головы экзотических птиц. Наиболее декоративные части крыши-фронтон и причальные доски, украшенные резьбой, позолотой и мозаикой. Кровля покрыта цветной, обычно красной и зеленой глазурованной черепицей.
В выходные, благодаря тому, что храм посещает большое количество верующих, в Ват Пра Кео многолюдно. Тем туристам, кто желает осмотреть все в спокойной атмосфере, лучше посетить его в будний день.
Стены ботов 11 веханов внутри обычно расписаны на темы Рамаяны, реже джатак. Конструкции крыши оставались открытыми и покрывались резьбой и орнаментальными росписями, преимущественно в красно-коричневой гамме с вкраплениями позолоты. С проникновением в национальную архитектуру Таиланда элементов западного зодчества в поздних постройках появляются подшивные потолки.
Примером простейшей базиликальной постройки может служить бот в вате Сабуа в Петчбури. Это прямоугольное в плане здание размером 7 Х 13,5 м с главным входом в торце. Один из крупнейших ботов Бангкока в вате По (Четупон), в противоположность боту Сабуа, представляет наиболее развитый образец базиликальной постройки периптерального типа с трехнефным интерьером. Размеры бота-29Х50 м (рис. Бангкок. Бот вата По. XIX в.).
Стремление к большей декоративности в храмовом зодчестве особенно заметно в центральных культовых сооружениях. Так, бот придворного вата Пра Кео в Бангкоке, где хранится главная буддийская святыня страны-нефритовый Будда, по своей структуре и размерам напоминает бот По. Но в вате Пра Кео не только крыша, но и стены, и колонны, и все детали этого бота покрыты богатейшей филигранной резьбой, лепкой, мозаикой, инкрустацией и позолотой.
В отличие от базиликальных, центрические храмы представлены в Таиланде в основном мондопами и прасатами. В мондо-пах хранились священные тексты или некоторые другие святыни, например, "Отпечатки ног Будды". Прасат предназначался для особо почитаемых изображений Будды. Специальные прасаты строились для тронных залов тайских королей.
Почти 80-метровый Ват Сакет до начала строительства небоскребов был самым высоким зданием Бангкока. Каждую первую неделю ноября здесь проводится большая ярмарка.
Образцом мондопа может служить Махамондоп конца XVIII в. для хранения священных текстов в вате Пра Кео в Бангкоке. Квадратное кубообразное здание окружено колоннами и богато орнаментировано мозаикой темных тонов. Изящная семиярусная резная деревянная крыша-это разновидность чеди с маленьким колоколом и высоким шпилем - йот.
Прасат, как правило, имеет крестообразный план. Каждая из ветвей креста перекрывается несколькими ярусами двускатных крыш. На их пересечении возводится венчающая башенка - в форме ступы.
Главным тронным залом королевского дворца в Бангкоке служит Дусит Маха Прасат. На его белых стенах с золочеными мозаичными наличниками окон и входов лежит многоярусная красная с зеленым черепичная крыша." Резные деревянные фронтоны позолочены. В центре крыши возвышается семиярусная, подобная чеди, башенка с высоким йотом.
В отличие от тронных прасатов, культовые прасаты венчали башенки в форме пранга. Такое же завершение имеет прасат Пра Тепедон в бангкокском вате Пра Кео (рис. Бангкок. Ват Пра Кео. Прасат Пра Тепедон. Середина XIX в.). Он был построен в середине XIX в. для статуи нефритового Будды, а позднее превращен в своеобразный "пантеон" статуй королей царствующей и сейчас династии Чакри. Крестообразный в плане прасат Пра Тепедон обнесен рядом колонн н декорирован резными деталями, мозаикой н позолотой.
Ступы и храмы в Таиланде были неотъемлемыми элементами ватов, то есть храмовых комплексов или монастырей. При разнообразии плановых решений ватов в их построении имеются некоторые закономерности. Планы ватов обычно были симметричными. Одна, а иногда и две оси симметрии, вдоль которых размещаются основные постройки, обязательны для вата или по крайней мере для его центрального ядра.
Не все отдельные комплексы, подобно Аруну, имеют центральную крупную доминанту, позволяющую судить о композиции комплекса. О композиционной структуре комплекса можно судить в большинстве случаев, лишь войдя за ограду. К числу наиболее лаконичных ансамблей с одной осью симметрии принадлежит Ват Сакет в Бангкоке (рис. Бангкок. Ват Сакет. План.). Вдоль оси, перпендикулярно .чруг к другу стоят бот и вехан. Весь комплекс окружен невысокой каменной оградой, прямоугольной в плане. Вторая, внутренняя ограда, в виде крытой галереи окружает бот. В этой галерее располагались десятки одинаковых позолоченных статуй Будды. "Галереи будд" можно встретить почти во всех ватах; одна из крупнейших галерей находится в вате Сутат.
На территории Сакета находятся также 12 небольших чеди, окружающих бот, и четыре саласа, представляющие собой крыши, приподнятые на столбах для защиты от солнца и дождя (Постройки этого типа широко распространены в Индо-Китае., например, бирманский зэят.).
В Таиланде существует разветвленная сеть гестхаузов. Комната в такой гостинице стоит 50-200 батов в день. На островах они выполнены в виде классических бамбуковых хижин. Западные туристы живут в таких хижинах месяцами.
Характерные для Таиланда изысканные саласы можно видеть в вате Соманат.
Иногда ват или основную группу его построек строили как центрическую композицию с двумя осями симметрии и главным сооружением вата на их пересечении. В вате Раджабопит в Бангкоке таким сооружением была золоченая чеди, стоящая в центре круглого двора. В другом бангкокском вате По, наиболее сложном в плане, в центре стоит бот, окруженный системой "галерей будд", с входящими в них четырьмя веханами.
Не всем таиландским ватам свойственна геометрическая композиция плана. Некоторые из них, складывавшиеся постепенно. обладают более свободной композицией. К числу таких ансамблей относится ват Пра Кео в Бангкоке, строившийся около ста лет начиная с 1782 г. Здесь принцип осевого, симметричного размещения основных построек сочетается со свободной расстановкой подчиненных сооружений. Две группы построек aaJa связаны единой композиционной осью север-юг. Центром южной группы является бот со статуей нефритового Будды, стоящий на главной оси. Ллро северной группы составляют Маха-мондоп, ступа Пра Ратаначеди и прасат Пра Тепедон, расположенные на одной оси, перпендикулярной главной оси, и образующие уравновешенную по массам композицию с Махамондопом в центре. Главная ось подчеркнута еще двумя симметричными павильонами у северного входа.
Прямоугольная площадка вата окружена традиционной галереей, расписанной на сюжеты Рамаяны. Живопись и скульптура занимают значительное место в композиции вата. Статуи демонов, львов, кинар (птицелюдей) и других фантастических существ охраняют входы в храмы, опоясывают основания построек, стоят как самостоятельные скульптуры.
Высокое мастерство строителей Пра Кео, сумевших сочетать в едином законченном ансамбле ряд разнообразных сооружений. ставит этот комплекс в число выдающихся культовых ансамблей Таиланда.
Гражданское зодчество феодального Таиланда представлено главным образом жилыми домами а также немногими королевскими дворцами, жилищами богатых феодалов и крепостными сооружениями.
Таиландские жилые дома возводили из дерева и бамбука. Основу дома составляет каркас из брусьев или бамбука. Пол был приподнят над землей для защиты от воды, змей и диких животных. Стены и перегородки делали из матов, изготовленных из расщепленного бамбука или специально обработанных пальмовых листьев. Теми же материалами покрывали крыши. Стены и крыши более зажиточного населения делали из досок, часто тиковых. Такой тип жилища, дешевого и приспособленного для условий влажного тропического климата, формировался на протяжении ряда веков и сохранился до наших дней.
Дерево было основным строительным материалом и для сооружения других гражданских построек, включая самые богатые из них-королевские дворцы. Описания королевских дворцов XVI-XVII вв. в Аютии и Бан Па Ине, а также незначительные остатки их свидетельствуют о том, что это были обширные комплексы построек различного назначения. Характер их планировки имел общие черты с планами развитых ватов. Парадные залы практически не отличались по своему облику от веханов, прасатов и моплопов, а жилые помещения напоминали обычные дома Гюгатых людей. Но благодаря своим размерам, богатству и выразительности архитектурного облика королевские дворцы занимали ведущее место в композиции таиландских столиц.
46-метровой статуей лежащего Будды в храме Ват По не одинока. Всего изваяний Будды в храме более 1000! Известен он еще и тем, что считается родиной тайского массажа. Там и сейчас расположена школа, в которой обучают этому древнему искусству.
С середины XVII в. в дворцовое зодчество Таиланда начали проникать мотивы западноевропейской архитектуры. Увлечение королей "западной экзотикой" привело к появлению в середине XIX в. причудливого Большого дворца Чакри (рис. Бангкок. Большой дворец Чакри. Середина XIX в.), центрального здания дворцового комплекса Бангкока, построенного английскими архитекторами в стиле Возрождения из белого и розового итальянского мрамора. Однако дворец не выглядит чужеродным элементом среди окружающих построек, так как он увенчан типичной таиландской крышей с тремя декоративными чеди над ризалитами.
Вместе с Дусит Маха Прасатом Большой дворец образует парадную группу дворцового ансамбля. С востока к ней примыкает комплекс жилых зданий и приемных залов. Это самые старые дворцовые постройки, мало отличающиеся по облику от описанных выше культовых зданий. Частью дворцового ансамбля являются королевские сады и придворный ват Пра Кео.
Близость дворцовой и культовой архитектуры феодального Таиланда явилась следствием художественного преломления идеи божественной власти короля, чье жилище строилось по тем же правилам, что и храмы-"жилища" богов. С другой стороны, и в храмовом и в дворцовом строительстве можно найти общие черты, идущие от национальных традиций возведения обычных жилых зданий.
Общность дворцовых и культовых построек особенно четко проявляется в характере их декоративного убранства. Широкое применение декоративной скульптуры, мозаики, позолоты, настенной живописи свойственно всей таиландской монументальной архитектуре.
Синтез скульптуры и архитектуры в Таиланде имеет различный характер. В одних случаях доминирует скульптура, а здание служит лишь своеобразным футляром для нее. Таковы храм Пра Монкол Бопит в Аютии, построенный в начале XVII в. над гигантской статуей сидящего Будды, и бот в вате По в Бангкоке, хранящий статую лежащего Будды длиной 46 м. Чаще же скульптура имеет подчиненное значение, подчеркивая отдельные элементы здания. Ряды пляшущих обезьян, демонов, птиц опоясывают основания ступ и зданий. Десятки скульптур сидящего Будды под крышами галерей создают ритмические декоративные пояса вокруг важнейших построек ватов. Большие статуи демонов-охранителей и священных животных акцентируют входы. Фронтоны выделяются барельефами, сплошь покрывающими тимпаны.
Национальные традиции таиландского зодчества с развитыми декоративными началами продолжают жить и сейчас несмотря на применение железобетона и стекла, завоевывающих все более прочные позиции в современном строительстве страны.
Комментарии: