О Таиланде
Архитектура Таиланда
Также читайте:
В чем особенности древней архитектуры Тайланда? Чем тайские ступы отличаются от ступ в других странах? Какие народы оказывали влияние на архитектуру Тайланда? Архитектура древнего и средневекавого Бангкока.
Архитектура Таиланда развивалась в сложных исторических условиях. Часть современной территории Таиланда, расположенная в долине реки Менам, в I- II вв. н.э. входила в государство Фунань.
В VI-XI вв. территория Таиланда входила в состав монского государства Дваравати. От этого времени сохранились единичные ступы и основания нескольких храмов, близких храмам древнего Пагана в Бирме.
В начале XI в. государство Дваравати было захвачено кхмерами и бирманцами, и территория центрального Таиланда стала окраинной провинцией Кхмерской империи.
В начале XIII в. в районах Сукотаи и Свангалока было создано первое независимое королевство Таи. Культура его унаследовала ряд черт кхмерской и отчасти мон-ской культуры.
В XIV-XV вв. Сукотаи была поглощена государством Аютия с одноименной столицей. К этому времени относится начало расцвета национальной культуры страны. Во второй половине XVIII в. Аютия была завоевана и до основания разрушена бирманцами.
В 1991 году старый центр Аютии внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Художественные и культурные традиции Аютии были подхвачены и развиты последним таиландским государством со столицей в Бангкоке (Таиское официальное название - Крун Тейп ("Город Ангелов"). Эти традиции продолжают жить и в наши дни, особенно в культовом строительстве.
Градостроительство. Градостроительство Таиланда изучено мало. Лучше других известны последние столицы страны Аютия и Бангкок.
Аютия была основана в 1350 г. на левом берегу реки Менам (Таиское название Чао Пья.) у впадения в нее рек Сак и Лопбури. Первоначально это была небольшая крепость, окруженная земляным валом, по верху которого шла изгородь из бревен. Город быстро рос и в конце XIV в. был обнесен новой кирпичной стеной высотой 6 и толщиной 3 м с 16 фортами и 36 воротами. Очертание стен следовало линии берега реки и имело форму неправильного овала. В северной части города находился королевский дворец, важнейшие храмы и общественные здания. На юге располагались торговые кварталы с многочисленными подворьями различных стран, которые вели торговлю с Аютией. К городу примыкали предместья, тянувшиеся вдоль берегов рек.
Основная масса городской застройки была деревянной, включая и королевский дворец. На ее фоне четко выделялись каменные храмовые комплексы с золочеными и белыми ступами. Большинство памятников Аютип XIV -XVIII вв. погибло во время бирмано-ташандских войн в XVIII в.
С 11 по 20 декабря в Аютии, в Историческом музее проводится ежегодная ярмарка, которая включает в себя представления, демонстрирующие особенности национальной культуры – световые шоу, концерты, выставки, конкурсы красоты и роскошь национальной кухни.
Бангкок был основан сразу после разрушения Аютии в 1767 г. в глубокой излучине реки Менам (рис. Бангкок. План центральной части города.). Выбор места диктовался стратегическими соображениями. На юге и западе городские стены шли вдоль реки. С востока они были защищены двумя рядами рвов-каналов.
Пранг представляет собой высокий храм в виде башни. Пранг является частью комплекса буддийского храма – ват. Современные пранги напоминают кукурузные початки. Наиболее яркий представитель расположен в Бангкоке. Это его символ – «храм рассвета» Ват Арун.
Широкую полосу вдоль берега реки занимали королевский дворец и важнейшие храмы, окруженные кирпичной стеной с фигурными зубцами. Планировка уличной сети определялась главным образом расположением ворот. Основная масса застройки была деревянной одноэтажной. Болотистый грунт не позволял возводить крупные постройки, поэтому в силуэте Бангкока выделялись немногие здания, среди которых крупнейшей была ступа храмового комплекса Арун.
Большое своеобразие городу придавали многочисленные каналы, застроенные домиками, стоявшими на сваях в воде, оборонительные стены с башнями и воротами, подобные тем, которые сохранились в г. Корате.
Наибольшее количество построек Бангкока относится к XVIII-XIX вв.
Архитектура доаютийского периода (VI-XIV вв). Памятники культового зодчества этого времени предшествовали формированию национальной архитектуры Таиланда.
Древнейшие сохранившиеся остатки памятников относятся к периоду государства Дваравати (VI-XI вв.). Они свидетельствуют о близости к монской культуре. В это время строились ступы различных типов и кирпичные храмы. Чаще других встречаются ступы с колоколом нолусферической формы и ступы в виде квадратных многоярусных пирамид, изрезанных небольшими нишами с изображением Будды. К числу немногих сохранившихся памятников относится нятиступенчатая ступа в Лампуне, построенная в 1218 г. (рис. Лампун. Ступв. 1218 г.).
К этому же периоду относится и формирование типа центрических зданий с внутренним пространством. Фундаменты храмов центрического типа были открыты во время раскопок на территории государства Дваравати.
В XI-XIV вв. в связи с завоеванием кхмерами государства Дваравати усиливается влияние кхмерской культуры. Наиболее характерные памятники этого периода сохранились в Лопбури. Они представляли собой преимущественно кхмерские каменные, реже кирпичные храмы башнеобразной формы - "пранги" - с небольшим внутренним пространством, перекрытым ложным сводом. Многие храмы сооружались в виде композиции из трех прангов, подобно храму Сам Йот, хорошо сохранившемуся до нашего времени. По-видимому, в это же время происходит формирование храмового комплекса - вата, тоже связанного с кхмерскими архитектурными традициями.
В XIII-XIV вв., в период существования первого таиландского государства Сукотаи, продолжалось формирование тайской национальной архитектуры. От этого времени сохранились руины первых известных образцов таких традиционных культовых построек, как бот, вехан, мондоп, получивших впоследствии широкое распространение в стране. В зданиях этого типа стены и столбы возводили из кирпича или камня, перекрытия делали из дерева, кровлю крыли глазурованной черепицей.
В этот же период получило развитие строительство двух типов таиландских ступ, обычно ориентированных по странам света (рис. Схема основных типов таиландских ступ). Первый тип-чеди (Часто чеди и пранг называют "пра-чеди" и "пра-пранг". Приставка "пра" означает здесь святой.), представляющий собой ступу со ступенчатым основанием, на котором располагается колокол, увенчанный конусообразным шпилем, ведет свое начало от индо-сингальских и мински-бирманских образцов; второй тип-пранг происходит от башен кхмер-ских храмов. Башнеобразное сооружение пранг состоит из ступенчатого основания, реликварной камеры и венчающей части в виде сильно вытянутой вверх пирамиды с закругленными гранями.
Самая большая ступа в Таиланде находится в Накхон-Патон. Ее высота на сегодняшний день составляет 120 метров и способна состязаться по высоте и возрасту только с самой большой ступой в мире, расположенной в Буднатхе, Катманду.
Архитектура феодального Таиланда XIV-XIX вв. Развитие Таиландского государства в XIV-XIX вв. шло медленно. Все это время в стране сохранялась феодальная монархия с неограниченной властью королей. Огромное влияние в стране имело духовенство, проповедовавшее буддийскую доктрину с ее незыблемыми канонами искусства. Все это обусловило консервативность форм таиландского зодчества и позволило рассматривать архитектуру страны XIV-XIX вв. как единое целое.
В архитектуре Таиланда ведущее место занимают культовые постройки. Как правило, они возводились из долговечных материалов-камня и кирпича с деревянными тиковыми конструкциями перекрытии. Культовые постройки делятся па два основных типа: ступы без внутреннего пространства или с маленьким интерьером в центре монолитного массива и здания с развитым внутренним пространством. К последней категории относятся храмы и другие культовые сооружения специального назначения. Культовые здания почти никогда не ставили обособленно, они были составной частью системы храмовых ансамблей или монастырей (ватов).
Ступы Таиланда как типа чеди, так и типа пранг, разнообразны. Их размеры и пропорции варьируются в широких пределах.
Классическим типом чеди можно считать три ступы дворцового вата Пра Срисанпёт в Аютии, построенные в конце XV- начале XVI вв. (рис. Аютия. Ват Пра Срисанпет). В этих ступах хорошо видно трехчастное членение. Первый элемент - сильно профилированное ступенчатое основание, составляющее около 1/4 высоты ступы, с четырьмя крутыми лестницами, ведущими к нишам с изображением Будды. В одной из ниш находится вход в маленькую реликварную камеру. Второй элемент чеди - колокол, также составляющий около 1/4 высоты ступы. Колокол увенчан характерным для Таиланда вытянутым конусообразным шпилем с профилировкой в виде многочисленных уменьшающихся кверху колец, стоящим па квадратном основании. Завершение составляет около половины высоты сооружения.
Ступы Пра Срисанпет были оштукатурены, в то время как другие чеди нередко покрывали позолотой и стеклянной мозаикой.
Чеди в системе храмового комплекса могли быть центральным сооружением подобно гигантской ступе Патомчеди в Након-Патоме или занимать подчиненное место.
Ступа Патомчеди высотой 115 м, построенная в VI в. (рис. Након-Патом. Патомчеди. Основана в VI в. Современный вид получила в XIX в.), относится к числу наиболее почитаемых буддийских святынь Таиланда. Она неоднократно перестраивалась, причем очередные обновления сводились к возведению вокруг старой ступы новой. Современный облик ступа приобрела в конце XIX в.
В Таиланде широко распространены и квадратные в плане чеди небольших размеров, занимающие подчиненное место в ансамблях ряда бангкокских ватов, в частности, ватов По, Сакета и др. Они имеют утонченный вытянутый силуэт и богато декорированы многочисленными профилями, лепниной и мозаикой.
В небольшом Сукотаи было построено более 20 храмов. Самым крупным из них был Ват Махатхат. Самого храма не осталось, но на его месте лежит камень датированный историками 1290 годом. Надпись на нем гласит: «На полях растет рис, в реках водится рыба, а наш король всегда добр!»
Часто встречается еще одна разновидность-круглые чеди, напоминающие по своему рисунку корону тайских королей. Такие ступы венчают небольшие здания и входные павильоны ватов. Круглые чеди имеют сложный силуэт и богатый декор.
Особенно характерны для Таиланда ступы типа пранг. Это специфические башне-образные сооружения с чрезвычайно развитым декором, состоящим из горизонтальных профилей, вертикальных раскреповок, скульптуры, барельефов, мозаики. Общая структура прангов, как и чеди, трехчастная. Нижний ярус, квадратный или восьмигранный в плане, представляет собой сильно профилированное ступенчатое основание.
На втором, основном ярусе расположена реликварная камера, в которую ведет дверь, находящаяся в одной из фасадных ниш. Основной ярус плавно переходит в венчающую часть в виде сильно вытянутой пирамиды с закругленной вершиной. Ступа завершается ажурной металлической короной. часто позолоченной и украшенной драгоценностями.
Ранние пранги аютийского периода имели массивный и относительно простой силуэт, близкий к силуэту кхмерских башен. Центральная ступа вата Буддасаван в Аютии, построенная в 1353 г., может служить примером такого пранга. Однако основание здесь более высокое, а венчающая часть изящнее, чем в характерных кхмерских прангах. Это свидетельствует о том, что развитие тайского пранга шло по линии усложнения силуэта и придания ему утонченности и устремленности вверх.
Бангкокские пранги - образцы специфических таиландских ступ с их характерным изящным вытянутым силуэтом. Крупнейший из них был построен в первой половине XIX в. в системе вата Арун на западном берегу Менама (рис. Бангкок Ват Арун. Первая половина XIX в.). Группа из пяти прангов, из которых центральный имеет высоту 74 м, приподнята на квадратной платформе. Основание центрального пранга занимает более половины высоты сооружения и состоит из трех основных уступов. На обходные галереи, идущие по верху уступов, ведут четыре крутые лестницы. Вдоль галерей тянутся ряды фантастических скульптур богов, великанов и обезьян. В отличие от ранних прангов, здесь нет входа в реликварную камеру. Только четыре ниши со статуями Будды на трехголовых слонах отмечают символический вход в нее.