Об Италии
Центр Рима
Также читайте:
Рим – это величественный город, который всегда был, есть и будет вечным. Взору путешественников здесь открывается вся история мира с самых древних времен и до нашего времени: холмы — свидетели республики, которая и сегодня остается образцом демократии; храмы и дворцы времен величайшей империи в истории человечества; катакомбы, скрывавшие первых христиан, соборы и церкви, прославлявшие христианство; сооружения Нового времени, такие как мемориал Виктора Эммануила, а также новшества последних лет – неоновые рекламные вывески, архитектурные проекты модернистов и автомобильные «пробки».
Бродя по улицам Рима, кажется, что видишь и переживаешь всю историю человечества от эпохи к эпохе. И невозможно поверить, что ты стоишь на том самом месте, где когда-то очень давно Ромул основал поселение, где властвовал Цезарь, где творили Микеланджело и Бенвенуто Челлини. Человек, который впервые попал в этот город, наверняка испытает ощущение собственной незначительности, и виной тому – величие, древность, и незабвенная слава Рима.Лучший способ познакомиться с городом – это как можно больше гулять по нему пешком. Но первая прогулка по Риму может повергнуть в отчаяние любого, потому как у этого города нет определенного места, которое могло бы считаться центром. И это особенно поразительно для страны, каждый город которой имеет центральную площадь. Изначально, Древний Рим практически полностью состоял из центра, все дороги древнего мира вели в его сердце – к имперским форумам. Но сегодня, центр города безвозвратно потерян, как бы подтверждая гибель Древнего Рима.
Вместо одного центрального форума, в Риме огромное количество площадей, которые разбросаны по всему городу, и человеку, впервые приехавшему в Рим сложно определить какая площадь самая важная. Лучше всего начать знакомство с Римом с его исторического центра – пространства между рекой Тибр на западной стороне города и вокзалом Термини — на восточной.
Скорее всего, в первую очередь вы захотите посетить Колизей – символ могущества Римской Империи. Расположен Колизей между холмами на месте искусственно созданного озера, которое осушили для постройки амфитеатра. На протяжении трех веков в Колизее устраивались бои гладиаторов, в XI веке он стал крепостью, а в середине XIV века в Колизее поселились религиозные братства. Здание Колизея разрушалось под воздействием частых землетрясений, пожаров, варварского отношения людей. Пытаться сохранить памятник начали только в XIX веке.
Колизей представляет собой постройку в виде эллипса. В центре здания расположена арена, предназначавшаяся для боев гладиаторов и травли животных. Места для зрителей располагались в 4 яруса. Распределялись места строго по социальной иерархии: чем выше положение – тем ниже место.
Пройдя вверх от Колизея по дороге славы мимо разрушенного храма Венеры и Ромы, вы подойдете к арке Тита. На северо-востоке от арки расположен Римский форум – политический, религиозный и торговый центр Древнего Рима. Однако в средневековье эта область была разграблена, а на месте Форума держали рогатый скот. И только в эпоху Ренессанса Форум получил новую жизнь. Главная улица форума – Священная дорога (via Sakra). Её считали священной, потому что она проходила мимо дома великого жреца к храму Юпитера, расположенному на Капитолийском холме.
В древности, Форум включал в себя восхитительную группу построек: храм Веспасиана (несколько колонн сохранились до наших дней), храм Согласия, Церковь св. Иосифа, Курия (резиденция Римского Сената), арка Септимия Севера, храм Сатурна, храм Кастора и Поллукса, Дом Весталок, храм Антония и Фаустины. В центре главной площади Форума Кампидолио, расположенной на вершине Капитолийского холма, возвышается памятник Марку Аврелию.
Неподалеку, всего в паре кварталов от Форума, расположен Квиринальский дворец — официальная резиденция Президента Италии. Изначально он планировался, как летняя резиденция пап. Строительство началось в 1570-х годах, но растянулось на длительный срок. В нем принимали участие многие выдающиеся архитекторы: Бернини, Фонтанэ, Мадерно, Фуга. На строгом фасаде, практически ничем не украшенном, ярко выделяется основной портал со статуями святых Петра и Павла, спроектированный Карло Мадерно. Внутренний двор – работа Доменико Фонтана, а лестница украшена фреской Мелоццо да Фолли. За дворцом расположен сад. Для проведения экскурсий во дворце требуется специальное разрешение.
Гуляя по Риму, обязательно стоит увидеть грандиозную Испанскую лестницу, состоящую из 138 ступеней. Она соединяет Испанскую площадь с церковью Тринита-деи-Монти на вершине холма Пинчо. Испанская лестница – творение архитектора Франческо де Санктиса, который тактично совместил лилии Бурбонов с орлом и короной – символами папской власти. У подножия лестницы расположена площадь с фонтаном.
Недалеко от Испанской лестницы находится Фонтан Треви – самый знаменитый фонтан в Риме, построенный архитектором Н.Сальви по эскизам Бернини. Небольшая площадь вокруг фонтана напоминает амфитеатр, заполненный зрителями, а сам фонтан – сцену, по центру которой мы видим бога Океана в повозке-раковине. Дно фонтана устлано монетами: по старому поверью, гости города, желающие снова вернуться в Рим, должны бросить в фонтан монетку, правой рукой через левое плечо, стоя спиной к фонтану. Но есть и еще одна традиция у туристов – нужно сделать несколько глотков воды из «трубочек влюбленных», расположенных в правой части фонтана.
Следующий пункт назначения – храм всех богов, Пантеон. Пантеон является самым древним зданием в Риме, которое полностью сохранилось до настоящего времени. Здесь похоронены многие известные итальянцы, среди которых Рафаэль, короли Умберто I и Виктор Эммануил II. Одной из главных особенностей Пантеона является отверстие в крыше, через которое в полдень в храм проникает настолько сильный световой столб, что он кажется вполне осязаемым.
Наибольшее впечатление этот храм производит, если смотреть на него сбоку или сзади. Тогда вместо аккуратного фасада взгляду откроются мощные, глубоко уходящие в землю, стены, покрытые шрамами и дырами. Именно здесь отчетливо ощущается, что этому сооружению более двух тысяч лет.
В трех кварталах от Пантеона расположена площадь Навона. В I веке до нашей эры на этом месте был стадион, определивший форму площади. В X веке, по приказу папы Иннокентия X, на площади был построен дворец — Палаццо Памфили. Рядом с дворцом была возведена церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, в честь святой Агнессы. С ней произошло невероятное: у 13-тилетней христианки, которую язычники выставили на поругание, мгновенно отросли волосы, скрыв наготу девушки. Голова святой хранится в реликварии в раннехристианской крипте, как и прах Иннокентия Х. Напротив церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне расположен шедевр архитектора Джана-Лоренцо Бернини — «Фонтан Четырех Рек». Фонтан представляет собой египетский обелиск, расположенный в центре, и 4 фигуры вокруг него, которые символизируют главные реки 4 частей мира: Нил, Дунай, Ганг и Ла-Плата. По краям площади расположены еще два фонтана: фонтан Мавра, созданный по проекту Лоренцо Бернини, и фонтан Нептуна. Также на площади расположен Палаццо Браски — дворец папы Пия V, в котором сейчас находится музей Рима. Площадь Навона очень популярна, здесь всегда много гуляющих, художников с мольбертами, бродячих жонглеров и фокусников. Она выглядит прекрасно в любое время суток и в любую погоду: шедевры барокко рядом со столиками кафе, молодые люди с гитарами, продавцы воздушных шаров, голуби, журчание фонтанов и музыка, звучащая на площади постоянно.
Севернее площади Навона расположена набережная реки Тибр. На набережной находится множество великолепных построек, но, прежде всего, стоит посетить Мавзолей Адриана, или Замок Святого Ангела. Пройти к нему можно по одному из древнейших мостов через Тибр – мосту Святого Ангела. Мавзолей Адриана множество раз подвергался грабежам и обстрелам, поэтому его пришлось укрепить, и в крепости – а именно так сейчас выглядит мавзолей – едва ли угадывается первоначальный замысел архитектора. По легенде, когда в Риме в 6 веке буйствовала эпидемия чумы, местные жители собрали торжественную процессию и пошли к храму, чтобы молить о милости Деву Марию. По преданию, на шпиль мавзолея снизошел ангел и в знак милости вложил свой меч в ножны. В честь этого чудесного события римляне возвели капеллу, а позднее установили статую Ангела на шпиле Мавзолея.
К западу от Замка Святого Ангела находится Ватикан — самое меленькое в мире независимое государство, с собственной армией, валютой, гербом, флагом, гимном и почтовой службой. Население Ватикана составляет несколько сотен жителей, его территория ограничена площадью Святого Петра, улицами Льва VI, Делла Сагрестия, Ватикано, Порта Анджелика и площадью Рисорджименто. Этот город-государство является сердцем христианства. Ватикан – живая легенда, здесь хранится бесценная сокровищница памятников архитектуры и произведений искусств, он хранит в себе реликвии христианства и творения величайших мастеров. Здесь находятся дворцы, музеи, административные здания, жилые дома, но главная достопримечательность Ватикана – Собор Святого Петра.
К собору ведет широкая главная лестница. У ее основания стоят огромные статуи апостолов Петра и Павла. Пройдя ко входу в храм по правой стороне площади, вы окажетесь у колоннады Бернини. Сквозь открытые двери в глубине видна лестница. В этом гениальном творении Бернини использовал эффект оптической иллюзии, благодаря которому снизу лестница кажется значительно длиннее, чем есть на самом деле, а когда на верхней площадке появляется папа – он кажется неожиданно большим и величественным.
Вход в собор с правой стороны виден сразу – к нему всегда выстроена большая очередь. В крытой галерее – портике – стоят две конные статуи. В собор ведут с разных сторон 5 дверей. Крайняя правая – Святая дверь. Она открыта только в Святые годы, в остальное время эта дверь замурована. К внутренней стороне двери прикреплен бронзовый крест. В начале Святого года дверь распахивается после проведения установленного ритуала, первым в собор входит папа. В конце Святого года ее снова запирают и замуровывают.
Центральные двери – бронзовые, они представляют собой не только художественную, но и историческую ценность. В верхней части двери расположены фигуры Богоматери и Спасителя, в средней – святые Петр и Павел, внизу – сцены казни апостолов, пирамида Гая Цестия, замок Святого Ангела и древнеримская пирамидальная гробница Мета-Ромули. Над дверями вы увидите барельеф «Иисус вручает Петру ключи от Рая», выполненный из мрамора скульптором Бернини. Собор дважды был разрушен огнем, и несколько раз восстанавливался, поэтому в его архитектуре присутствует комбинация стилей.
Рим – это город долгих прогулок. На каждом шагу вам будут открываться эпизоды истории и культуры человечества, он вдохновляет и наполняет всех своих гостей эмоциями и переживаниями. После посещения Рима вы привезете домой ощущение прикосновения к великому. Ведь Рим – это вечный город.