Об Италии
Архитектура Древнего Рима
От культуры Эллады до императора Константина
Также читайте:
Знаете, у кого древние римляне переняли художественное мастерство? Как можно использовать скульптуру в качестве пропаганды? Что делает Пантеон особенным храмом? Ответы на эти вопросы подтверждают давно известный факт, что искусство Древнего Рима является высшим достижением древней архитектуры.
Наследником художественной культуры Древней Эллады стал рабовладельческий Рим, покоривший Грецию во II в. до н. э. Римляне, познакомившись с мифологией, наукой, литературой и театром Древней Греции, высоко оценили творческий гений эллинских зодчих и скульпторов. Недаром знаменитый римский поэт Гораций говорил, что «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусство...». Однако Рим, прошедший за восемь столетий (с VIII по I в. до н. э.) путь от маленького, ничем не примечательного города до столицы громадного государства Римской империи, не только воспринял лучшие достижения искусства народов Ближнего Востока и Средиземноморья. Римляне внесли свой вклад в художественную культуру древнего мира.
Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.), когда были построены великолепные дороги, мосты и водопроводы. Римляне первыми стали использовать в строительстве прочный и водонепроницаемый материал - римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему сооружения больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко применяли наряду с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод и купол.
Имперский период наступил в конце I в. до н. э., когда Римское государство из аристократической республики превратилось в Римскую империю - мировую рабовладельческую державу, разнородную по этническому и социальному составу, сложную по хозяйственной и общественной организации.
Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства, сложившееся на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художественной культуры. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.
Римское искусство создавали не только римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.
Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой державы. Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) — время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.
Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пантеон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.
В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Первая – искусство конца принципата (III в.) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклектиана до падения Римской империи). В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских.Великая империя идет к концу, когда на трон садится Константин, первый император, официально принявший христианство. Античная религия окончательно изжила себя. После признания в 313 г. христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.
Константин перенес столицу империи на восток, в бывший греческий город Византий. Назван он был «новым Римом», или Константинополем. Отсюда начнет свою историю новое государство – Византия. Рим же оставался еще на протяжении двух веков центром западной части империи. Та же картина наблюдается и за пределами Рима, как в Италии, так и в провинциях. Античное искусство еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая в средневековое, становится только традицией.
Римская архитектура оказала значительное влияние на развитие мирового зодчества. Пространственный размах при цельности архитектурных комплексов, строгая лаконичность форм, суровая простота и законченность композиции, грандиозность планировки, выразительность образа — вот те важные черты, которые характеризуют одну из величайших архитектурных эпох.