Об Италии
Университеты Италии: от небольших сообществ до арен для интриг мировых властителей и церкви
Также читайте:
- Православие в Италии
- Итальянская школа в Москве
- Обучение в Италии
- Почему убили Джанни Версаче?
- Антонио Сальери — развенчание плохого образа
- Команда "Святой Франциск" — сколько в Италии Святых Францисков
- Апельсиновый карнавал — февральский праздник в городке Иврея
- Костюмированный футбол в городе Фиорентина
Хотите знать, где учились Петрарка, Данте, Боккаччо, Томас Бекет или Эразм Роттердамский? В каком университете женщинам впервые удалось получить высшее образование? За что семейство Медичи невзлюбило флорентийский университет? Где в первый раз появились Дома мудрости? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в данной статье.
Образование средневековых университетов связано с зарождением (или возрождением) городского уклада и развитием городской культуры. Наряду с величием и великолепием соборов, размахом и богатством рынков, стремлением путешественников и торговцев из Европы к покорению заморских и заокеанских территорий, университеты способствовали формированию научной и философской мысли, расширению кругозора граждан эпохи и сыграли значимую роль в истории европейского континента.Изначально университет означал не что иное, как корпорацию, сообщество, органическую и автономную группу людей, связанных едиными целями, задачами, чаяниями, и отличающихся от простых смертных определенными привилегиями и образом жизни. Некоторые университеты представляли собой корпорации учителей («maestros»), предлагающих свои знания; другие - сообщества студентов, объединенных единой задачей совместного овладения этими знаниями и решения чисто житейских и бытовых проблем: где и на что жить. Главная общая черта послушников и служителей средневековых Alma Mater - их принадлежность к clerici vagantes (в переводе с латинского - клерикальные странствующие студенты) - околоцерковному сословию, о чем и свидетельствовал их внешний вид - от одежды до прически.
Многие студенты, да и учителя тоже, кочевали из одного учебного центра в другой в поисках лучшей жизни - научной, учебной и преподавательской, материальной. Принадлежность к церковному сану имела для большинства из них чисто практическое значение. Священниками становились немногие, зато подобное положение предоставляло ряд юридических и других привилегий: участники системы подчинялись особым законам - они не подпадали под действие гражданских трибуналов, а переходили сразу под опеку церковной юрисдикции. С одной стороны, университеты являлись источником беспорядка и лицемерия, а с другой, - богатства и престижа для тех городов, которые дали им свое пристанище. Отсюда - многолетние разногласия и компромиссы, столкновения и последующие примирения в отношениях между городом и храмами науки.
Однако даже до начала подлинной университетской эпохи учебная жизнь Италии не стояла на месте. Еще во времена римской античности в некоторых городах - в Риме, Павии, Равенне - возникли первые учебные заведения университетского типа. А в X веке в Салерно была открыта медицинская школа, собравшая воедино древние традиции византийской, арабской и иудейской медицины. На XII век в Италии, как ни в какой другой стране, пришелся расцвет учебных заведений, созданных на базе и под надзором церквей и монастырей, но с месторасположением в пределах города.
Однако самый древний в Европе университет был основан в Болонье еще в 1088 году как первое учебное заведение, кующее кадры для средневековой юрис-пруденции. Идея его создания родилась спонтанно, по инициативе небольшой группы препо-давателей; подобным образом образовался и парижский университет. А в XII веке студенты становятся активной составляющей университета, полностью взяв в свои руки управление учебным процессом.Среди знаменитостей, сидевших за партой болонского университета, можно назвать Бекета, Данте, Боккаччо, Петрарку, Эразма Роттердамского. С зарождением университета Болоньи связана плодотворная деятельность знаменитых юристов Пепо и Ирнерио в первой половине XII века. Ирнерио, советник романо-германского императора Энрико V, как раз пребывал в Болоньи, когда до города дошел юс-тинианский правовой кодекс «Corpus iuris». Талантливый правовед первым имел возможность подробно изучить документ и составить его обширный комментарий. В тот же период в Болонье процветала школа канонического права под творческим руководством камальдолийского монаха Грациано, которого можно справедливо считать основателем этой дисциплины. Но основную славу университету принес Фридрих I, прозванный Барбаросса: именно он прибегнул к поддержке некоторых последователей Ирненрио для грамотного юридического обоснования проводимых им преобразований в империи.
Наряду с деятельностью в области права с XII века активно развивается медицинское направление: здесь преподавали Таддео Альдеротти, комментатор Гиппократа и Галена, а также некоторое время анатом Мондино де Льюцци. Первые в мире уроки по анатомии проходили в зданикАрхиджин-назио, что за собором Сан-Петронио, а в XVII веке здесь был открыт анатомический театр. Жители города хотели построить церковь, превосходящую по мощи Собор Св. Петра в Риме и по великолепию флорентийскую Сайта Мария дель Фиоре, но церковники решили пустить часть денег на строительство Архиджинназио. Поэтому собор так и остался недостроенным в угоду науке.
Из более поздней истории интересен тот факт, что университет Болоньи славился своим лояльным отношением к слушателям в женском одеянии. В XVIII веке в Европе двери храмов науки были практически закрыты для представительниц слабого пола. Однако в Болонье трем женщинам удалось все-таки получить высшее образование - Лауре Басси и Кристине Рокатти в области философии, Марии далле Донне - в области медицины. Со временем университет приобрел четырех лекторов-женщин, а чуть позже пять женщин университета стали членами Академии Наук. Особо яркой личностью была Лаура Басси, прошедшая нелегкий путь от слушательницы до активного члена и ученого Академии' Наук, не останавливаясь ни перед слабыми перспективами роста, ни маленькими, подчас издевательскими гонорарами, сочетающимися с чрезмерной эксплуатацией времени и труда.
Со временем самым знаменитым и важным учебным центрам страны папа или император даровали особый титул Studium generate - Всеобщего учебного заведения с правом присваивать высшие ученые должности, действительные в любой области Христианской империи. Очень скоро университеты становятся областью политических интересов властителей от мира и от церкви, причиной многих распрей и ареной интриг. Романо-германский император и король Сицилии Фридрих II осознает острую необходимость в формировании культурного сословия для нужд своего государства, однако он не хочет, чтобы потенциальные слушатели в период университетской подготовки покидали королевство, подвергаясь тем самым опасности стать жертвой враждебного ему политического влияния извне. Его опасения привели к тому, что в 1224 году в Неаполе был основан первый так называемый «учредительный» университет. За два года до этого, в 1222 году, собственный университет появился в Падуе, названный «отделительным», так как он был основан преподавателями из Болоньи, отколовшимися от основной школы в результате разногласий с властями города. Далее в университетской истории Италии четко прослеживаются эти две тенденции образования учебных центров - учредительная и отделительная, называемая еще «миграционной».
Университет Падуи тоже обладает заслуженной славой. Поначалу в нем действовали два факультета - юридический и медицинский, причем на втором, помимо науки врачевания, преподавали еще философию и либеральные искусства. В 1363 году здесь был открыт факультет теологии. Углубленное изучение аристотелевской философии, скрупулезные научные исследования в области медицины, первые шаги в гуманизации культуры - это лишь некоторые достижения падованской академии, которую Республика Сан Марко, приняв под свое крыло, превратила со временем в одно из престижнейших учебных заведений Европы. С самого начала своего существования университет славился своей медицинской, и особенно фармакологической школой. В стенах университета долгое время работал знаменитый Моднино, который оставил подробные комментарии трудов Авиценны, а также составил полный по тем критериям фармакологический словарь.
Далее университеты стали открываться один за другим: 1228 год - Верчелли, 1248 год - Пьяченца, 1303 год - Рим, 1308 год - Перуджия, 1318 год - Тревизо, 1321 год - Флоренция, 1342 год - Пиза, 1357 год - Сиена, 1361 год - Павия, 1391 год - Феррара, 1405 год - Турин, 1412 год - Парма, 1444 год - Катанья. Не все достигли максимального расцвета и славы, как, например, университеты Пизы, Павии, Феррары, Турина. Многие были учреждены лишь как ответ на интеллектуальный вызов других городов, или же ради престижа, и поэтому не удивительно, что их деятельность была недолгой или они не получили лавров своих конкурентов.
Интересна история флорентийского университета. Он был основан по модели болонского и с 1321 года объявлен Studium generale. В ту эпоху Флоренция, обладающая мощной экономической властью, придерживалась политики территориальной гегемонии во всей Тоскане, город жил в свое удовольствие, в то время как его соперники - Пиза и Сиена - все усилия направляли на развитие науки. Несмотря на то, что Флоренция может похвастаться, что в стенах ее университета преподавали Боккаччо, Гуарино и Филето, она никогда не достигла славы в учебной и ученой сфере: семейство Медичи, ненавидевшее университет за поддержку его политических противников, попросту натравили на него сообщество камальдолийского монастыря Сайта Мария дельи Анджели, представлявшее гуманитарную и культурную элиту области. В конце концов, в 1472 году основные факультеты переместились в Пизу, а за Флоренцией осталось только преподавание греческого языка и философии.
Первое упоминание об учебном заведении Сиены относится к середине XIII века. 26 декабря 1240 года издается указ Коммуны города, предписывающий выплату стипендий магистрам и преподавателям. Однако в течение более полувека заведение продолжает оставаться небольшой провинциальной школой, пока в 1357 году оно не было признано императором Studium generate, после чего университет функционирует успешно и эффективно и не теряет своего интеллектуального могущества даже после падения Республики Сиена. Период расцвета пришелся на конец XIV и начало XV веков: в город съезжались многочисленные студенты из разных городов Европы для овладения такими науками, как гражданское и каноническое право, медицина, логика, грамматика и математика. Доцентами университета были знаменитые ученые эпохи, привлеченные из разных европейских научных учреждений высокими гонорарами и многочисленными привилегиями.Особенностью сиенского университета было открытие единственного в то время «Casa delta Sapienza» - Дома мудрости, своего рода общежития для бедных студентов, обеспечивающего их не только бесплатным жильем, но и возможностью получать знания. Со временем, однако, это заведение превратилось в колледж для состоятельных иностранных студентов, и многочисленные документы свидетельствуют о том, насколько трудно было заручиться отличной рекомендацией, чтобы оказаться среди его слушателей.
После падения Республики Сиена в 1555 году жителям города удалось упросить воцарившееся семейство Медичи сохранить за университетом прежний статус. В 1590 году Медичи приняли еще одно предложение городских властей - утверждать университетских преподавателей на конкурсной основе, а не как раньше, по назначению суверена.
К концу XV века университеты уже действуют по всей Европе, однако время новых образований закончилось. Начинается долгий период университетского застоя, завершившегося эпохой Просвещения, реформами Наполеона и романтизмом. Новые, в современном понимании, университеты, появляются в XVII - XVIII веках, и даже находясь в тех же старинных стенах, они приобретают другие функции, отличные от тех, которыми были наделены их средневековые предшественники, сохранив, пожалуй, только прежнее название
ЛАРА АЛИМОВА
Italica, №7(9) август 2000 года.