Об Италии
Циркус Максимус
Кровожадные зрелища Древнего Рима
Также читайте:
Древний Рим – город воинов, город жестких нравов и вкусов. Жаждавшие зрелищ жители тянулись в амфитеатры, где на арене в смертельной схватке сходились люди и даже звери. Самой грандиозной ареной смерти был амфитеатр Циркус Максимус.
Римский народ проявлял свой воинственный дух не только на полях сражений, но также и в развлечениях. Не удовольствовавшись греческим театром, комедиями и трагедиями, римляне придумали себе более реалистичное и кровожадное зрелище. Сцены войны, иногда даже морские сражения, бои гладиаторов, бои быков и хищных животных, состязания колесниц - все это служило для развлечения римлян, особенно в период упадка империи. Где-то с эпохи Тарквиниев сохранилось предание о грандиозном амфитеатре, служившем для состязаний на колесницах.Если верить преданию, Циркус Максимус (Circo Massimo) был сооружен Тарквинием Приско на месте похищения сабинянок. Циркус занимал пространство свыше 600 метров в длину и 140 метров в ширину, в ложбине между холмами Авентин и Палатин. Это место когда-то называлось долиной Мурция. Первое строительство в долине Мурция восходит к эпохе Тарквиниев и связано с устройством системы каналов, позволяющей осушать почву. Возможно, в это время были построены еще несколько сооружений, но в дальнейшем время, стихии и внешние вмешательства нарушили их целостность.
Циркус Максимус потому так и называется, что он был самым большим амфитеатром в Риме, именно по его образцу строились позже подобные сооружения. Циркус представлял собой поистине колоссальное зрелище: он вмещал около двухсот тысяч зрителей и являлся ареной для состязаний колесниц и квадриг, происходивших пятьдесят раз в году. Можно назвать Циркус своего рода ипподромом гигантского масштаба.
С 500 г. на склоне холма Авентин располагалось еврейское кладбище, а с 800 года начинается бурная застройка этой территории различными зданиями: мануфактурами, жилыми домами, магазинами.
В Средние века пространство вокруг Циркуса превращается в сельскохозяйственную зону, в то время как в самом амфитеатре располагается диакония Сан-Лючия. Древний Циркус становится прибежищем многочисленных паломников. Восстанавливается башенка и некоторые другие постройки.
В 1122 году в Рим был проведен водопровод с морской водой, который пересекал Циркус прежде, чем впасть в Тибр.
Циркус являясь вариантом амфитеатра, представлял собой овальной формы «стадион» с длинными прямыми трибунами для зрителей, которые, закругляясь, образовывали амфитеатр, а центре которого была трехсводчатая арка. Сам манеж продольно разделяла стена, называемая «спина», с тремя шпилями, она была украшена колоннами, группами статуй, алтарями, маленькими храмами и двумя обелисками. Один из них сохранился: это египетский обелиск, который в настоящее время украшает Пьяцца дель Пополо. Два торца «спины» назывались «мете». Если мы будем двигаться от арены к выходу, увидим крытую галерею, анфиладу комнат, примыкающих к местам для зрителей. Арки имеют тройную структуру: с одной стороны - выход к местам зрителей, другая часть - тупиковая, а третья дает начало лестнице, которая приводит к крытой галерее, в которую выводятся внешние арочные конструкции.
На сегодняшний день Циркус является частью Римского Форума. Вот уже пятнадцать лет здесь ведутся раскопки и работы по укреплению разрушенных временем конструкций; в стадии разработки, например, находится проект обустройства внутреннего пространства Циркуса.
ЕЛЕНА ОНАЦКАЯ
Italica, №1(14) январь 2001 года.