Об Италии
Пинакотека Ватикана
Также читайте:
Термин «пинакотека» (Pinacoteca) имеет греческое происхождение, «pinaco» – это доска, картина, а «teca» - хранилище. у древних греков. Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. Древние римляне использовали термин для обозначения комнаты, в которой находились произведения искусства. Начиная с периода Ренессанса, название пинакотека стало использоваться для обозначения коллекций произведений живописи, открытых для публичного посещения. В наши дни пинакотеками называют картинные галереи.
Картины размещены в хронологическом порядке, начиная с необычайно ценных полотен проторенессансных художников, таких как Венециано («Мария Магдалина»), Витале да Болонья («Мадонна с младенцем»), Джунта Пизано («Св. Франциск») и римские монахи бенедиктинцы Джованни и Николо («Страшный суд», конец XI-началоXII в.).
Истории из жизни Св. Стефана Бернардо Дадди вводят нас в следующий раздел, где представлена живопись художников эпохи готики, в основном Джотто и его последователей. Среди картин великого тосканского мастера следует упомянуть полиптих Стефанески, выполненный во время его пребывания в Риме по приглашению кардинала Стефанески и предназначенный для одного из алтарей первоначальной Базилики Св. Петра. Этот полиптих является драгоценным камнем в венце творений таких прославленных мастеров как Симоне Мартини («Христос благословляющий»), Дадди («Мадонна Магнификат») и Джованни ди Паоло («Рождество»).
Присутствие в Риме другого великого художника Беато Анджелико отмечено полотнами Истории из жизни Св. Николая из Бари и «Стигматы» Св. Франциска, которые являются доминантой этого зала, где представлены также кар¬тины таких художников как Филиппо Липпи и Беноццо Гоццоли.
В следующем зале представлены два фрагмента уникальной фрески Мелоццо да Форли – «Вознесение», которая когда-то заполняла апсиду Церкви Св. Апостолов и разрушилась в XVIII в., а также его огромная настенная фреска конца XV в., украшавшая первоначальные залы Апостолической библиотеки и впоследствии перенесенная на полотно (Сикст IV, объявляющий Варфоломея Сакки префектом Библиотеки Ватикана). Мелоццо да Форли вводит нас в пору расцвета Кватроченто, где наряду с картинами зарубежных художников, таких как Лукас Кранах, автор драматического полотна Пьета, написанного в типично северной манере, представлены также полиптихи Карло и Витторе Кривели.
Но именно умбрийская школа предлагает нам наиболее выдающиеся произведения эпохи Возрождения, в числе которых Коронование Марии Пинтуриккио и Мадонна с младенцем и четырьмя Святыми Перуджино. Они вводят нас в один из самых интересных и прославленных разделов всей пинакотеки — зал, посвященный Рафаэлю с его непревзойденными шедеврами. Среди них Преображение, одна из последних картин, написанная великим урбинцем по заказу, полученному им в 1517 г. от Юлия Медичи, будущего папы Климента VII; «Мадонна из Фолиньо», выполненная по заказу Сигизмунда Конти, личного секретаря Юлия II и, наконец, десять гобеленов, сотканных в 1515-1516 гг. на фламандских мануфактурах по рисункам великого мастера и выставляемых в Сикстинской капелле по случаю заседаний церковных конклавов и других торжественных церемоний. Другой великий итальянский мастер Леонардо представлен в пинакотеке набросками к полотну Св. Иероним. Речь идет о произведении, которое представляется особенно важным, так как оно знакомит нас с техникой, используемой Леонардо: понятие светотени и композиционного построения.
XVI век дает широкую палитру художников, в основном венецианской школы, среди которых особо выделяются Тициан, автор проникновенного Портрета Дожа Николо Марчелло, и Веронезе. Эволюция живописи XVI в. закономерно приводит к проявлению тосканского и римского маньеризма, выразителями которого стали Вазари («Мученичество Св. Стефана»), Каррачи (Жертвоприношение Исаака) и Кавальер д’Арпино (Благовещение).
Расцвет искусства барокко находит свое выражение в творчестве таких художников как Караваджо, автора великолепного полотна «Снятие с креста», написанного им в начале XVII в., как Гвидо Рени (Распятие Св. Петра) и Доменикино (Причастие Св. Иеронима). Интерес представляют также залы, посвященные живописи XVII и XVIII вв., где представлены картины как известных итальянских мастеров, работавших в Риме (Пьетрода Кортона.Орацио Джентилески, Бачиччиа), так и зарубежных (Пуссен, Ван Дейк и Рубенс). И, наконец, раздел музея, посвященный живописи XVIII в. знакомит нас с творчеством художников Джузеппе Мария Креспи, Джаквинто и Донато Крети.