О Таиланде
Путешествие в Тайланд
Также читайте:
Чиангмаи - "Роза Севера"
Сегодня отправляемся в Чиангмаи (Chiang Mai). Бангкок из окна автомобиля по пути на автобусный вокзал понравился в этот раз больше, чем в день приезда. Административные здания, банки, коих множество, недавно построенные храмы, сады и парки с фонтанами - все это благоустроено.Да, тайцы строят красивые храмы и монастыри, но, кажется, меньше заботятся о собственных жилищах. Впрочем, рядом же бросаются в глаза и признаки неустроенности: бедные домишки, навесы барачного типа, неубранный мусор и т.п. Но нередко бывает, что полубедонвильные строения, где люди и живут, и работают, не свидетельствуют еще о бедности. Часто люди, обитающие в кажущихся нищенских условиях, имеют неплохой бизнес и порой предпочитают автомобиль (везший нас шофер сказал, что в Бангкоке ежедневно покупается до 400 автомобилей) благоустроенному жилищу.
Японские ученые выяснили, что неочищенный рис не просто полезен для здоровья, но также повышает память и интеллект. Они проводили над мышами простые опыты, которые явно продемонстрировали возможности риса. Всеx грызунов разделили на три группы. Первой давали обычный корм, в ежедневный рацион второй – добавляли белый рис, а третьей – неочищенный. Через некоторое время всех мышей бросали в огромный бассейн с водой и смотрели, кто из них окажется сообразительней и сумеет быстрее других своих собратьев найти дрейфующий плот. В результате многократных экспериментов выяснилось, что лучше всех в экстремальной ситуации ориентировались мыши, которые регулярно ели белый рис. И что самое интересное, с каждым разом грызуны находили "спасательный круг" все быстрее и быстрее. На взгляд ученых, это явно свидетельствует об улучшении памяти питомцев, и этот факт приписывается в заслуги именно рису.
От Бангкока до Чиангмая 700 километров. Автобус мчится на север. 9 часов пути мимо храмов и развалин древних дворцов, рисовых полей и полицейских постов, туда, где зеленые холмы возвещают о близости Гималаев. В сезон дождей одна из самых богатых житниц страны напоминает бескрайнее море с узенькими земляными островками-полосками да отдельными деревушками. Сотни миллионов саженцев риса затоплены водой.
Можно было лететь и самолетом - всего 55 минут. Но мы предпочли автобус: как-никак из его окна больше увидишь, лучше узнаешь страну.
Как бы ни был долог путь, он когда-нибудь кончается.
Вот и Чиангмаи - второй по величине город после Бангкока. Край изысканной красоты, потрясающе красивых гор, подернутых утренней дымкой, и изумрудного цвета рисовых полей. Быть может, не случайно статую Изумрудного Будды нашли именно здесь и так самозабвенно ей поклоняются: рис - это хлеб страны, он кормит всех.
Это и край удивительно радушных людей с прекрасными манерами, глубоко религиозных - здесь более 1100 буддийских храмов. А сам город сохраняет свое естественное очарование, рождаемое удивительным сочетанием уникальной природы "северных" тропиков и древних культурных традиций, воплощенных в дереве и камне. Словом, только побывав там, можно понять, почему Чиангмаи зовут "Розой Севера".
Температура в Чиангмаи плюс 33. Облачно. Начал накрапывать дождик. Скоро всех встретил шикарный отель "Суривонг", принадлежащий всемирно известной компании "Новотель". Гостиница прекрасная. Номер удобный. Все выдержано в старом англо-колониальном стиле. Деревянная отделка стен, кровати, кресла, столики, шкафы, - все в мягких светло-коричневых тонах, с запахом сандала.
Хотелось поскорее выйти в город, но лил дождь. Впрочем, пока разобрались с вещами, дождь прошел, и тропическое, хотя и более северное солнышко вытащило нас наружу. Здесь также много высотных домов, но все же он не производит впечатления современного города. Быть может, потому, что мы предпочитали бродить по старым районам?
Первое, что привлекло внимание на улице Лои Кроа (Loi Kroa), по которой пошли в центр, окруженный каналом, - маленький монастырь с чудовищными собаками на воротах. Этаких страшных еще не приходилось видеть. Мы вошли в ворота и обнаружили, что это одновременно что-то вроде кладбища, - место тенистое и по-своему уютное. В тени деревьев храм. Архитектура храма и очертания фигур и символов позволили предположить бирманское влияние. Побродив по дорожкам, прошли мимо монастырской школы. Через открытые окна доносился голос педагога. Мальчишки, облаченные в желтые одежды, отвлекаясь от урока, смотрели на нас с любопытством. Молодой монах развешивал близ колодца выстиранную одежду. В зелени пальм и других растений, заполнявших внутренний двор монастыря, распевали птицы. Царивший покой умиротворял. Покинув это место, дошли до канала, опоясывающего старый город. Канал - древний ров, некогда вырытый вокруг городских стен. За 200 лет войны Таиланда с Бирмой от фундаментальных укреплений Чиангмаи почти ничего не осталось. Видны лишь остатки или отреставрированные части городской стены. Рвы же повсюду сохранились. Они наполнены водой, бурно зарастающей растительностью. Время от времени жители расчищают их.
В Чиангмаи довольно много старинных деревянных домов, окруженных тенистыми садиками.
В XIII веке, повествует легенда, когда предки нынешних тайцев покинули Южный Китай, их правитель Манграи основал королевство Ланна - одно из первых на севере Таиланда. В 1262 году он заложил здесь Чианграи - столипу нового государства, которое в XTV веке включало также территории современной Бирмы и Лаоса. Бронзовая статуя Манграи, основателя города, возвышается у того места, откуда берет начало шоссе 110. Это один из старейших городов нынешнего Таиланда.
Сегодня Чианграи зажат в клинообразном участке, граничащем на западе с Мьянмой (Бирмой) и на востоке - с Лаосом. Он практически находится в центре ныне печально известного "Золотого треугольника" - "международной" зоны на территории этих трех стран, откуда дельцы наркобизнеса, не знающие границ, поставляют основную долю опиумного мака в азиатском регионе.
В Чианграе находятся несколько буддийских храмов. Наиболее известные - Пра Синг и Пра Кэо, где впервые была обнаружена статуя Изумрудного Будды. В 1648 году город захватили бирманцы и удерживали его под своей властью до 1786 года.
Войны, которые вел Манграи, и присоединение к королевству новых земель вынудили его перенести столицу в центр государства. Так в 1296 году возник еще один город - Чиангмаи, в 182 километрах к югу от Чианграи.
Один из крупнейших монастырей в старой части города - Ват Чеди Луанг (Wat Chedi Luang) с 60-метровой чеди. Здесь старинный храм и множество небольших кумирен. Не успели войти в ворота, как к нам пристал человек, назвавший себя бывшим монахом. Не дав опомниться, он потянул к какому-то толстенькому китайскому Будде. Тут же, вытащив из сумки грязный листок бумаги, стал чертить какие-то линии, писать цифры и из всего этого вывел нам гороскоп. Предсказания такие же, как у отечественных цыганок. Выяснилось, что он еще и "коллекционер" банкнот. Чтобы отделаться от него, дали 10 батов. Тот стал "канючить" более крупную купюру, но "остался с носом".
На фронтоне одного из небольших храмов монастыря стоял павлин с распущенным оперением. Из справочника узнали, что вроде бы на этом месте был царский дворец. В четырехугольнике старого города - "храм на храме", "монастырь на монастыре".
Не так давно все было в запустении. И лишь несколько лет назад началась интенсивная реставрация храмов, монастырей, - вообще усиление буддийского культа.
Переходя из улицы в улицу, зашли в небольшой монастырь Вонг Шу Тхге (Wong Shu Thge), где лицезрели Будду с нимбом вокруг головы.
Умилительны усадебки в зелени садов по сторонам улиц. Там прохлада и уют. Видно было, что все содержится в порядке и чистоте.
На самих же городских улицах жарко. Несколько утомленные зашли утолить жажду в небольшой, чрезвычайно чистенький уличный бар. Заказали минеральную воду и пиво. Пиво подали в кружке молочного стекла. От цвета сосуда пенящееся пиво казалось еще холоднее.
Дальнейшее паломничество совершили в монастырь Ват Пра Синг (Wat Pra Sing) в западной части города. Здесь хранится третья легендарная статуя Будды Сихинг. Главный храм и другие поменьше скрыты в густой зелени. Монахи, в основном молодые люди, тщательно заботились о деревьях и посадках в садах.
Большая группа молодых людей и мальчиков, облаченных в монашеские желтые одежды, возилась у берега пруда, очищая его от водорослей и тины.
Время подходило к шести вечера. Ориентируясь по заходящему светилу, пошли от него в противоположную сторону - прямо на Восток. Попали в квартал довольно богатых деревянных домов с усадьбами, кудахтавшими курами, с петухом, хрипло голосившим что-то "не по-русски".
Молодая женщина и девушка приспособлением на длинной палке срывали с дерева какие-то плоды. Мы остановились, заинтересовавшись. Тут же в подарок нам преподнесли один из плодов. Это был плод манго той степени зрелости, какая требовалась некоторым царским женам.
Вышли из старого города и, перейдя ров-канал, вспомнили, что не плохо бы и пообедать. На его берегу нашли ресторан, заманивавший гирляндами разноцветных лампочек. Он назывался "Каи Тонг". Первое, что обнаружили здесь, - множество комаров. Большую часть ресторана составляла обширная веранда под древесным шатром. На стволах деревьев были развешаны черепа буйволов, так что рога победоносно нависали над столиками. Но главное, чем он отличался, - то, что он, оказывается, как сказано в меню-рекламе, единственный в мире ресторан, где вам могут подать изысканные блюда из змей, крокодилов и прочих пресмыкающихся.
Посетителей в ресторане не было.
По легенде, Менграй основал город Чианграй в 1262 году на берегу реки Кок на том месте, где Менграй нашёл убежавшего слона. В 1317 году Менграй, согласно преданию, погиб от удара молнии.
Змеиные "стейки" заказывать не стали. Попросили тайский рыбный суп, курицу с миндалем, рис, пива и заварить чай.
После обеда слуга любезно предложил помыть, очистить и порезать "подарок". Оказалось, что это манго совсем не то, что можно купить в Европе - сладкий, истекающий липким соком плод. Наш "подарок" был зеленый, с кисловато-терпким вкусом, с деревянистой мякотью. Тут-то и вспомнились прихоти супруг тайских властителей.
В тропиках день быстро сменяются ночью. Мы шли в гостиницу мимо ярко освещенных лавочек. В одной из них был антикварный магазин с массой резных из дерева скульптур. Остановились. Пытались найти наиболее "зверского зверя", представляя себе как было бы хорошо приспособить что-нибудь страшное, с раскрытой пастью и сверкающими яростью глазами к дверям квартиры или офиса - "во устрашение" напрошенных гостей.
Пришли в отель, когда на улице стояла тьма, "хоть глаз выколи". Но прямо против гостиницы ночной мрак разгоняло море электрического света: начал торговлю "Ночной рынок". Переоделись и отправились полюбопытствовать на эту достопримечательность Чиангмаи.
Чего только "на усий ярмарцы" нет, писал когда-то Гоголь про Сорочинскую ярмарку Николай Васильевич не бывал на ночном базаре в Чиангмаи. Великому писателю Земли Русской не хватило бы, возможно, перьев, чтобы описать это торжище.
Все огромное пространство, начиная от нашей гостиницы и продолжаясь в необозримую даль, расцвеченное электрическими огнями, на уровне земли и под землёю, занято тысячами и тысячами магазинчиков, лавочек, палаток, прилавков. Разделенные улицей, запруженной лотками мелочных торговцев, два крыла этого огромного базара над землей были покрыты гигантскими тентами. Под землей он переходил в лабиринт улочек, переулков, закоулков. Людской муравейник продает, покупает, тут же творит нечто новое на продажу.
Продается все, что сделано на Севере, Юге, Западе и Востоке. Богатые, шитые золотом ковры из Бирмы, шелка Китая и Сиама, других стран, ткани, коими славится Таиланд, бронзовое литье, золотые и серебряные изделия, одежда, обувь, игрушки - всего не перечислить. В подземном этаже множество художников и художниц писали портреты с натуры и с фотографий. Их работы стоят того, чтобы не только любоваться; они по-настоящему художественны.
Проходя к себе в номер через ресторан и вестибюль, увидели, что в пустом, без единого посетителя кафе концертировало музыкальное трио. В таком же пустом, роскошном вестибюле другой концерт: пианистки и певицы. И там, и тут артисты трудились, безусловно обладая талантом и мастерством.
Завтракали на следующее утро в великолепном гостиничном ресторане - завтрак входил в стоимость номера.
Солнечно. В тени плюс 37. Подрядили такси за 80 батов и отправились за город, в монастырь Ват Йет Йот (Wat Jet Yot). Монастырь основал в 1455 году набожный король Тилокарат в тысячелетнюю годовщину смерти Будды. При постройке выдерживался индийский стиль. В XV веке монастырь стал центром духовной жизни Северного Сиама. Храмы и другие монастырские здания щедро покрыты и украшены золотом. В 1656 году бирманцы разграбили и разрушили Ват Йет Йот, оставив надолго заросшие джунглями руины, которые только теперь очищены от лесных зарослей и постепенно реставрируются.
Наиболее примечательное место здесь - храм с семью шпилями, составлявший главную святыню монастыря. Храм сильно поврежден, хотя сохранились настенные горельефы, искусно выполненные из мрамора. Теперь перед этим древним храмом возведен новый. Как раз на его ступенях мы и сидели, оберегаемые двумя зубастыми драконами, глаза и чешуя которых отливали зеленым и золотым, оглядываясь вокруг.
Вокруг этих храмов, древнего и нового, - несколько конусообразных, со шпилями "пра чеди", для нас не совсем ясных построек из массивного камня. Их шпили вероятно в свое время были позолочены. Около одной из них увидели надпись: "Phra Chedi containing King Ti-Logaraja built in 1487". По всей видимости в этих "пра чеди" помещены кремированные останки царей. Между деревьями, оставшимися после вырубки джунглей, на основаниях древних зданий установлены позолоченные изваяния Будд. Золотые композиции фигур и символов очень красивы в окружении зелени.
Несколько в стороне белел небольшой домик монахов с цветущим садиком вокруг.
Появилось желание поехать еще дальше от города - в горы, где виднелись золотые шпили монастыря Ват Дои Сутеп (Wat Doi Suthep).
У выхода стояло несколько автомобилей, видимо, ожидавших привезенных ими туристов. Из-за того, что ни водители, ни мы друг друга не понимали, было не легко, но мы все же договорились с одним из них, что он довезет нас до монастыря в горах, подождет там с часок, а потом отвезет в Чиангмаи. 200 батов - хорошая цена, и договор был заключен.
Монастырь находился на высоте 1050 метров. Ехали через густые джунгли. Дорога была очень хорошая, но со многими поворотами и потому порядочно швыряло из стороны в сторону.
Внизу под монастырем базарчик. Тут напились кока-колы. Затем маленький вагончик поднял нас вместе с другими "пилигримами" в монастырь. Туда вела и лестница: около 300 ступенек (мы спустились потом по ней). Вагончик поднимался на канатах сквозь лес. Не было ни кондуктора, ни даже "водителя". "Доброхотное подаяние" за подъем в - 5 батов. Желавшие подать монастырю больше могли опустить свое подаяние в ящик, стоявший у выхода из вагончика на "платформу", то есть монастырский порог.
До нашего слуха сразу же донесся перезвон колоколов. Белизна монастырских зданий, яркость раскраски всевозможных символических фигур, блеск золота храмовых шпилей и статуй Будды ослепили нас. В золотой чеди хранится реликвия Будды. Цветущие деревья смягчили этот блеск, а ординарные фигуры монахов в оранжевых одеяниях вернули воспаривший было дух на грешную землю.
Монастырь, построенный в XVI веке, недавно реставрирован и блестит, "как новенький червонец". В нем несколько красивых храмов. Центральный возвышается над другими огромным куполом, вытянутым в небо остроконечным шпилем; и купол, и шпиль - золотые.
Один из нас был в шортах. Не успел он сделать и нескольких шагов по монастырю, как на него напялили широченные синие штаны.
С монастырской горы открывался вид на долину, где лежал Чиангмаи. Ряд колоколов разной величины располагался на низкой звоннице около стены главного храма. Хотя надпись и запрещала туристам их трогать, они не очень-то с этим считались. Вот почему мы слышали колокольный перезвон, внушивший было нам "монастырское настроение".
У входа в один из храмов стояли два изваяния белых слонов. Согласно легенде, на месте храма был найден священный белый слон. Удивительно роскошными выглядели розово-фиолетовые цветы на одном из деревьев. Лестница, по которой спускались из монастыря, вызывала какой-то мистический трепет: перилами ее служили тела огромных зелено-желтых змей Нагов с шестью головами у ее основания, с разинутыми пастями и электрическими лампочками вместо глаз.
На обратном пути познакомились с французами, которые присоединились к нам, чтобы успеть осмотреть близ Чиангмаи фарфоровую фабрику, славящуюся своими изделиями.
Дорога прекрасная. Ее построил настоятель монастыря и тем самым открыл священную обитель для туристов, а монастырскую "калиту" для усердных жертвователей. Кругом - переплетения деревьев и разнообразных кустарников. Гигантские травы делали джунгли еще более непроходимыми. Лес тропиков раскинулся пышно, зеленым маревом окутывая холмы. Над дорогой временами повисали огромные лиловые цветы.
Жара не спала, когда шофер с шиком подкатил к подъезду нашей гостиницы в Чиангмаи.
До самолета, которым вечером улетали в Бангкок, еще было время. Имело смысл еще побродить по городу и зайти в не осмотренные старые монастыри. Один из них - Чианг Ман (Chiang Man) - основан в 1292 году, одновременно с самим городом. Здесь хранятся как величайшие ценности 25-сантиметровая мраморная статуэтка Будды Сила, созданная на родине Буддизма, и небольшая кварцевая статуэтка Сетангамани. В его главном храме монахи готовили что-то к молитве.
Перед дверями другого храма висело объявление: "Женщинам входить нельзя". Древнейший храм в руинах замечателен тем, что по всему его периметру выставили вперед головы и клыки слоны.
Самолет был полон. Стюардессы предложили газеты и платочки, пропитанные горячей водой с ароматом лотоса. Как только поднялись в воздух, подали ужин: сильно поперченный кусочек курицы, пирожок и два сердечка желе разного вкуса, после - кофе. Полет продолжался 55 минут. В 8 вечера самолет опустился в Бангкоке. Плюс 33 градуса.
На улице очень жарко. Нам говорили, что этими днями температура на солнце обычно доходит до 45-47 градусов.
Этот день, совпавший с праздником Первого Мая в Бангкоке был отмечен митингом с участием премьер-министра.
Против ожидания все было спокойно, и мы сравнительно легко подрядили "тук-тук" довезти за 50 батов в торговый "Сиамский" центр. На водителя "тук-тука" стоило посмотреть. Это был самый настоящий дед, старенький, безволосый, беззубый, но благодушный, улыбчивый, переговаривавшийся с водителями всех встречных "тук-туков". Машина у него тоже старенькая, обвешанная какими-то мешочками с неизвестным содержимым, многочисленными амулетами. При всем этом тоже старенькая одежда нашего деда была чисто постирана.
Дед не совсем понял, что именно нам нужно, и потому высадил нас на большой улице в Сиамском районе. Нам же нужен был магазин "Narayahaphand", где можно было бы купить специфические "тайские" вещи." Нарайяхапанд" - очень большой национальный магазин. В нем много красивых вещей: сувениров, изделий из дерева, драгоценных металлов, бронзы, замечательная мебель.
Совершая покупки в таком городе как Бангкок, да и в других, остерегайтесь "пик-покетов", по нашему - карманников. При возможности они не упустят применить свое искусство. Так что будьте осторожны.
В магазине оказалось приличное, к тому же прохладное и почти без клиентов, кафе. Съели салат с ветчиной и с рисом вместо хлеба, освежились стаканчиком пива. Салат был поистине тайский: изо рта пламя, в животе адский огонь...
При выходе из магазина стояла картонная фигура танцовщицы с вырезом для лица, - для тех, кто пожелал бы запечатлеть себя в таком виде.
Неподалеку, на углу двух больших улиц, внимание привлекло собрание людей вокруг украшенного цветами и обставленного горевшими свечами некоего священного места. Гремела музыка и в ее ритме исполняла религиозный танец группа молодых женщин в национальных костюмах - настоящие, не "картонные" танцовщицы.
На следующее утро предстояла увлекательная поездка на крокодиловую ферму Сама по себе она мало чем отличается от аналогичных в других странах. Здесь выращивают 45 тысяч этих земноводных пресмыкающихся ради их кожи - ценного и дорогостоящего сырья для туфель, дамских сумочек, портмоне, многочисленных сувениров и... на мясо для любителей деликатесных блюд. Доходы она приносит значительные: небольшая сумочка может стоить от 100 долларов и выше.
Интерес туристов вызывает прежде всего весьма эффектное и студящее кровь шоу с крокодилами. Два молодых человека, подчас действительно рискуя жизнью, обращаются с этими абсолютно непредсказуемыми животными более чем вольно.
По этой же дороге на Паттайю находится и парк "Мир сафари". Это зоопарк под открытым небом, где в открытых вольерах обитает масса различных животных тропиков, саванны и джунглей. По территории парка можно передвигаться на автомобиле или автобусе. Рядом же - Морской парк с морскими животными, где можно увидеть шоу с дельфинами.
Наше "бродяжничество" по Бангкоку, поездка на север, экскурсии по святым и историческим местам невольно вновь и вновь заставляли задуматься о странных превратностях развития туристического бизнеса, особенно в Таиланде. Сегодня эта страна по праву считается туристической жемчужиной Азии и занимает первое место в этом регионе по числу туристов и качеству их обслуживания. Но всего лишь каких-то 30 лет назад трудно было представить, чтобы добропорядочные европейцы или американцы захотели бы провести свои каникулы в Таиланде. Слишком скандальной была репутация этой страны из-за избытка "баров для свиданий", массажных салонов с "девочками для услужения", и "отелей со всеми удобствами", где номер можно было снять вместе с девочкой. Правда, это "направление" туристического бизнеса имело своих достаточно многочисленных клиентов среди американских военных, прибывавших в этот своеобразный "реабилитационный" центр после героических сражений во Вьетнаме. И довольно долго это негативное наследие вьетнамской войны служило серьезным препятствием для активного развития цивилизованного туризма.
Однако к середине 80-х годов картина стала резко меняться. Впервые валютные поступления от туризма превысили такую важную статью экспорта Таиланда, как рис, а в 1988 году около 3,5 миллиона туристов принесли стране доход более 2 миллиардов долларов. Это заставило власти окончательно пересмотреть свой взгляд на развитие туризма. Да и многие богатые тайские семьи, прежде считавшие зазорным, чтобы их дети работали в сфере обслуживания, стали по иному смотреть на работу в престижном отеле, ресторане или туристической фирме.