Об Испании

Фламенко - голос крови

Фламенко

Фламенко или канте (cante - пение) фламенко - практически одно и то же. Не самый популярный на родине «песенно-танцевальный спектакль» стал едва ли не символом Испании, изучается во многих странах от США до Японии и считается любимым зрелищем туристов.

Если вы попали в испанскую провинцию Андалусия, вас ждет встреча с достопримечательностью особого рода. Именно она сделала эту провинцию всемирно известной. Речь идет о фламенко.

Трудно дать точное определение этому понятию. На первый взгляд, это разновидность фольклера. Но такое понимание будет поверхностным и неточным. Фламенко - это больше чем музыка, песня и танец. Это стиль жизни, мироощущение. В некотором смысле, это даже сословие. А еще, это яркая и порой трагическая история целого народа...

Искусство древнее, как мир

Фламенко является нам под стук кастаньет и ритмичную дробь каблуков танцовщицы. Неизменная роза в ее зубах, бесконечные переливы волн ее юбки и музыка, которая запомнится навсегда - все это и есть фламенко. Здесь слились воедино страсть горячего южного сердца, безудержная фантазия музыканта и глубокая боль от пережитых исторических драм.

Фламенко

История фламенко берет начало до нашей эры. В те незапамятные времена на территории современной Андалусии процветало самобытное государство Тартесс. Его населяли весьма образованные по тем временам люди. У них была своя письменность, культура и, разумеется, музыка. Эти люди настолько любили все прекрасное, что даже законы своей страны писали в стихах. Свод законов Тартесса так и назывался "Шесть тысяч стихов".

Финикийцы, карфагеняне, конечно, греки и римляне сделали многое, чтобы музыка, песни и танцы народа Тартесса впитали в себя все лучшее, что было у других народов Европы и Северной Африки. Особая роль тут принадлежит грекам. Их творческое наследие оказало огромное влияние на местные музыкальные традиции. Это влияние можно проследить и теперь. Не меньше на искусстве жителей Андалусии сказался музыкально-поэтический багаж с которым сюда пришло христианство. А точнее, византийский стиль религиозного песнопения.

Свой след в искусстве Андалусии оставили, пришедшие сюда из Палестины, евреи и особенно арабские племена. Ведь последние создали на Пиренеях могучую, долго процветавшую державу с богатыми музыкальными традициями.

Все эти потоки, в конце концов, слились воедино, образовав то, что сегодня называют андалусской музыкой. Как всякое детище жаркого юга, эта музыка полна нежных мотивов любви, бурлит юной страстью. А еще в ней много тоски и горькой безысходности, часто напоминавших о себе жителям этих мест. Ведь здесь еще не успевали зажить раны одной войны, как начиналась другая...

Фламенко

Но все это было только фундаментом фламенко. Свою конечную форму этот стиль принял с появлением в Испании цыган. Покинув родные для них земли Индии, они, после долгих скитаний, пришли сюда в поисках лучшей доли. Но свободолюбивому кочевому народу оказалось непросто ужиться под властью здешних сеньоров.

Как только испанцы окончательно утвердились в Андалусии, они вели для цыган длинный список ограничений. Была резко ограничена и свобода кочевок. Стоит ли говорить, что это значит для любого кочевого народа? Тем более такого, который ценит свободу больше жизни...

Ответом цыган стало упорное, но не имевшее шансов на успех, сопротивление и... фламенко. В своих песнях они говорили о постигшей их горькой участи, а энергичным танцем разминали, привыкшее к постоянному движению, но обреченное теперь на неподвижность, тело.

Впоследствии цыгане пережили длинную вереницу преследований, высылок в горные гетто и тому подобных коллизий. Столь бурная и часто кровавая история этого народа, в конечном счете, сформировала неповторимые песни, музыку и танцы андалуских цыган. Нашла там отражение и мечта, несмотря ни на что, сохранить свою самобытность, пронести сквозь века традиции доставшиеся от далеких предков.

Вот так, из буйного южного темперамента, крика отчаяния, стона угнетенных и неистребимой веры в лучшее - в любовь рождался всемирно знаменитый стиль фламенко...

Дело не в словах

Фламенко

В песнях фламенко мало слов, тексты незамысловаты. Песни изобилуют надрывным криком, многозначительными паузами. Стиль исполнения подразумевает некий надрыв, быстро сменяемый погруженем в себя, отрешенностью от окружающего мира. Вы не найдете здесь шумного веселья свойственного песням российских цыган, утонченной душевности их романсов. Андалусские цыгане поют о другом и по-другому. Мы уже знаем почему...

Песня здесь - не более чем форма выражения чувства. Поэтому слова не так важны. То, что недосказано словами, скажут интонации, взгляд, музыка и танец. Вытянутое как струна тело танцора или танцовщицы, заломленные над головой руки, без устали выбиваемый ногами бешеный ритм - какие слова нужны ко всему этому? Ведь и так все ясно.

В текст песен фламенко не нужно вдумываться, их нужно почувствовать, пропустить через себя. Даже если вы приехали с другого края земли, скорее всего, в вашей жизни было что-то такое, что созвучно духу этих песен. Значит, вы найдете общий язык.

И все же, раз в песни есть слова, в них должен быть какой-то смысл. Если перевести песни фламенко, окажется, что авторы не балуют слушателей обилием поэтических образов. Все как-то по-крестьянски коротко, практично и жизненно.

Интересная особенность песен - в них избегают напрямую говорить о смерти. Вот здесь как раз возможны всяческие иносказания и поэтические аллегории. Видимо это потому, что очень долго насильственная смерть была неизменным спутником андалусских цыган. Зачем упоминает ее еще в песнях?

Фламенко

Есть и другой фактор, влияющий на тексты песен фламенко. Уже довольно долго они являются атрибутом туристической отрасли Испании. То есть, часто их слушают иностранцы, которые все равно не понимают текста. Вот песни и пишутся так, чтобы быть лишь дополнением к музыке и танцу, чтобы одной интонацией можно было выразить переживания артиста.

Стиль, к которому нужно привыкнуть

Канте хондо - так называется стиль, который лежит в основе песен фламенко. Его еще называют "глубокое пение". Канте хондо может сопровождаться партией на гитаре, а может звучать в одиночестве. За пределами Андалусии трудно найти певцов работающих в этом стиле, впрочем, как и ценителей этой специфичной манеры исполнения. Для уха, не привыкшего к канте хондо, он может показаться сложным и даже мало привлекательным. Но ведь и многие деликатесы в первый раз кажутся невкусными. К ним нужно привыкнуть.

У канте хондо есть как бы упрощенные модификации. В частности, андалусское фанданго. Этот стиль обращен к самым тонким струнам вашей души, он поразит вас трогательностью напевов и глубокой, проникновенной лирикой.

Далее следует канте чико. Это безудержное веселье, водоворот танца, скрытая в тексте ирония. Трудно удержаться, чтобы не хлопать в такт такой песне, не отбивать каблуками ее ритм или не выразить свой восторг ритмичным ударами кулаков по столу. Яркость, легкий стиль, ореол радости - все это обеспечило канте чико огромную популярность во всей Испании и не только там.

Гитара и ее гитарист

Сама по себе гитара известна на Пиренеях с ХIII века. Но во фламенко она прочно вошла только в конце XVIII - начале XIX веков. Это предположительно. Точная дата не известна. Так или иначе, но этот инструмент, прийдя во фламенко, стал господствовать над песней, подчинил ее себе. Кстати, вот еще одна причина простоты и краткости песен фламенко.

Фламенко

Гитара принесла с собой традицию импровизации, повысила художественный уровень исполнения, потребовала от артистов более высокого мастерства.

Гитарист во фламенко - токаора - очень уважаемый человек. Но это уважение он, разумеется, должен еще заслужить своими исполнительскими навыками и тонким чувством музыки. А за этим должны стоять большая творческая натура и упорный, кропотливый труд постоянного самосовершенствования. Когда все это в наличии, токаора быстро завоевывает сердце аудитории и его, как признанного мастера, просят сесть ближе к слушателям. Это высшая степень похвалы!

Удивительно, но достигая в исполнительском искусстве заоблачных высот, многие токаора не имеют музыкального образования. Более того, не всегда знают ноты. Они исполняют музыку душой, опираются не на профессиональные знания, а на особое мировосприятие, им на помощь приходит и трепетное отношение к своему делу. Возможно поэтому при обучении игре на гитаре большую роль играют отношения учитель-ученик, их эмоциональная связь. Ведь то, что нельзя передать через нотную запись, одна душа всегда может прошептать другой. Но для этого души должны быть близки.

Танцор фламенко Хоакин Кортес является послом цыган в Европейском союзе. 16 ноября 2010 года ЮНЕСКО присудила Фламенко статус объекта Всемирного Наследия.

Именно такая манера обучения позволяет создать гитаристов, умеющих буквально оживить инструмент. В их руках гитара превращается в самостоятельного артиста, который рассказывает свою историю, дополняет певца, а порой и спорит с ним. Получив живую душу, инструмент уже не хочет подчиняться гитаристу. Он хочет управлять им.

Для танца нужна душа

Каждый житель Андалусии знает: любое чувство, любой оттенок настроения можно передать танцем. Если, конечно, этот танец фламенко. Причудливые изгибы тела, резкие порывистые движения, внезапные повороты, гордо расправленные плечи, высоко поднятая голова - мастера танца фламенко знают как удержать на себе пристальные взгляды аудитории.

Танец не подразумевает коллективного исполнения. Все делается в одиночку, ведь на сцене может быть только один мастер - один кумир. Он всегда должен быть полностью свободен в танце. Причем, для самовыражения ему не нужна большая сцена - нужна большая душа.

Фламенко

Раньше стиль танцоров заметно отличался от стиля танцовщиц. Если первые всегда запоминались выбиванием ритма ногами, вторые - пластикой рук и грациозностью движений, созданием насыщенного эмоционального образа. Сейчас эта разница почти исчезла.

Считается, что танец фламенко неотделим от стука кастаньет. Это не совсем так. Танцоры стараются обозначить ритм, прежде всего, целчками пальцев, ударами в ладоши или ногами. Ведь кастаньеты сковывают руки, которые так нужны для выразительного танца. Впрочем, там, где нужно зрелище для туристов, без "традиционных" кастаньет не обойтись.

На туристов расчитаны и, по сути, шутовские варианты фламенко: фламенко-рок, фламенко-поп и даже фламенко-джаз. Они в изобилии присутствуют в излюбленных туристами местах. Но если вы хотите увидеть фламенко "в чистом виде", вам нужно попасть в андалусскую глубинку, куда-то на крестьянский праздник или цыганскую вечеринку. Только там и сохранились подлинные традиции этого стиля - прекрасного как природа и люди Андалусии, трагичного как ее история.

Читайте здесь еще об Испании!

Комментарии:



МароккоV.I.P.
МароккоВстречай Новый 2025 год на берегу океана в Агадире – полупансион. Вылет из Москвы 29.12.24 на 9 дней
РоссияКаникулы
РоссияСоверши интересное путешествие на край земли. Мурманск - Териберка. Вылет из Москвы 02.04.25 на 3 дня
Индия
605$ 70271рПодробнее
ИндияПродли свое лето - отдохни на песчаных пляжах ГОА по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ценам. Вылет из Москвы 17.12.24 на 8 дней и более
РоссияНовый год
РоссияВстречай НОВЫЙ ГОД в ПОДМОСКОВНОМ лесу! Отличная ИДЕЯ. Выезд из Москвы 30.12.24 на 9 дней
Россия
РоссияНовый год в Калининграде. Увлекательное путешествие по Русской Прибалтике. Вылет из Москвы 31.12.24 на 6 дней
РоссияЭто круто!
РоссияПодари себе Сияние Севера. Встречай Новый год на Кольском полуострове. Выезд из Москвы 30.12.2024 на 4 дня