Об Италии
Искусство Древнего Рима
Также читайте:
Как отразилось на древнеримском искусстве то, что римляне были скорее практичными, чем романтичными? Как повлияло на искусство завоевание Греции? По чьим моделям строились Римские храмы? Почему процветала мозаика, а панно и полноразмерные скульптуры почти исчезли? Обо всем этом читайте далее.
Древние римляне, как это свидетельствуют исторические источники, были людьми скорее практичными чем романтичными. Поэтому искусство как таковое у них было часто на втором плане, уже после решения вопросов реальной жизни. Древние римляне создали в начале в стране сильное и разумное построенное государство и его важнейший институт – весьма эффективную армию. После этого, утвердив с помощью своей военной силы покой в стране и на ее границах, широко распространив своё политическое влияние, создав серьезное материальное благополучие в государстве, вспомнили и об искусстве. Приложив огромные силы в военном и физическом совершенствовании, они ничего не оставили для художественного творчества и духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они в начале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь. И часто довольствовались заимствованиями от этрусков.
Потом, когда завоевания новых народов и территорий дали римлянам богатство и дали им время заглянуть в себя, пришло и время для прекрасного. Особенно на пользу духовности послужило завоевание римлянами Греции. А это позволило уже приблизить римлян к развитой цивилизации этой страны. Завоевания и добыча в них принесли в Италию вывезенными из Греции художественные произведения. Искусство стало модным в начале у высших слоев, им подражали другие и постепенно оно стало пользоваться в почётом. Но все же так и не стало в Древнем Риме чем-то необходимым. Скорее оно стало способом придавать внешний лоск общественному и частному быту, или способом возвеличить героев, польстить народному самолюбию.
Государственные мужи Италии и богатая верхушка стали покровительствовать искусству. И стало модным и престижным привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Греции. Приезжие мастера передавали свои навыки местным жителям и тяга к прекрасному повсеместно расширилась.
Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое Римское искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности.
Архитектура. Именно этруски построили в Рима ранние монументальные сооружения. Римские храмы и дома были построены на основе этрусского моделей. Элементы этрусского влияния в римских храмах отражает наличие в них подиума и акцент на фронт за счет остальных трех сторон. Большинство этрусских домов группировались вокруг центрального храма, поэтому во многом так же и в римском городе большинство домов были построены вокруг атриума. Влиянием этрусской архитектуры постепенно снижалась из-за влияний других культур, особенно греческой. Этрусские архитектуры сама по себе была под влиянием греков, так что, когда римляне приняли греческий стиль, то это не было так уж совершенно чуждо их культуре. А уже после падения Сиракуз в 211 г. до нашей эры греческие произведения искусства просто хлынули в Риме.
Во II веке до нашей эры, поток этих работ, и что более важно, греческих мастеров, продолжает нарастать, тем самым оказывая решающее влияние на развитие римской архитектуры. К концу республики, когда Витрувий написал свой трактат об архитектуре, греческой архитектурной теории и примеры были доминирующими. С расширением империи, римская архитектура распространяется на большей территории, используется как для общественных зданий, так и для некоторых крупных частных владений. Во многих районах элементы стиля в архитектуре несколько меняются под влиянием местных вкусов, но все же архитектура остается узнаваемо римской. Стили народной архитектуры тоже находятся под влиянием римской архитектуры в той или иной степени.
В первом веке нашей эры, Рим стал крупнейшим и самым передовым городом в мире. Древние римляне придумали новые технологии для улучшения санитарии городских систем, строительства дорог и зданий. Они разработали систему акведуков, которые снабжали пресной водой города. И они же построили канализацию, которая удаляла отходы из городов. Самые богатые римляне жили в больших домах с садами. Большинство населения, однако, жили во многоквартирных домах из камня, бетона или известняка. Римлянами также были разработаны новые методы строительства и созданы новые строительные материалы. Лепнина украшала дома богатых людей. Картины часто показывали пейзажи, события из греческой или римской мифологии, исторические сцены, или сцены из повседневной жизни. Римляне украшены полы мозаикой - картинами или рисунками, созданными с помощью небольшой цветной плитки. Богатые цветные картины и мозаики помогли сделать помещения в римских домах визуально больше, интереснее и ярче, продемонстрировав еще и богатство владельца.
В христианскую эпоху поздней империи, от 350-500 н.э., настенная живопись, мозаика на потолках и полах процветала в погребальных сооружениях. В то время как полноразмерные скульптуры и панно в домах вымерли, скорее всего, по религиозным соображениям. Когда император Константин перенес столицу империи в Византию (переименованную в Константинополь), римское искусство включило в себя и восточное влияние в византийском стиле. На строительстве церкви Святой Софии в Константинополе занято было занято почти 10 тысяч рабочих и ремесленников. А заключительный взрыв римского искусства произошел при императоре Юстиниане I, который также принял решение и о создании всемирно известных мозаик Равенны.
Комментарии: