Об Италии
Православие в Италии
Перезагрузка отношений между Ватиканом и Православной Церковью
Также читайте:
- Итальянская школа в Москве
- Обучение в Италии
- Бари - последняя обитель святого Николая Чудотворца
- Антонио Сальери — развенчание плохого образа
- Команда "Святой Франциск" — сколько в Италии Святых Францисков
- Апельсиновый карнавал — февральский праздник в городке Иврея
- Костюмированный футбол в городе Фиорентина
В чем символичность жеста передачи храма Святого Василия в центре Рима в собственность православной Церкви. Почему подобрели католики. Каковы исторические судьбы православных людей на Итальянской земле.
По сообщению «Независимой газеты», сразу же по окончании реставрации храма Святого Василия (Сан-Базилио) в историческом центре Рима, Ватикан намерен передать его Русской Православной церкви.
Италия изначально была местом паломничества не только католиков, но и православных. С той лишь разницей, что конечной целью паломничества православных был не Рим, а город Бари в Апулии. Именно здесь перезахоронен очень почитаемый в православии святой Николай Чудотворец.
Окончательный раскол между западной и восточной ветвью христианства произошел в 1054 году, но разница в христианских обрядах возникла лет на триста раньше. Южная Италия еще со времен распада Римской империи находилась под влиянием Византии, здесь проживало много этнических греков, и потому в южной Италии быстро начала распространяться восточная форма христианства.Первый удар православию в Италии нанесли арабы, захватившие в VIII веке Сицилию. Позже арабов сменили викинги, которых здесь называли норманнами. Отбив у арабов Сицилию, норманны начали распространять свое влияние на всю южную часть Италии. К этому времени отношения между римским папой и константинопольским патриархом испортились окончательно, и потому экспансия принявших католичество викингов была для Ватикана как нельзя кстати. Раскол 1054 года вовсе не улучшил отношений между Римом и слабеющей Византией. Норманны начали пользоваться прямой поддержкой святого престола. Результат для Византии был очень печален - в 1156 году норманский король Вильгельм Злой штурмом взял Бари - последний оплот Византии в Италии. Город был разрушен полностью, и разрешение на его восстановление было получено только десять лет спустя.
Одновременно с военной экспансией норманнов Ватикан начал духовную экспансию против православного населения Сицилии, Апулии и Калабрии. В греческой среде началось насаждение униатской, или же греко-католической церкви - подчиненной Риму духовной структуры, по обрядам и богослужению не отличающейся от православной церкви. К концу XIII века большинство италийских греков перешли в униатство.
Вторая волна православия в Италии связана с вторжением в Европу турок - османов. С XV века на адриатическое побережье Италии тысячами начинают прибывать беженцы с балканского полуострова - в основном из Греции и южной Албании. Власти не препядствовали беженцам селиться в Италии, но всячески старались и среди них насадить униатство. Впрочем, беженцы меняли исповедание достаточно неохотно. Численность вскоре перестала расти, а с XVIII века начала постепенно сокращаться, главным образом за счет ассимиляции. С того же времени стала сокращаться и численность православных -уже за счет эмиграции греков из Италии в более экономически развитые государства. Последняя волна эмиграции православных в Италию пришлась на последнее время - с пятидесятых годов в Италие осело много греков из Ливии, Египта и Эфиопии, а также выходцев из Югославии. Православие наиболее распостранено в южной части Италии - в Калабрии, Неаполе и на Сицилии. Приходы Константинопольской православной церкви есть и в Риме, Флоренции, Сан-Ремо, Венеции. Сейчас общая численность православных в Италии - сорок-пятьдесят тысяч человек. Униатов приблизительно в два раза больше.
С конца XIX века Италия стала излюбленным местом отдыха русской знати. Зачастую в местах наибольшего скопления русских туристов открывались и русские приходы. Позже таковые стали открываться в центрах эммиграции. Сейчас храмы Русской православной церкви есть в Болонье, Милане, Турине, Палермо и Модене. В мае 1998 года мэр города Бари передал церковь святителя Николая и часть помещений дома паломника, ранее принадлежавших Русской православной церкви, в безвозмездное пользование Московского патриархата.
Проект постройки церкви на территории русского посольства в Риме рассматривался еще в прошлом веке. Планам помешала сперва первая мировая война, затем революция. Заявление Ватикана о передаче Русской православной церкви костела XVII века, находящегося на площади Барберини, недалеко от русского посольства, явно направлено на смягчение отношений между конфессиями.
В начале девяностых годов украинская греко-католическая церковь, находящаяся в юрисдикции Ватикана, фактически разгромила православные епархии во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской области. Московская патриархия потеряла почти 1300 церквей. Хотя сами события носили скорее политический, нежели религиозный характер, отношения между Ватиканом и Русской православной церковью очень обострились. Именно из-за событий на Западной Украине патриарх Алексий II в данный момент считает невозможной свою встречу с папой Римским.
Московский патриархат вряд ли откажется от подобного подарка. Скорее всего, в ближайшее время в Рим отправится специальная делегация, которая определит состояние Храма и соответствие его православным канонам. Возможно, в будущем последует подобный «жест вежливости» со стороны Москвы. Остается надеяться, что подобный обмен и вправду вызовет определенное «потепление» отношений между двумя конфессиями.
С таким заявлением выступил председатель епископата Германии монсеньор Карл Леманн. По его словам, 79-летний понтифик должен добровольно сложить с себя обязанности главы католической церкви по причине ухудшения состояния здоровья.
Но позже Карл Леманн пошел на попятную: "Я вовсе не требовал отставки Иоанна Павла II, я просто сказал, что церкви нужен новый сильный лидер, иначе невозможно удержать вместе миллиард верующих, раздираемых сильнейшими противоречиями».
Польский епископ Кароль Войтыла уже 21 год возглавляет Римскую католическую церковь, и четверть из этого срока он провел в поездках, посещая тот или иной регион мира. 79-летний понтифик прекрасно понимает, что его физические силы небезграничны. Он страдает болезнью Паркинсона, от которой у него паралич лицевого нерва, и поэтому ему трудно говорить. Семь раз он лежал в клиниках, а в 1994 году перенес операцию и с тех пор с трудом передвигается. Но даже свою физическую слабость он сделал символом смелости и мужества. Начиная с рождественской мессы 24 декабря, Иоанн Павел II ежедневно совершает сложные католические ритуалы и появляется на публике. Чтобы увидеть своими глазами праздничный Рим 2000 года, папа отказался от традиционного послерождественского отдыха и в полночь наступившего тысячелетия приветствовал всех собравшихся. А через несколько дней понтифик крестил 18 младенцев в Сикстинской капелле.
Иоанн Павел II всегда говорил, что останется на своем посту до тех пор, пока этого хочет Бог, однако недавно стало известно и другое его высказывание: «Уйти или не уйти в отставку? Надо поступить так, как будет лучше для церкви».
СЕРГЕЙ ЧАЙКИН
Italica, №2(4) февраль 2000 года.
Комментарии: