Об Италии
Памятник Гоголю в Риме
Также читайте:
- Рим
- Вечно прекрасная площадь Навона – сердце барочного Рима
- Рим: транспорт, связь, еда, покупки
- 3 рассказа о Риме
- Провинция Лацио, чья столица - Рим
- Христианские святыни в Риме
- Римский след в нашей жизни
- Архитектура Рима
- Безопасность в Риме: осторожно мошенники
- Посещение Рима — советы
- Скворцы над Римом
- Новый Год в Риме
- Площади Рима
- Советы туристам в Риме
- Отзыв о поездке "Рим античный": Неаполь - Помпеи - Капри - Ватикан - Рим
- Основные достопримечательности Рима
Римский парк "Вилла Боргезе", где в июне 2000 г. был торжественно открыт памятник А.С. Пушкину, пополнился скульптурным изображением другого великого русского писателя - Николая Васильевича Гоголя. Бронзовая фигура автора "Мертвых душ" изваяна известным скульптором, президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели и безвозмездно передана им итальянской столице. Гоголь изображен сидящим на скамье. Он задумчиво смотрит на мир с высоты четырех метров, придерживая на колене собственную улыбающуюся маску. Гоголь прожил в Италии (с перерывами) более пяти лет, по большей части в Вечном городе. "Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу - и уж на всю жизнь", - так он объяснял свою привязанность к этому городу. В круг друзей Гоголя в Риме входили люди творчества, русские художники, прежде всего - Александр Иванов, автор "Явления Христа народу", Зинаида Волконская, чей литературно-музыкальный салон в Москве посещал Пушкин. Навещал Гоголя в Риме поэт Жуковский, когда сопровождал в путешествии по Европе своего ученика - наследника престола, будущего императора Александра II.
Хотя русский писатель вел довольно замкнутый и уединенный образ жизни, были у него знакомые и в итальянских литературно-художественных кругах. Гоголь свободно владел итальянским языком. Особенно высоко ценил он сатирические стихи Джузеппе Джоакино Белли, с которым познакомился в римском салоне Зинаиды Волконской. Но главным для него и в Риме было творчество. Здесь он написал значительную часть поэмы "Мертвые души", сделал новую редакцию "Ревизора", начал повесть "Рим", оставшуюся, однако, незаконченной. Сообщая друзьям в Петербург о том, как продвигается работа над поэмой, Гоголь замечал: "О России я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде". Эти слова начертаны на постаменте памятника вместе с датами жизни писателя: 1809 - 1852.
Открытием памятника в Риме в декабре 2002 г., в присутствии автора, завершился отмечавшийся в России и в Италии год 150-летия кончины Гоголя. Его произведения знают и ценят в Италии. За последнее время здесь растет число переводов русских писателей не только в академических, научных изданиях, но и в популярных сериях. Гоголю посвящен ряд крупных исследований. Среди них обратила на себя внимание работа научной сотрудницы Римского университета "Сапиенца" ("Lа Sapienza") Риты Джулиани. Другая сотрудница этого университета, Ванда Гасперович, провела подробные изыскания по гоголевским местам. Роли автора "Мертвых душ" в истории литературы был посвящен международный конгресс в Риме, организованный муниципалитетом города, университетом "Сапиенца" и Академией наук "Линчей". В конгрессе приняли участие представители университетов из России, США и Израиля. Были сделаны интересные доклады по неопубликованным материалам о пребывании Гоголя в Риме. Они дополнили и обогатили написанные ранее исследования известных русистов Этторе Ло Гатто и Леоне Пачини Савой, а также русских гоголеведов.
Теперь и "Вилла Боргезе", при-ютившая в своем "Саду Поэтов" па-мятники Гоголю и Пушкину, двух корифеев русской литературы, может служить связующим звеном между искусством и культурой Италии и России, стимулировать развитие отношений дружбы между народами двух стран. Об этом говорил на церемонии открытия памятника Н.В. Гоголю асессор по вопросам культуры римского муниципалитета Джанни Борнья.
Римская общественность отнеслась с уважением к художественному решению памятника. Его автор Зураб Церетели - крупный художник, чьи произведения находятся во многих местах в России. Однако критики с сожалением отмечают, что представленное в Риме скульптурное изображение Гоголя выдержано в чисто академическом стиле, лишено поиска новых выразительных средств и продолжает ту же традицию советского монументального искусства, в которой работал скульптор Томский,установивший памятник писателю на Гоголевском бульваре в Москве.
АГОСТИНО БАНЬЯТО
Italica, №1(34) февраль-март 2003 года.
Читайте здесь еще об Италии!
06.11.09 lora Задать вопрос
огромное спасибо г.Церетели за памятник в 4исто академи4еском стиле!!! новые средства ищут те,кто не способен сделать класси4еский памятник...А как обожает народ памятник Гоголю на Гоголевском булваре в Москве!!!
14.03.06, evdokia.ru@virgilio.it, evdokia
Комментарии: