Об Италии
Музей и Галерея Боргезе
Также читайте:
В Галерее императоров с 18 бюстами XVII века находится "Похищение Прозерпины" Д.Л. Бернини. В Галерее Боргезе, на втором этаже, богатейшая коллекция картин великих художников: "Снятие с креста" Рафаэля, "Мадонна Стремянных" Караваджо, "Священная и Земная любовь" Тициана, "Мужской портрет" Антонелло да Мессина, а также картины Пинтуриккио, Боттичелли и Рубенса. На территории парка расположен зоопарк, созданный в 1911 году, а на улице Альдрованди Городской зоологический музей и Африканский музей с интересными документами об истории и традициях Африки. Идя по той же улице, выходим на площадь Балле Джулия, где находится Национальная галерея современного искусства, основанная в 1883 году. Там собраны произведения итальянской и зарубежной скульптуры и живописи прошлого и нынешнего столетий: неоклассические работы Каноны, романтики Хайец и Сегантини, ташисты Фаттори и Синьорини, а также Дега, Моне, Сезанн, Ван Гог, Модильяни, Мафай, Де Кирико, Гуттузо.
На аллее Делле Белле Арти находится построенная при папе Юлии вилла, ныне Национальный музей Виллы Джулия, в котором хранятся ценные археологические экспонаты доримской эпохи, найденные во время раскопок на территории центральной Италии. Среди статуй, остатков гробниц и других предметов самым интересным этрусским памятником является терракотовая "Супружеская гробница".
Галерея, справедливо прозванная королевой частных коллекций. Конечно, чтобы собрать в одном месте такое количество шедевров, надо было быть князем Сципионом Боргезе — тем самым человеком, для которого придумали должность кардинал-племянника, то есть родственника папы, совершенно официально получавшего все подарки и синекуры. Никто больше не смог бы выкрадывать из монастырей полюбившиеся полотна Рафаэля и скупать холсты Караваджо за бесценок, раз уж заказчики от них отказались (такая история произошла с «Мадонной Палафреньери», убранной из Сан-Пьетро за слишком откровенное декольте). Князь Сципион вообще был большим почитателем Караваджиева таланта; он же прославился как один из главных заказчиков Бернини — в результате почти весь первый этаж заставлен скульптурами этого мастера (с добавлением Кановы).
Для того чтобы навсегда уяснить себе основные принципы помешанного на превращениях, преувеличениях и технических кунштюках римского барокко, достаточно прогуляться по двум-трем залам, где вперемежку с античными мраморами стоят «Похищение Прозерпины», выведшие технику за грань фантастики «Аполлон и Дафна» и «Давид с пращой», которому скульптор решил придать свое собственное лицо; зеркало перед ним держал, по легенде, сам кардинал Барберини, будущий Урбан VIII. Надо, впрочем, сказать, что последующие поколения князей Боргезе тоже не ударили в грязь лицом — коллекция продолжала пополняться до начала XIX века. Именно тогда здесь оказался один из самых скандальных экспонатов — «Лежащая Венера» Кановы, она же портрет супруги князя Камилло Боргезе Паолины Бонапарте, тогдашнего идеала классической женской красоты (слепок с груди Паолины хранится в Наполеоновском музее в отдельном ларце). Статуя была главным предметом обсуждения в римских салонах; Паолина, однако, в детали вдаваться отказывалась, а на вопросы о том, как же она осмелилась позировать голой, отвечала сухо: «В мастерской Кановы хорошо топят».
Живопись (за исключением Караваджиевых «Маленького больного Вакха» и «Юноши с корзиной фруктов») сосредоточена на втором этаже. Тут главный шедевр — волшебно мерцающая Тицианова «Любовь земная и небесная» (в самом дальнем зале). Помимо Тициана здесь есть еще Рафаэль («Положение во гроб», украденное из Перуджи), Доменикино («Охота Дианы», которую князю Сципиону удалось заполучить только после того, как художника засадили в тюрьму), Лукас Кранах (тоненькая Венера в роскошной шляпе и с Амуром), караваджиевоподобный Рубенс («Пьета», где Христа кладут на античный саркофаг) и сам Караваджо: пресловутая «Мадонна Палафреньери» и «Давид с головой Голиафа», где автор впервые в истории изобразил себя под личиной поверженного великана, а не библейского героя.