Об Италии
Катакомбы Св. Каллисты, Домициллы и Св. Себастиана
Также читайте:
За стенами Древнего Рима находятся огромные подземные кладбища ранних христиан. Всего в окрестностях Рима насчитывается более 40 катакобм, длина подземных коридоров которых около 500 км! Точное число захоронений неизвестно, но считается, что захоронено около миллиона человек! Самый глубокий туннель находится в катакомбах св. Каллисты - 25 метров! Для посещения открыты катакомбы св. Себастьяна, св. Каллисты и катакомбы Домициллы. Все катакомбы находятся под попечением монахов различных орденов.
В Древнем Риме нельзя было хоронить людей в черте города - внутри стен города. Кроме того, римляне кремировали своих покойников, сооружая для своих великих людей, как Гая Юлия Цезаря, огромные погребальные костры. Ранние же христиане, наоборот, обычай кремирования не признавали. Воскресение из мёртвых они понимали буквально и поэтому погребали своих покойников в нишах, которые закрывались или кипричами или мраморными досками. Сейчас все эти ниши открыты и там нет останков людей. Можно увидеть небольшие углубления над нишами, в которых горели светильники.
Вблизи от Аппиевой дороги (via Appia Antica) расположены три комплекса катакомб: Святого Каллиста, Святого Себастьяна и катакомбы Домициллы. Само слово "катакомба" первоначально относилось лишь к катакомбам Святого Себастьяна, своего рода сети колодцев, подземные галереи которых использовались для первых захоронений христиан. С распространением новой религии, в которой ритуал захоронения предусматривал оборачивание тела в ткань и предания его земле, возникла необходимость в расширении сети подземных коридоров на десятки километров. Иногда они служили людям как укрытие от опасностей. Римские язычники никогда не спускались в них, считая катакомбы святилищем христиан.
Катакомбы Св. Каллисты - официальное кладбище римских епископов, названные в честь папы Каллисты, который их расширил и привел в порядок. Ардеатинские могилы, где похоронено 335 итальянцев, расстрелянных немцами во время второй мировой войны.
На улице Семи Церквей находятся Катакомбы Домициллы, носящие имя захороненной там жены Флавия Клементия. Вернемся снова на Аппиеву дорогу, чтобы осмотреть катакомбы и церковь Св. Себастиана. В трехярусных катакомбах стоит бюст святого работы скульптора Бернини. Внутри церкви капелла Альбани, капелла Св. Себастиана и капелла со святыми мощами. Дальше расположены Еврейские катакомбы и Катакомбы Претекстата, где находятся языческие и христианские гробницы.
На Аппиевой дороге первыми расположены катакомбы Святого Каллиста - самое древнее место христианских захоронений в Риме. Они особо почитаемы, так как здесь находятся могилы почти всех пап III века. Это грандиозный комплекс, располагающийся на четырех уровнях. Здесь надо обратить особое внимание на папскую крипту и крипту Святой Цецилии, в которой было обнаружено чудом уцелевшее нетленным тело молодой девушки.
Находящиеся поблизости катакомбы Святого Себастьяна - единственные, открытые для паломников во все времена. Вход в них начинается в базилике Святого Себастьяна, построенной в IV веке, но до нас дошедшей в переделанном виде (архитекторы Фламинио Понцио и Джованни Вазанцио). Катакомбы располагаются в несколько ярусов. Заслуживает внимания кубикулум Геона с фресками конца IV века. Упомянем также так называемую Римскую виллу с архитектурными натуралистическими украшениями.
Наш взгляд внезапно поражает пьяццола, возникающая на пересечении узких коридоров. На нее выходят фасады трех мавзолеев, использовавшихся поначалу язычниками как урны для пепла, а затем христианами как могилы для захоронений. Интересны многочисленные настенные надписи верующих.
В катакомбы Домициллы вход открывается через базилику святых Иерея и Ахилея, полностью разрушенную в 1874 году и затем восстановленную. К базилике прилегает чудесный садик. В этих катакомбах прежде всего заслуживает внимания кубикулум Венеранды. Украшающие стены фрески отличаются необыкновенной интенсивностью и свечением, и могут различаться даже при свете свечи.
Чарльз Диккенс в «Картинах Италии» (англ. Pictures from Italy) описал свои впечатления от посещения катакомб святого Себастьяна (единственные из известных в 1840-х годах): Измождённый монах-францисканец с диким горящим взором был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие проходы и отверстия в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжёлым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли… Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами… Могилы, могилы, могилы!
Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: «Мы христиане! Мы христиане!», чтобы их убили убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из них, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и ещё более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодной смертью.
Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах, — сказал францисканец, окидывая нас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, — её торжество здесь, посреди мучеников за веру!