Об Италии
Испанская Капелла
Также читайте:
В старинный Зал Капитула Монастыря можно попасть через портал, открывающийся с северной стороны Монастырского двора (Зеленый двор). Это - гениальное творение Якопо Таленти (1359 г.). Капелла была предназначена для церковных служб, на которых присутствовала Элеонора Толедская, супруга Козимо I, со своей свитой. Капелла украшена фресками Андреа ди Буонаюто (середина XIV в.) на сюжет Зеркало истинного покаяния - апологии доминиканской доктрины, написанной настоятелем монастыря Якопо Пассаванти.
Это самое крупное и самое выдающееся произведение Андреа Бонайути. Вазари в 1568 году приписывал создание этих фресок Таддео Гадди и Симоне Мартини. В дальнейшем учёные считали, что их автором был Андреа Орканья, пока в 1916 году итальянский исследователь Инноченцо Тауризано не опубликовал текст договора, обнаруженный в архиве.
Испанская капелла была построена в 1350 году при главной доминиканской святыне – церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, и изначально задумывалась как зал капитула. Автором проекта считается Фра Джакопо Таленти, а покровительствовал строительству флорентийский купец Мико (Буонамико) де Гвидалотти, который с 1346 года приобрел известность после ряда пожертвований в пользу доминиканского монастыря. Из записей Фра Цзаноби де Гуаскони, настоятеля монастыря с 1362 по 1365 год, известно, что на постройку зала капитула и всей капеллы потребовалось 700 флоринов. Из этой суммы 500 заплатил Мико, а ещё 200 его брат Бранка (ум.1341). Мико скончался 4 сентября 1355 года и был похоронен доминиканцами перед алтарём в зале капитула. Незадолго до этого, 9 августа 1355 года он составил завещание, согласно которому этот почтенный гражданин Флоренции выделял на роспись капеллы 325 флоринов. Исполнителями своей воли он назначил Фра Джакопо Пассаванти, известного учёного-теолога, публициста и проповедника, который продумал живописную программу росписей, а также своего брата Доменико, жену Фьондину и некоего Наддо ди Андреа ди Гинацци. «Испанской капеллой» зал доминиканского капитула стал называться только в 1566 году, после того, как герцог Козимо I женился на испанке Элеоноре Толедской, и доминиканцы выделили это помещение для совершения богослужений испанской общине. Реставрационные работы проводились в капелле в XVIII веке, а также с 1960 по 1966 год и с 1994 по 1995 год. Однако в новом тысячелетии, в 2000-2001 годах там вновь работали реставраторы.
К январю 1366 года, когда Андреа Бонайути приступил к росписи капеллы, Фра Джакопо Пассаванти уже не было в живых, главным распорядителем завещания стал Фра Цзаноби де Гуаскони. 30 декабря 1365 года он заключил контракт с Андреа, по условиям которого художник должен был закончить роспись капеллы в течение двух лет. Для этого ему предоставлялся дом неподалёку от монастыря, а также солидный гонорар. Работы были закончены до наступления 1368 года.
Единый монументальный ансамбль охватывает все стены и свод зала и содержит исторические сюжеты и аллегории. Идейной основой программы послужили письменные труды Фра Джакопо Пассаванти, в особенности его сочинение «Зерцало истинного покаяния». Эта точка зрения была высказана в 1907 году Л. Вентури и подтверждается современными исследователями.
Своды зала покрыты композициями «Троица», «Воскресение Христово», «Вознесение» и свободным переложением так наз. «Навичеллы», знаменитой мозаики Джотто в атриуме собора Святого Петра: Христос спасает застигнутый бурей корабль апостолов и тонущего Петра – образ, который с раннехристианских времён считался символом миссии церкви, спасающей всё человечество.
На северной стене капеллы, где расположена архитектурная ниша, Андреа изобразил три сюжета из страстного цикла: «Путь на Голгофу», «Распятие» и «Сошествие во ад», причем первая и последняя сцены занимают правый и левый простенки ниши. Учёные отмечают, что изображённая в верхней части стены сцена «Распятия» не имела прецедента во флорентийской живописи, до появления Андреа Бонайути. В ней усматривают влияние сиенской живописной традиции, «Распятия» из Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, и сцены Распятия, созданной Липпо Мемми в Сан Джиминьяно.
Комментарии: