Об Италии
Вечно прекрасная площадь Навона – сердце барочного Рима
Дуэль архитекторов на площади Навона ( Рим )
Также читайте:
- Рим
- Рим: транспорт, связь, еда, покупки
- 3 рассказа о Риме
- Провинция Лацио, чья столица - Рим
- Христианские святыни в Риме
- Римский след в нашей жизни
- Памятник Гоголю в Риме
- Архитектура Рима
- Безопасность в Риме: осторожно мошенники
- Посещение Рима — советы
- Скворцы над Римом
- Новый Год в Риме
- Площади Рима
- Советы туристам в Риме
- Отзыв о поездке "Рим античный": Неаполь - Помпеи - Капри - Ватикан - Рим
- Основные достопримечательности Рима
Площадь Навона является одним из любимых мест жителей Рима. Она воплощает в себе любовь итальянцев к интригам и веселью. А вы хотите узнать об остроумных интригах легендарных мастеров Средневековья, сформировавших облик этого прекрасного города? Тогда обязательно стоит посетить площадь Навона, влюбляющую в себя с первого взгляда!
Площадь Навона является одним из любимых мест жителей Рима. Она воплощает в себе любовь итальянцев к интригам и веселью. А вы хотите узнать об остроумных интригах легендарных мастеров Средневековья, сформировавших облик этого прекрасного города? Тогда обязательно стоит посетить площадь Навона, влюбляющую в себя с первого взгляда!Арена игр и развлечений
Некоторые знатоки истории Рима говорят, что площадь получила свое название от слова "nave" - корабль, поскольку ее удлиненная форма напоминает очертания лодки. Такая необычная конфигурация городского пространства объясняется тем, что современная пьяцца Навона была воссоздана на месте бывшего стадиона Домициана (92-96 гг.), имевшего примерно такие же размеры. Специалисты утверждают, что некоторые дома построены прямо на фундаменте античных трибун.
В разное время тут проводились то скачки, то состязания по греческой борьбе, а когда Колизей в 217 году пострадал от пожара, на этом месте был выстроен временный амфитеатр. Здесь же проходила знаменитая "августовская регата", в которой принимали участие две соревнующиеся команды, символически изображающие борьбу духовенства с аристократией. Принадлежность к тому или иному сословию можно было определить по цвету одежды участников.
Игры и развлечения устраивались на площади до нашествия готов в V веке н.э. Может быть, тогда это место и получило название "agone" - арена, которе в дальнейшем трансформировалось в слово "navona"?
Пьяцца Навона сквозь века пронесла свое историческое назначение - развлекать жителей Рима. Вплоть до начала XIX века несколько раз в течение лета, в ночь с пятницы на субботу, конусообразное городское пространство заполнялось водой, и сюда съезжались экипажи и коляски со всего Рима, чтобы покататься по искусственному озеру, наслаждаясь прохладой свежих брызг. В воскресенье ночью Пьяццу Навона вновь осушали, и она приобретала обычный благообразный вид. В наши дни на этой площади (6 января) устраивают любимый праздник итальянской детворы - Befana (от греч. Epiphaneia - появление), он сопровождается оживленной ярмаркой игрушек и разнообразных лакомств. Колдунья Бефана - итальянский вариант Санта Клауса, она дарит подарки послушным детям, а тем, кто в течение года шалил, достаются лишь угли (угли сделаны из сладостей -это чисто по-итальянски!).
Предыстория поединка
Современный барочный облик пьяцца Навона связан с именем Папы Иннокентия Х (в миру - Джованни Баттиста Памфилио), именно ему пришла в голову мысль - облагородить запущенное пространство в центре города.
Для начала прелат выстроил для себя палаццо Памфилио, которое вскоре подарил своей фаворитке донне Олимпии Малдаккини. Справедливости ради нужно отметить, что донна Олимпия была женщиной незаурядной, хитрой и влиятельной. Злые языки поговаривают, что именно благодаря ее связям будущий Иннокентий Х сначала выбился в кардиналы, а затем стал Папой. Власть всемогущей донны была настолько сильна, что иностранные послы по прибытии в Рим сначала наносили визит ей, а уж потом самому Папе Римскому.
Знаки влияния донны Олимпии до сих пор можно встретить по всему городу. Все бывшие публичные дома украшены ее гербом, т.к. предприимчивая женщина в свое время сумела убедить наместника Бога на земле, что заниматься сбором налога с проституток ему не пристало, и доверчивый Папа Иннокентий Х передал эту обязанность донне Олимпии.О ней ходит немало легенд; есть версия, что пресловутая донна сумела выкрасть два сундука золота из кладовых прелата, вследствие чего бедный Иннокентий Х был похоронен на общественные пожертвования, т.к. денег на его похороны в папской казне не оказалось.
Но вернемся к площади Навона: к дворцу Памфилио примыкает купольная церковь с двумя колокольнями - Сант'Аньезе ин Агоне - "церковь св. Агнессы на Арене". Этот христианский храм построили на том месте, где св. Агнесса явила чудо жителям Рима. По преданию, эта девочка 13 лет была осуждена на всеобщее поругание, т.к. отказалась поклоняться языческим богам. Ее, совершенно обнаженную, доставили на стадион Домициана, вокруг которого размещалось огромное количество лупанариев (публичных домов). Здесь, посреди арены, и случилось чудо - в одно мгновение у девочки отросли длинные густые волосы, полностью скрывшие ее наготу.
Фасад церкви св. Агнессы был выполнен в 1652-1655 гг. по проекту Франческо Кастелли, прозванного Борромини, а напротив него вскоре появился пышный фонтан "Четырех рек" работы скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини. Эти два главные сооружения площади Навона и стали орудиями долгого бескровного поединка между гениями эпохи барокко.
Суть конфликта
Автор будущего фонтана "Четырех рек" творил в Вечном городе при пяти римских Папах и по праву считался выдающимся мастером своего времени, но при Иннокентии Х он впал в немилость. Понтифик не мог простить архитектору того, что тот был любимцем ненавистного ему Папы Урбана VIII. Иннокентий Х всячески пытался очернить своего предшественника, в частности, выдвигал обвинения против его семьи Барберини в том, что они разграбили папскую казну, а также никак не мог допустить того, чтобы главным архитектором Рима остался выскочка Бернини. Без видимых причин талантливый архитектор был отстранен от дел, а основные строительные работы в городе возглавил его извечный соперник - Франческо Борромини.
Может быть, так бы и погасла звезда Джованни Лоренцо на архитектурном небосклоне Вечного города, если бы не вмешательство всемогущей донны Олимпии. Влиятельной женщине приглянулся его проект фонтана для площади Навона, и она сумела так подать идею Бернини Папе Иннокентию X, что тот предпочел забыть о своей неприязни к зодчему.
Когда завязалась интрига между Борромини и Бернини, сказать сложно, но в истории искусств и архитектуры аналогичные случаи вражды случались постоянно и повсеместно. Подобная конкуренция только стимулировала великих мастеров на создание бессмертных шедевров. Кто знает, например, довелось ли Микеланджело расписать своды Сикстинской капеллы, если бы не интриги Браманте и Рафаэля? У Борромини, по крайней мере, был повод завидовать Бернини: все годы, предшествовавшие строительству на площади Навона, лучшие общественные заказы доставались не ему, а весельчаку Лоренцо. В то время как мрачному и чопорному Франческо Борромини перепадали, в основном, незначительные заказы от закрытых монастырей (завязка конфликта напоминает пушкинскую таргедию "Моцарт и Сальери").
Много воды и ни капли крови
Борромини приложил немало усилий к тому, чтобы Бернини оказался не у дел. Будучи членом комиссии по возведению фасада собора св. Петра, он добился запрета на возведение второй колокольни на главном католическом соборе по проекту своего соперника (одна к тому времени была уже построена, но вскоре снесли и ее). В ответ на это шутник Бернини не только распространил по Риму слух, что фасад церкви св. Агнессы выполнен неграмотно с тектонической точки зрения, но и пластически выразил свои оскорбления при помощи изваяний речных богов, выполненных для фонтана "Четырех рек", построенного напротив храма (1657 г.). Главными украшениям этого водного шедевра, не считая псевдоегипетского обелиска I века н.э., являются фигуры-аллегории рек: Рио делла Плата, Нила, Ганга и Дуная, две из которых открыто показывают отношение Джованни Лоренцо к произведению своего соперника Борромини. Бог реки Рио делла Плата вытянул вперед руки, как бы защищаясь от готового обрушиться на него фасада церкви св. Агнессы, а символ Нила просто закрыл голову плащом, дабы вообще не видеть это "безобразие".Лишенному чувства юмора Борромини хватило фантазии лишь на то, чтобы установить на фасаде своей церкви изваяние св. Агнессы - изображение мученицы должно было успокоить римлян и уверить их в незыблемости богоугодного сооружения. Но спорые на язык горожане продолжали высмеивать "Сальери", распаляемые каверзами ненавистного соперника.
Затем пришла очередь Бернини потерять сон из-за не открытого еще фонтана. Как-то раз за бокалом вина Борромини обронил фразу о том, что "хорошо смеется тот, кто смеется последним"; он знал, как будут удивлены жители города на торжественном открытии сооружения Лоренцо. Эти слова были переданы автору фонтана, и тот принялся разгадывать тайный смысл угрозы конкурента. Бернини еще и еще раз проверил все расчеты, но так и не смог найти собственную ошибку. Тогда он заслал ученика в дом к маэстро Борромини в качестве шпиона. Обаятельный юноша настолько полюбился экономке синьора Франческо, что та вместе с сердцем отдала молодому лазутчику и ключи от тайника хозяина. Только просмотрев расчеты скрупулезного конкурента, Бернини обнаружил большую утечку воды в одном из источников, питающих фонтан "Четырех рек", и тайно устранил дефект.
Как и предсказывал Борромини, на открытии нового водного сооружения, в присутствии множества народа, иностранных послов и самого Папы Иннокентия X, влага быстро заструилась, но через несколько минут иссякла. По толпе прошелся удивленный ропот, а прелат с досадой отвернулся, дабы не показать своего гнева. Тогда, за спиной Папы Римского, лукавый Бернини дал знак, и струи фонтана ударили с утроенной силой. Розыгрыш веселого неаполитанца удался в очередной раз, на что Иннокентий X, вдоволь посмеявшись, сказал следующее: "Ты дал городу не просто фонтан, ты подарил нам десять лет жизни". Для него самого слова эти не стали пророческими - он умер всего лишь четыре года спустя...
Если судьба занесет вас на площадь Навона в Риме, то вспомните и расскажите кому-нибудь еще эту быль о том, как подчас в жестокой борьбе талантов и амбиций рождаются невероятные шедевры, доставляющие людям радость спустя многие столетия. Туристы не запомнят дат и имен архитекторов, участников яростной схватки без единой капли крови, но они никогда не забудут историю о том, как легкомысленный фонтан насмехался над чопорным фасадом церкви. А чтобы окончательно закрепить впечатления - загляните в кафе "Tre scalini", где подают неповторимое римское мороженое "Tartufo nero" - "Черный трюфель". Это лакомство с кусками черного шоколада, украшенное белыми сливками, своими контрастными цветами напоминает давнее соперничество жизнерадостного Бернини и строгого Борромини, и по сей день продолжающееся в камне на одной из самых очаровательных площадей Вечного города.
ИРИНА ТИТОВА Италика №4 2000
Читайте здесь еще об Италии!
Сочетание домыслов с правдивыми фактами. Не очень глубокое знание предмета, даже в основном аргументе, которому посвящена статья - соперничестве двух великих архитекторов. Дело в том, что Борромини закончил строительство церкви св.Агнезии в Агоне примерно через два года после открытия фонтана Четырёх рек. Поэтому фигуры, символизирующие реки (кстати, они выполнены не Бернини, но его учениками-коллегами)просто не могли "видеть" фасад церкви...
Название "Агоне" происходит от так называемых "агональных" (прежде всего гимнастических)состязаний, проводимых на этом месте деревянном стадионе, который существовал ещё со времён Гая Юлия Цезаря. Традиция "агональных" состязаний, как и сам термин, взаимствован древними римлянами от греков и со словом "агония" он лишь созвучен.
Домициан родился 24.10.51 г. н.э.; пришёл к власти 13.09.81 г. после смерти брата Тита; умер 18.09.96 г.. Построенный им каменный стадион действовал уже в 86 году. В связи с этим непонятна дата (92-96), которую автор статьи указывает после упоминания имени императора.
Донна Олимпия никаких налогов с публичных домов не собирала, а вот разрешение ездить проституткам в каретах и посещать церкви она у Иннокентия Х действительно выхлопотала...
Письменных свидетельств о проводимых в этоху возрождения (и позднее) водных сражениях на пл.Навона нет - это плод народного воображения, а вот судна важных прелатов и аристократов на ней демонстрировались, но при этом драться (даже в шукту) в клерикальном гос-ве, каковым являлась Папская область до объединения Италии Джузеппе Гарибальди в 1870 году, аристократам (многие выходцы из семей которых становились Папами или прочими важными церковными сановниками)с представителями Церкви было бы по меньшей мере странно...
Почему-то автор называет "борроминиевский" фасад неграмотно выполненным! Но ведь даже неспециалистам известно, что Борромини играл с визуальным восприятием! Это его ноу-хау в архитектуре. По образцу фасада этой "неграмотно" выполненной церкви построена, например, одна из интереснейших церквей Вены. В защиту Борромини (и почему он ассоциируется с Сальери?!), у которого действительно был вредный характер, советую познакомиться автору во время следующего приезда в Италию с галереей, спроектированной и построенной Борромини в одном из дворцов, где кажущаяся в 30-40 м длинной галерея, на самом деле имеет 9 метров, а большая (по визуальному восприятию)фигура, установленная в её глубине - всего 80 см....
И этот список неточностей можно продолжить...
03.02.05, piattchits@hotmail.com, Andrej Piattchits
Комментарии: