Афины: Ареопаг
Греческое судилище
Также читайте:
Что такое Ареопаг? Скала или Совет старейшин Афин? Как под давлением правителей Ареопаг выносил обвинительные приговоры? Какая самая знаменитая речь, произнесенная со скалы, на которой вершили правосудие Олимпийские Боги, благодаря которой Греция сменит золотое копье Афины на животворящий Крест Христов?
Спускаясь с храмовой горы по развалинам Пропилей (древних ворот), внизу справа вы увидите большой скалистый выступ (от храмовой горы его отделяет тропа, начинающаяся в районе Плака и вьющаяся по северной стороне Акрополя). Древняя, высеченная в скале лестница из пятнадцати или шестнадцати ступеней, ведет к вершине скалы с гладкой, будто отполированной, поверхностью, испещренной похожими на кратеры отверстиями. Эту вершину специально выровняли много веков назад. Это Apec (или Ареопаг), древнее место проведения знаменитых собраний афинян.
Южное продолжение Агоры, невысокая голая скала прямо напротив входа на Акрополь, Ареопаг, примечательна не столько внешностью, сколько историей. Амазонки, осаждавшие Афины но времена царя Тесея приносили на этой скале жертвы богу войны Аресу. С этого времени она стала называться скалом Ареса (Арейос пагос). Здесь же состоялся первый во вселенной суд по уголовному делу, когда Посейдон обвинил Ареса в убийстве одного из своих сыновей -Галлирофия. Арес оправдывался тем, что названный Галлирофий пытался обесчестить одну из его дочерей. Олимпийские боги вынесли оправдательный вердикт.У подошвы Ареопага в древности пробивались источники. В начале VI века до нашей эры греки построили на этом месте, на юго-востоке Древней Агоры, Эннеакрунос («девятиструйный»)- дом с фонтаном, городской источник воды. Руины Эннеакруноса можно увидеть на Агоре и сейчас.
На той же скале афинские судьи судили Ореста за убийство его матери Клитемнестры. Истцами были дух Клитемнестры и богини-мстительницы Эринии (Фурии), защитником - Аполлон. Когда судьи решили, имел ли право сын убивать мать, мстя за убитого ею отца, голоса разделились поровну. Тогда к голосованию присоединилась богини Афина и внесла свой голос в пользу Ореста. С тех пор если голоса судей (присяжных) разделялись поровну, подсудимый считается оправданным.
В историческое время на скале заседал ареопаг - совет афинских старейшин, к которому автоматически и пожизненно причислялись все отслужившие свой годовой срок президенты-архонты. После реформ V века до н.э. за ареопагом были оставлены функции высшего уголовного и религиозного суда. Так как вокруг скалы всегда было людно, с нее частенько выступали разные философы, политики и проповедники.
Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Ареопаг являлся оплотом аристократии, позднее — олигархии. Главными функциями ареопага было наблюдение за соблюдением законов и суд по делам, связанным с убийствами. Само судилище располагалось на одноимённом холме.Ограничение власти ареопага началось с развитием афинской рабовладельческой демократии. Реформа Эфиальта (462 до н. э.) ликвидировала значительную долю политической власти и влияния ареопага, сохранив за ним, однако, право наблюдения за законами и функции суда по некоторым уголовным и религиозным преступлениям. До конца античных Афин остался авторитетнейшим властным и судебным органом Афин. В трагедии Эсхила «Эвмениды» учредительницей ареопага является Афина.
Вначале Ареопаг назывался просто «буле» (греч. «совет»), но после возникновения и выдвижения на первую роль в Афинах народного собрания (его также именовали «буле») древний совет стали называть советом на Ареопаге, или просто Ареопагом. Изначально Ареопаг был аристократическим совещательным органом при царе, однако с распадом монархии (ок. 900 до н.э.) стал верховным органом в судебной и религиозной области, а также в сфере контроля за магистратами. В эпоху расцвета Ареопаг в Афинах можно сопоставить по значимости с римским сенатом.
Члены Ареопага входили в него пожизненно, первоначально ими могли быть только эвпатриды, представители аристократических афинских семейств. С 7 в. до н.э., а возможно и раньше они кооптировались из старших магистратов, успешно завершивших годичный срок пребывания на посту, что обеспечило доступ в Ареопаг представителям других сословий. Это поддерживало численность Ареопага на уровне 200–300 человек. В 6 в. до н.э. Солон, знаменитый афинский законодатель, и видный государственный деятель Клисфен отдали власть в Афинах народному собранию и гелиее (апелляционному суду), однако во время бурных событий греко-персидских войн с 480 по 462 до н.э. Ареопаг вновь стал определять политику Афин.На Ареопаге проходили суды только по делам, связанным с убийствами. Так как судьи не хотели находиться с убийцами под одной крышей, суд проходил на открытом месте.
Впоследствии демократические лидеры Эфиальт и Перикл фактически свели функции Ареопага к судебному органу, окруженному религиозным ореолом, однако бессильному в политической области. Такие критики демократии, как Исократ, идеализировали прошлое Ареопага, однако политику, которую проводил Ареопаг на протяжении 4 в. до н.э., можно охарактеризовать скорее как компромиссную. Когда во второй половине 4 в. до н.э. Македония стала играть доминирующую роль в Греции, Ареопаг, и не без основания, подвергался обвинениям в сотрудничестве с македонскими правителями.
После битвы при Херонее (338 до н.э.), в которой царь Македонии Филипп II разгромил объединенные греческие силы, Ареопаг прекратил сопротивление. Позже, под давлением Александра Македонского, Ареопаг вынес обвинительный приговор Демосфену, противнику македонского господства в Греции, по делу о получении взятки от Гарпала, македонского вельможи, который похитил сокровища македонского государства и просил Афины о предоставлении убежища. В эпоху римского господства Ареопаг вновь приобрел значение высшего городского органа и просуществовал по крайней мере до 4 в. н.э.
Самая знаменитая речь, когда-либо произнесенная отсюда – безусловно, проповедь апостола Павла к язычникам - афинянам. Результатом стали не только насмешки философов, но и обращение в новую веру первого представителя языческого афинского истеблишмента - судьи ареопага Дионисии. Именем Дионисия Ареопагита, святого покровителя Афин, названа улица, идущая вдоль южного склона Акрополя. Греческий текст проповеди, высеченный на бронзовой доске, привинчен к скале.По мнению некоторых, он мог обращаться к собранию с агоры (рыночной площади), расположенной ниже, однако согласно местному православному преданию и утверждению многих историков, он стоял на самом Ареопаге. Если так, то апостол Павел поднимался по этим каменным ступеням и, стоя на выступе скалы над раскинувшимися под ногами Афинами, говорил своим слушателям, что Бог "не в рукотворенных храмах живет" (показывая при этом на мраморные храмы, венчающие Акрополь у него за спиной, и на тридцатифутовую статую Афины, чье золотое копье так ярко сверкало наконечником, что было видно даже морякам у берегов южной оконечности Аттики).
Паломнику, желающему вспомнить слова апостола Павла, находясь на вершине Ареопага, лучше всего придти сюда рано утром или поздно вечером, когда солнце садится за Акрополем, сияя великолепием красок — совершенно особенными, так характерными именно для Греции оттенками красного и золотого — и кажется, будто здесь все еще звучат слова Апостола.
Из всех этих тысяч идолопоклонников, философов и ораторов набралась лишь горстка людей, поверивших его словам. Лишь троих из них мы знаем по именам: священномученик Дионисий Ареопагит, по преданию бывший судьей совета Ареопага, состоявшего всего из девяти членов; св. Иерофей (возможно, он тоже являлся членом этого Совета), который впоследствии стал первым афинским епископом, и женщина по имени Дамарь.Афины с их сложной и утонченной интеллектуальной жизнью и представить себе не могли, что по прошествии нескольких столетий эти слова, едва ими услышанные и тотчас забытые, повергнут в прах все направления их отвлеченной философии, а золотое копье Афины сменит животворящий Крест Христов.
Комментарии: